Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края), поданную 26 апреля 2024 г, на апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 марта 2024 г, по административному делу N 3а-289/2023 по административным исковым заявлениям Салтанова Николая Михайловича, Салтановой Натальи Геннадьевны о признании недействующими нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя РТС Забайкальского края Долгих Е.К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебный акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
Приказом РСТ Забайкальского края от 18.12.2017 N 598-НПА установлены предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов для ОАО "Забайкалспецтранс", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования городской округ "Город Чита", на 2018 - 2020 годы с календарной разбивкой, а также установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов для ОАО "Забайкалспецтранс", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования городской округ "Город Чита".
Приказ N 598-НПА опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края http://право.забайкальскийкрай.рф, 25.12.2017.
Приказом РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 609-НПА "О корректировке предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов для АО "Забайкалспецтранс", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" в приказ РСТ Забайкальского края N 598-НПА внесены изменения.
ПриказN 609-НПА опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края http://право.забайкальскийкрай.рф, 24.12.2019.
Приказом РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 605-НПА установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для индивидуального предпринимателя ФИО8, осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования городское поселение "Хилокское" муниципального района "Хилокский район", на 2020 год".
Приказ N 605-НПА опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края http://право.забайкальскийкрай.рф, 24.12.2019.
Приказом РТС Забайкальского края от 20.12.2019 N 606-НПА установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Эко-Полигон", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований Забайкальского края на 2020 год".
Приказ N 606-НПА опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края http://право.забайкальскийкрай.рф, 24.12.2019.
Салтанов Н.М, Салтанова Н.Г. обратились в Забайкальский краевой суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании вышеуказанных приказов, которые определением Забайкальского краевого суда от 01.12.2023 объединены для совместного рассмотрения с присвоением номера дела N 3а-289/2023.
В обоснование требований указано, что установленные тарифы являются экономически необоснованными, поскольку приказы приняты РСТ Забайкальского края с нарушением пунктов 22, 29, 34, 55, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктов 8, 21, 24 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, пункта 85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16.
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) операторов по обработке, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) включена в состав НВВ регионального оператора по обращению ТКО в Забайкальском крае "Олерон+" на 2020 год, соответственно, нарушает права и законные интересы административных истцов, имеющих в собственности коммерческие и жилые объекты на территории Забайкальского края и обязанных оплачивать коммунальные услуги региональному оператору. Указано, что на дату установления тарифов строительство объекта обработки не было окончено, обработка ТКО не производилась, в связи с чем региональный оператор получил в 2020 году неосновательное обогащение. В протоколе заседания правления РСТ Забайкальского края не указан объем оказываемых услуг, а также не указаны основания непринятия размера расходов по предложению регулируемой организации. На официальном сайте РСТ Забайкальского края не размещен протокол заседания правления РСТ Забайкальского края, на котором рассматривался вопрос об установлении тарифов на захоронение ТКО для индивидуального предпринимателя Андриевского В.А, ООО "Эко-Полигон". В нарушение Правил регулирования тарифов при расчете НВВ использовался объем твердых коммунальных отходов, а не их масса, незаконно включены статьи расходов: НДФЛ работников; арендная и концессионная плата; лизинговые платежи; налог на имущество; расходы на электроэнергию; размер тарифа на обработку ТКО; налог на прибыль.
Определением Забайкальского краевого суда от 08.12.2023 производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.03.2024, определение Забайкальского краевого суда от 08.12.2023 отменено, материалы дела направлены в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе РСТ Забайкальского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе определения краевого суда о прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указывают, что доказательством применения к административным истцам обжалуемых приказов N 605-НПА, 606-НПА, 609-НПА, является решение Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А19-884/2022 о взыскании в пользу ООО "Олерон+" задолженности за услуги по обращению с ТКО, в том числе за 2020 год, которое вступило в законную силу, исполнено должниками, правоотношения сторон по оплате за оказанную услугу регионального оператора за 2020 год прекращены. Дело N А19-884/2022, рассмотренное Арбитражным судом Иркутской области, затрагивает правоотношения приказом РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА. При этом в производстве Забайкальского краевого суда в настоящее время находится административное дело N 3а-138/2023 по административному исковому заявлению Салтанова Н.М, Салтановой Н.Г. о признании недействующими приказа РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА, приказа РСТ Забайкальского края от 08.07.2022 N 134-НПА "О корректировке предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон +", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края". Настаивают, что непосредственно к административным истцам приказы РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 NN 609-НПА, 606-НПА, 605-НПА не применяются, субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, административные истцы не являются.
