Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Байлагашева Андрея Юрьевича, поданную 3 мая 2024 г, на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 21 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г, по административному делу N 2а-898/2022 по административному исковому заявлению Байлагашева Андрея Юрьевича о признании незаконным постановления, заключения, действий администрации Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района Кемеровской области.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения Байлагашева А.Ю. и представляющего его интересы Рутковского В.М, поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Байлагашев А.Ю. обратился в Таштагольский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации Шерегешского городского поселения от 28.06.2022 N 101-п "Об отмене постановления администрации Шерегешского городского поселения от 25.04.2022 N 60-п "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства", о признании незаконным заключения от 04.07.2022 "О результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства", о признании незаконными действий администрации Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района Кемеровской области.
В обоснование требований указано, что Байлагашев А.Ю. является собственником жилого дома с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N расположенных по адресу: "адрес" "адрес".
09.03.2022 Байлагашев А.Ю. обратился в администрацию Шерегешского городского поселения с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства индивидуального жилого дома, по причине неровного рельефа местности, болотистой местности и грунтовых вод, резкого перепада высот.
По данному вопросу были проведены публичные слушания.
Администрацией Шерегешского городского поселения принято постановление от 25.04.2022 N 60-п "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства".
Постановлением администрации Шерегешского городского поселения от 28.06.2022 N 101-п было отменено постановление администрации Шерегешского городского поселения от 25.04.2022 N 60-п в связи с тем, что публичные слушания по вопросу предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства были проведены с нарушением законодательства. Спустя 7 дней вынесено заключение о результатах публичных слушаний от 04.07.2022.
Постановление N 101-п и заключение, действия административного ответчика полагает незаконными, нарушающими его права и законные интересы, поскольку публичные слушания, в результате которых ему предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проведены в установленном законодательством порядке.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 21.10.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 02.02.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Байлагашев А.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права, настаивает на принятии нового решения об удовлетворении административных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на противоречие выводов судов, о том, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Полагает, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, положениям статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав административного истца и его представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с положениями части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя, в том числе, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 1.1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 4 статьи 40 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 5.1 ГрК РФ установлен перечень участников общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, к которым отнесены граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23 статьи 5.1 ГрК РФ).
Решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения в силу части 6 статьи 40 ГрК РФ принимает глава местной администрации.
В силу части 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в частности: порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам (пункт 1); форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 6).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Полномочия главы Шерегешского городского поселения на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского поселения, за исключением территории спортивно-туристического комплекса "Шерегеш", определены пунктом 1.6.6. "Правил землепользования и застройки Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса", утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.07.2017 N 353 (далее - Правила землепользования и застройки).
Пунктом 1.10. Правил землепользования и застройки определен порядок рассмотрения заявление об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1.10.3. Правил землепользования и застройки отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов и в порядке, определенном пунктом 1.10.4 настоящих Правил.
Пунктом 1.11.4. Правил землепользования и застройки определены особенности проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Порядок проведения публичных слушаний определен Положением "О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "Шерегешское городское поселение", утвержденного решением Совета народных депутатов Шерегешского городского поселения от 28.12.2017 N 499.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Судами установлено и следует из материалов дела, Байлагашеву А.Ю. на основании договора купли-продажи от 08.10.2020 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1 200 кв.м. с кадастровым номером N, и жилой дом с кадастровым номером N, площадью 47, 4 кв.м, расположенные по адресу: "адрес".
09.03.2022 Байлагашев А.Ю. обратился в администрацию Шерегешского городского поселения с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома на земельном участке адресу: "адрес" в части изменения места допустимого размещения зданий, строений и сооружений - уменьшения минимального отступа для размещения объектов капитального строительства от границы земельного участка с северо-западной стороны с 3 метров до 0, 1 метра, с северной с 3 метров до 0, 3 метра в связи с рельефом местности.
Постановлением Администрации Шерегешского городского поселения от 24.03.2022 N 35-П принято решение о назначении публичных слушаний, в том числе по заявлению Байлагашева А.Ю.
В приложении N 2 к указанному постановлению N 35-П утвержден план мероприятий по проведению публичных слушаний, которым предусмотрено, в частности: направление письменных сообщений о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому испрашивается разрешение; опубликование заключения по результатам публичных слушаний в газете "Красная Шория".
По результатам публичных слушаний составлен протокол от 25.04.2022 и заключение (положительное).
Постановлением администрации Шерегешского городского поселения от 25.04.2022 N 60-п Байлагашеву А.Ю. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", с уменьшением минимального отступа для размещения объектов капитального строительства от границы земельного участка с северо-западной стороны с 3 м. до 0, 1 м, с северной с 3 м. до 0, 3 м.
Принимая во внимание обращения ФИО8 от 09.06.2022 и ФИО7 от 14.06.2022, поступивших в администрацию Шерегешского городского поселения, с указанием на нарушение их прав, постановлением администрации Шерегешского городского поселения от 28.06.2022 N 101-п постановление Администрации Шерегешского городского поселения от 25.04.2022 N 60-п "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" отменено. Основанием для отмены постановления явилось нарушение законодательства при назначении и проведении публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, установив, что при решении вопроса о даче разрешения на отклонение от предельных параметров застройки земельного участка не выяснялся вопрос о нарушении противопожарных требований, результаты публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства официально не публиковались в средствах массовой информации, что указывает на нарушение процедуры их проведения, следовательно, основания для отмены постановления органом местного самоуправления в порядке самоконтроля имелись.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции согласился с выводами городского суда, указав, что при вынесении постановления от 25.0.4.2022 N 60-п не было учтено, что индивидуальный жилой дом Байлагашевым А.Ю. был введен в эксплуатацию в 2020 г, о чем Байлагашев А.Ю, при подаче заявления от 09.03.2022 не сообщил, просил предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, которое предполагает возведение строения, а не легализацию готового строения с нарушением при возведении Правил землепользования и застройки.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об отказе в удовлетворении требований по существу правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Нарушений норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного по существу судебного акта доводы кассационной жалобы не подтверждают.
Каких - либо доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что при выдаче разрешения было установлено соответствие отклонений требованиям технических регламентов, в ходе рассмотрения дела не предоставлено. Не представлено также доказательств соблюдения порядка проведения публичных слушаний, в том числе в части уведомления в письменной форме об их проведении смежных землепользователей, а также опубликования заключения. При указанных обстоятельствах, административный ответчик обоснованно реализовал право, установленное статьей 48 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отменить акт, принятый с нарушением требований законодательства.
Принимая во внимание, что отклонение от предельных параметров принимается как в случае строительства, так и в случае реконструкции объектов капитального строительства и разрешается для отдельного земельного участка, при этом условием принятия решения является соблюдение требований технических регламентов, с учетом положений пунктов 2 и 6.1 статьи 40 ГрК РФ в их правовой взаимосвязи, устанавливающих, что препятствием для выдачи разрешения является поступление в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, при этом таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, выводы судов о незаконности разрешения в связи с подачей заявления после завершения строительства на нормах права не основаны. Однако, при иных установленных судами обстоятельствах, указанные выводы не повлекли принятия неправильного по существу решения, доводы кассационной жалобы в указанной части основанием для отмены судебных актов являться не могут.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, не подтверждают существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Байлагашева А.Ю. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 21 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные положениями статьи 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 24 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.