Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "Легион" Паславской Т.Г. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды от 29 января 2021 года, решение судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2021 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 14 сентября 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Легион",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Литвиненко Е.А. N 30/11/2021-Ф от 29 января 2021 года ООО "Легион" признано виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей..
Решением судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 июня 2021 года постановление должностного лица изменено в части размера административного наказания с применением ч. 3. 3 ст. 4.1 КоАП РФ. ООО "Легион" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Севастопольского городского суда от 14 сентября 2022 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Легион" Паславсая Т.Г. просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.
Согласно п.1, п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, в ходе рейдового мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с 11-30 до 12-15 Севприроднадзором обследована территория в районе кладбища в "адрес" координатами 44.438037, 33.776250. Было зафиксировано несанкционированное складирование отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, с вкраплениями асфальтобетона, лома железобетонных изделий, лома бетона. Площадь несанкционированного складирования отходов составила 17, 8 м х 12 м.
Как было установлено, ООО "Легион" при исполнении муниципальных контрактов N-П1 от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на "адрес" (в районе кладбища), подготовке основания, N-П2 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на "адрес" (в районе кладбища), установку бортовых камней, использовало грунт под парковку и со срезки планировки дороги для применения его в устройстве подстилающих слоев оснований.
При исполнении работ осуществлен сброс, размещение на почве и планировка территории отходами различного морфологического состава (отходами грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, с вкраплениями асфальтобетона, лома железобетонных изделий, лома бетона), не учтенными в проекте.
На основании изложенного, в отношении ООО "Легион", 15 января 2021 года старшим государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Литвиненко Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2ст.8.6, ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Литвиненко Е.А. N 30/11/2021-Ф от 29 января 2021 года ООО "Легион" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Изменяя постановление должностного лица в части назначения административного наказания, судья районного суда указал, что вмененное ООО "Легион" административное правонарушение совершено впервые, Обществом принимались меры для устранения негативных последствий совершенных правонарушением. На основании изложенного судья районного суда пришел к выводу о снижении назначенного наказания в виде штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ до 150 000 рублей.
С данными выводами судьи районного суда согласился судья Севастопольского городского суда.
Считаю выводы судей законными и обоснованными.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: ответом ООО "Легион" (исх. Nб/н от 04.12.2020), ответом МА Орлиновское Мо (исх. N442/2-09-01/03/20 от 01.12.2020), эскизной документацией "Благоустройство. Устройство общественной парковки и проезда, с. Орлиное, г. Севастополь", муниципальным контрактом N46-П1 от 05.10.2020, муниципальным контрактом N 47-П2 от 09.10.2020, оцененными судьями по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Легион", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняло исчерпывающих мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, вывод административного органа и судей о наличии в деянии ООО "Легион" составов административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "Легион" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды от 29 января 2021 года, решение судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2021 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 14 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Легион", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.