Настаивают, что, к административным истцам, как собственникам коммерческих и жилых объектов, применяется нормативный правовой акт - приказ РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края на 2021-2023 годы", в связи с чем, по мнению заявителя, экономическая обоснованность услуги по захоронению твердых коммунальных отходов подлежит оспариванию административными истцами в рамках обжалования приказа РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края на 2021-2023 годы", в то время как Приказы от 20.12.2019 NN 609-НПА, 606-НПА, 605-НПА не регулируют отношения с участием административных истцов, не ограничивают их права, свободы и законные интересы, не возлагают на них какие- либо обязанности, сведений о применении приказа к административным истцам не имеется. Пятым апелляционным судом общей юрисдикции не дана правовая оценка на возражения представителя РСТ Забайкальского края в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Салтановым Н.М, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания), утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.
Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО предусмотрены разделом XI Основ ценообразования (пункты 89 - 92) и разделом VI Методических указаний (пункты 83 - 95).
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Пунктом 91 Основ ценообразования предусмотрено, что при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину.
Согласно пункту 85 Методических указаний необходимая валовая выручка регионального оператора определяется как сумма расходов регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, собственных расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 87 Методических указаний, и корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора, осуществляемой в соответствии с пунктом 92 Методических указаний (формула 43).
В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, ООО "Олерон+" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.
Приказом РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 611-НПА установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, на 2020 год.
При расчете НВВ регионального оператора ООО "Олерон+" на 2020 год были учтены расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с ТКО (захоронение, обработка). Данные расходы определены исходя из тарифов, установленных органом регулирования, в том числе на основании оспариваемых приказов: для ООО "Эко-Полигон" на основании приказа РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 606-НПА; для индивидуального предпринимателя Андриевского В.А. на основании приказа РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 605-НПА; для АО "Забайкалспецтранс" на основании от 18.12.2017 N 598-НПА (корректировка на основании приказа от 20.12.2019 N 609-НПА).
Установлено также, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.11.2022 по делу N А19-884/2022 исковое заявление ООО "Олерон+" к индивидуальным предпринимателями Салтанову Н.М, Салтановой Н.Г, с индивидуального предпринимателя Салтанова Н.М. в пользу ООО "Олерон+" за период с 01.05.2020 по 30.06.2021 взыскано 50 744, 64 руб. основного долга, 6 469, 94 руб. неустойки, 2 136 руб. судебных расходов. С индивидуального предпринимателя Салтановой Н.Г. в пользу ООО "Олерон+" за период с 01.05.2020 по 30.06.2021 взыскано 24 532, 52 руб. основного долга, 3 127, 90 руб. неустойки, 1 106 руб. судебных расходов.
Прекращая производство по делу, судом первой инстанции указано, что право административных истцов на оспаривание приказов РСТ Забайкальского края от 18.12.2017 N 598-НПА, от 20.21.2019 N 606-НПА, от 20.12.2019 N 605-НПА, является опосредованным и вытекающим из их права на оспаривание приказа РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 611-НПА, которым установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон +", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края. На момент подачи административных исковых заявлений Салтанова Н.М, Салтановой Н.Г. приказ РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 611-НПА "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон +", признан утратившим силу. Признаны утратившими силу также оспариваемые приказы.
Отменяя определение, апелляционный суд указанные выводы краевого суда признал ошибочными.
Исходя из приведенного выше правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, апелляционной суд пришел к выводу, что оспариваемые по настоящему делу приказы РТС Забайкальского края затрагивают права и законные интересы административных истцов. При этом, несмотря на формальное прекращение действия, приказы сохраняют свойства нормативности, поскольку на их основании определен размер необходимой валовой выручки для операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, включаемой в состав необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", и, следовательно, рассчитывается сумма задолженности административных истцов по оплате соответствующих услуг, предъявленной ко взысканию.
Выводы суда апелляционной инстанции постановлены на основе правильного применения норм материального и процессуального права, соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку правильности выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, нарушение судом норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к принятию неверного судебного акта не подтверждают.
Иных обстоятельств, которые бы опровергали правильность выводов суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба РСТ Забайкальского края удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.