Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника Никитенко И.А., действующей в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 8 февраля 2023 г., решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 2 июня 2023 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 21 августа 2023 г., вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 8 февраля 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 2 июня 2023 г. и решением судьи Забайкальского краевого суда от 21 августа 2023 г, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе защитник просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше судебные решения отменить, считая их незаконными и необоснованными.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, являясь должником по исполнительному производству, после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора от 23 августа 2022 г, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок - до 23 ноября 2022 г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист N, выданный на основании решения Центрального районного суда г. Читы по делу N 2-3336/2022) требования неимущественного характера - не предоставило ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору специализированного найма жилого помещения на территории Забайкальского края по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, копиями постановления о возбуждении исполнительного производства, исполнительного листа серии N, постановления о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения от 23 августа 2022 г. и иными доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края квалифицированы по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего отношения, связанные с исполнительным производством.
Обстоятельств, препятствующих исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя о том, что требования исполнительного документа не были исполнены в связи с отсутствием необходимого специализированного жилищного фонда Забайкальского края, является необоснованным, какими-либо достоверными доказательствами не подтвержден, при этом данные, указывающие на то, что Министерством приняты исчерпывающие и своевременные меры, которые могли бы реально обеспечить выполнение требований конкретного исполнительного документа в установленный судебным приставом срок, в материалах дела отсутствуют, с жалобой не представлены.
Приведенное в жалобе описание порядка формирования специализированного жилищного фонда в Забайкальском крае и процедуры выделения бюджетных средств, не позволяет прийти к выводу о наличии обстоятельств, исключающих принятие Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края должных мер к исполнению требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе, и не опровергает обоснованность выводов о виновности Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у Министерства имелись объективные препятствия для принятия реальных мер к своевременному внесению предложений о выделении средств на осуществление соответствующих полномочий.
Несогласие заявителя с толкованием должностным лицом и судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями с соблюдением требований статей 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 8 февраля 2023 г, решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 2 июня 2023 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 21 августа 2023 г, вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края виновно в административном правонарушении за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок. Жалоба защитника на законность решений судов и постановления судебного пристава отклонена, так как не представлены доказательства уважительных причин для неисполнения требований. Штраф в размере 30 000 рублей оставлен без изменения.