Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области, поданной через суд первой инстанции 27 апреля 2024 года, на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 11 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1043/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Анжеро-Судженска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по организации на территории Анжеро-Судженского городского округа площадок для накопления снега от уборки территории Анжеро-Судженского городского округа или снегоплавильных установок, обязать администрацию определить земельный участок для накопления снега от уборки, организовать в срок до 31 июля 2024 года в границах Анжеро-Судженского городского округа площадки для накопления снега от уборки территории Анжеро-Судженского городского округа или снегоплавильные установки в соответствии с установленными требованиями.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 11 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации Анжеро-Судженского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации на территории Анжеро-Судженского городского округа площадок для накопления снега от уборки территории Анжеро-Судженского городского округа или снегоплавильных установок. На администрацию Анжеро-Судженского городского округа возложена обязанность определить земельный участок для накопления снега от уборки, организовать в границах Анжеро-Судженского городского округа площадки для накопления снега от уборки территории Анжеро-Судженского городского округа или снегоплавильные установки в соответствии с требованиями пункта 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)", СанПиН 2.1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, в срок до 31 июля 2024 года.
Определением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2024 года отказано в удовлетворении заявления администрации Анжеро-Судженского городского округа об отсрочке исполнения решения Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 11 августа 2023 года.
В кассационной жалобе администрация Анжеро-Судженского городского округа, не оспаривая выводы судебных инстанций по существу заявленных требований, просит отменить решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 11 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года и принять по делу новое решение, ссылаясь на невозможность исполнения решения суда в установленный им срок ввиду длительности конкурсных (аукционных) процедур для заключения муниципальных контрактов, оценки выполненных работ, проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также отказа в предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Кемеровской области-Кузбасса принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Анжеро-Судженска проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой установлено, что администрацией Анжеро-Судженского городского округа не определен земельный участок для накопления снега после уборки, не оборудованы площадки для накопления снега от уборки территории Анжеро-Судженского городского округа или снегоплавильные установки.
В связи с выявленными нарушениями 28 февраля 2023 года прокуратурой города главе администрации Анжеро-Судженского городского округа было внесено представление N 7-2-2023.
По результатам рассмотрения представления администрацией Анжеро-Судженского городского округа 28 марта 2023 года дан ответ о том, что в муниципальном образовании отсутствуют необходимые лимиты бюджетных обязательств; после доведения лимитов бюджетных ассигнований будет произведен аукцион по проведению поставщика/подрядчика на выполнение работ по обустройству площадок временного складирования снежных масс и определении подрядчика.
Принимая во внимание, что мерами прокурорского реагирования не было достигнуто устранение выявленных нарушений, затрагивающих права неопределенного круга лиц, прокурор г. Анжеро-Судженска Кемеровской области обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 4, частью 1 статьи 11, статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 39-фЗ "Об отходах производства и потребления", часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 1 статьи 2, статей 11, частью 1 статьи 12, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, Правилами благоустройства территории Анжеро-Судженского городского округа, принятых решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 1 февраля 2021 года N 313 "Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ", принимая во внимание, что приведенные санитарные правила и нормы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан
на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, являются обязательными для исполнения, в том числе и органами местного самоуправления, вместе с тем, схема размещения мест (площадок) для накопления снега от уборки на территории городского округа не разработана, как и не установлены альтернативные данным схемам снегоплавительные установки, пришел к выводу о допущенном со стороны администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области незаконном бездействии, выразившихся в невыполнении административным ответчиком возложенных законом обязанностей по обустройству специального места для складирования снега, соответствующего требованиями федерального законодательства, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории данного городского округа, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Как следует из содержания части 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 73121000000), то есть снег.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Данные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Из системного анализа положений пунктов 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пункта 1 статьи 8 Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что уборка и вывоз снега в зимний период должны организовываться в соответствии с установленными законодательством требованиями, включая и требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды.
Пунктами 1 и 10 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
В соответствии с пунктом 12.2.4 Правил благоустройства территории Анжеро-Судженского городского округа, утвержденных решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 1 февраля 2021 года N 313 "Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ", вывоз снега с улиц и проездов должен осуществляться на специальные площадки (снегосвалки и т.п.), подготовка которых должна быть завершена до 30 сентября. Вывоз снега осуществляется на согласованные в установленном порядке места. Определение мест временного складирования снега определяется администрацией Анжеро-Судженского городского округа.
Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории сельского поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и, как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Как верно установлено судебными инстанциями, доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Анжеро-Судженского городского округа имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суды пришли к правомерному выводу о том, что ненадлежащее выполнение администрацией Анжеро-Судженского городского округа возложенных законом обязанностей по обустройству специального места для складирования снега, соответствующего требованиями федерального законодательства, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального образования, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Приведенные кассатором доводы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 11 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.