Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службы исполнения наказаний, поданной через суд первой инстанции 7 мая 2024 года, на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 31 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1161/2023 по административному исковому заявлению Устинкина Артема Александровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Устинкин А.А. обратился в Юргинский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" (далее также ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу (далее также ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу), Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-41 ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий его содержания в исправительном учреждении, присудить соответствующую компенсацию в размере 1 000 руб. за каждый день, проведенный в ненадлежащих условиях содержания, обязать ФКУ ИК-41 ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу устранить допущенные нарушения в течение 30 дней с момента вынесения судом решения. Требования мотивированы тем, что с января 2016 года, отбывая уголовное наказание в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, несколько раз водворялся в штрафной изолятор (далее также ШИЗО) и помещение камерного типа (далее также ПКТ), где отсутствовали подводка горячей воды и радиоточка; в камерах ШИЗО отсутствовали столы, стулья и третий стол для приема пищи, а имеющиеся столешницы и стулья не соответствовали установленным требованиям; на окнах в камерах ШИЗО и ПКТ в нарушение требований пожарной безопасности были установлены металлические решетки, препятствующие проникновению естественного солнечного света; лавки в прогулочном дворике были размещены не под козырьком, что делало невозможным прогулку в дождливую погоду.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 31 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 ноября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-41 ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу по неосуществлению горячего водоснабжения. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Устинкина А.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 7 500 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Решение суда в части удовлетворения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении обращено к немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-41 ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России ставят вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая, что в качестве нарушения условий содержания могут рассматриваться только существенные отклонения от установленных требований, отсутствие в камерах ШИЗО/ПКТ горячей воды к числу таковых не относится, поскольку на территории исправительной колонии имеется котельная, от которой предусмотрена подводка горячей воды к банно-прачечному комбинату исправительной колонии, в том числе и к душевым сеткам в помещении ШИЗО, ПКТ с возможностью пользоваться ими по установленному графику помывки. Доказательства того, что вследствие оспариваемого бездействия заявителю были причинены физические и нравственные страдания либо оно повлекло для него какие-либо негативные последствия, административным истцом не представлены, сумма присужденной компенсации завышена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций при принятии судебных решений в обжалованной части.
В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" судам разъяснено, что условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству (абзац 4). Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5). При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания (абзац 6). Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (абзац 7).
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В силу частей 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - условия содержания), имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным иском к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение, размер которой определяется с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
При рассмотрении дела установлено, что Устинкин А.А, отбывая уголовное наказание в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, с 14 марта 2016 года до даты обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением (28 июня 2023 года), в порядке исполнения наложенных дисциплинарных взысканий периодически содержался в ШИЗО и ПКТ - камерах под номерами 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 23, что на дату направления административного иска составляет 448 дней.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в спорный период, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения в камерах ШИЗО и ПКТ, не соответствовали установленным требованиям, исходил из наличия правовых оснований для присуждения Устинкину А.А. соответствующей компенсации, размер которой, с учетом срока нахождения административного истца в указанных условиях, характера установленных нарушений условий содержания, а также принципа разумности и справедливости, определилв сумме 7 500 руб, не усмотрев оснований для присуждения компенсации в большем размере, поскольку иные заявленные административным истцом нарушения условий содержания в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Между тем судами не учтено следующее.
На основании части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с положениями статей 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения требования лица, полагающего незаконными действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, является установление факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (абзац первый). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
Таким образом, учитывая, что присуждение компенсации за нарушение условий содержания имеет компенсаторный механизм, само по себе допущенное нарушение условий содержания не влечет безусловной обязанности по компенсации, для правильного разрешения дела подлежат установлению обстоятельства наличия необходимой совокупности характера выявленных нарушений, их длительности, последствий для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей и характера принятых мер по их восполнению.
При таких данных вывод судов о том, что содержание Устинкина А.А. в камерах ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, где отсутствовало горячее водоснабжение, является достаточным основанием для вывода о нарушении прав административного истца, влекущих присуждение компенсации, постановлен без учета приведенных законоположений и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации не соответствует.
Принятие администрацией исправительного учреждения мер, соразмерно восполняющих отсутствие централизованного горячего водоснабжения в камерах подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, доводов о несогласии с которыми, равно как и о недостаточности принимаемых мер, административным истцом в ходе судебного разбирательства по делу не заявлялось, в связи с чем выводы судебных инстанций об обратном безосновательны.
Иных сведений, которые подтверждали бы доводы Устинкина А.А. о том, что само по себе отсутствие централизованного горячего водоснабжения камер ШИЗО и ПКТ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу причинило ему физические и нравственные страдания, вызвало негативные эмоции и переживания, в материалах дела не имеется.
Изложенные обстоятельства в совокупности с тем обстоятельством, что вред заявителю не был причинен (доказательства обратного в деле отсутствуют), не давали оснований для удовлетворения заявленных требований в обжалованной части.
Таким образом, вывод судов на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, не основан. Судебные акты в обжалованной части приняты в нарушение норм материального и процессуального права, без учета имеющих значение для дела обстоятельств, в связи с чем на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 31 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 ноября 2023 года в обжалованной части - в части удовлетворения требований Устинкина А.А. о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, выразившегося в необеспечении горячим водоснабжением и взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Устинкина А.А. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 7500 руб. отменить, в отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.