Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Центральным районным судом г. Омска, кассационную жалобу Гамидовой Афаг Исмаил-кызы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 24 апреля 2024 года по делу N 2а-566/2024 по административному исковому заявлению Гамидовой Афаг Исмаил-кызы к администрации города Омска о признании постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя административного истца Гамидовой А.И.-к, заинтересованных лиц Гамидова И.М.о, Бобровниковой Г.В. - Сынтина А.В, поддержавшего кассационную жалобу и полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению; возражения по существу приведенных в жалобе доводов представителя администрации города Омска Веселковой И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гамидова А.И.-к. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации города Омска от 7 ноября 2023 года N 944-п "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N", возложении на администрацию города Омска обязанности предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N в соответствии с заявлением от 30 августа 2023 года, мотивируя тем что правовые основания для оспариваемого отказа у администрации отсутствовали, поскольку конкретные обстоятельства отказа в связи с наличием в представленных заявителем документах недостоверных сведений в постановлении от 7 ноября 2023 года N 944-п не приведены; вступившим в законную силу судебным постановлением по гражданскому делу N 33-1/2022, во исполнение которого административный истец и члены ее семьи обратились в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска за выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, расположенный в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N объект капитального строительства самовольной постройкой не признан; ссылки на несоответствие испрашиваемого разрешения проекту планировки территории, утвержденному постановлением администрации города Омска от 18 ноября 2010 года N 109-п, в отсутствии проекта межевания и координат зоны несостоятельны. Разъяснение оспариваемого постановления письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 1 декабря 2023 года содержит те же причины для отказа, также не раскрывая фактические обстоятельства недостоверности предоставленных сведений.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 9 февраля 2024 года заявленные Гамидовой А.И.-к. административные исковые требования удовлетворены частично; признано незаконным постановление администрации города Омска от 7 ноября 2023 года N 944-п "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N"; на администрацию г. Омска возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос по заявлению Гамидовой А.И.-к. о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N; в удовлетворении требований о возложении на администрацию г. Омска обязанности предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N в соответствии с заявлением от 30 августа 2023 года регистрационный номер 12841/СОО отказано; в пользу Гамидовой А.И.-к. с администрации г. Омска взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 24 апреля 2024 года решение суда первой инстанции в части признания незаконным постановления администрации города Омска от 7 ноября 2023 года N 944-п, взыскания с администрации города Омска в пользу Гамидовой А.И.-к. судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. отменено; в удовлетворении административного искового заявления Гамидовой А.И.-к. о признании незаконным постановления администрации города Омска от 7 ноября 2023 года N 944-п "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N отказано; в остальной части решение Центрального районного суда г. Омска от 9 февраля 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 мая 2024 года, административным истцом ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылкой на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, приведенные в обоснование заявленных требований, настаивает на незаконности оспариваемого отказа. Полагает, что указанным обстоятельствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска, администрацией города Омска принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что Гамидова А.И.-к, ее супруг ФИО22 и дети ФИО23 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
18 декабря 2019 года сотрудниками Госстройнадзора Омской области в результате выездной проверки соблюдения градостроительного законодательства на земельном участке с кадастровым номером N выявлен объект капитального строительства в виде гаража, являющийся вспомогательным объектом к жилому дому, используемый в качестве автомойки, возведенный и эксплуатируемый при отсутствии специальных разрешений.
Результаты указанной проверки послужили основанием для направления уведомления о выявлении самовольной постройки от 19 декабря 2019 года N 6 в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска и последующего обращения администрации Центрального административного округа г. Омска в суд с исковым заявлением к собственникам земельного участка о признании выявленного объекта самовольной постройкой и ее сносе (дело N 2-3078/2020).
Решением Центрального районного суда г. Омска от 16 октября 2020 года по делу N 2-3078/2020 исковое заявление администрации о признании самовольной постройкой объекта капитального строительства в виде гаража, возведенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" удовлетворено с возложением на собственников названного земельного участка обязанности снести самостоятельно или за свой счет обозначенный объект капитального строительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 мая 2022 года решение Центрального районного суда г. Омска от 16 октября 2020 года по делу N 2-3078/2020 отменено с принятием нового решения, которым удовлетворены исковые требования администрации Центрального административного округа г. Омска с учетом принятых апелляционным судом уточнений; Гамидову Э.И, Гамидовой А.И.-к. и Гамидову И.Н.о, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО25 а также действующей в интересах ФИО26. запрещено использовать объект капитального строительства - гараж, выполненный из газобетонного блока, с двумя въездами, оборудованными секционными воротами, возведенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", для ведения коммерческой или иной деятельности, противоречащей разрешенному использованию земельного участка, а также возложена обязанность привести данный объект капитального строительства в соответствие с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201, в части минимальных отступов от границ земельного участка.
Ссылаясь на необходимость исполнения вступившего в законную силу судебного акта по гражданскому делу, представитель собственников земельного участка 30 августа 2023 года обратился в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки г. Омска с заявлением (регистрационный номер 12841/СОО) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в отношении объекта капитального строительства (гаража), расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, в виде жилого дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, "адрес", в части уменьшения минимального отступа от границы земельного участка с кадастровым номером N до зданий, строений, сооружений до 0, 5 м и от границы земельного участка с кадастровым номером N до зданий, строений, сооружений до 0, 5 м, представив в приложении к заявлению проектную документацию в отношении объекта - гаража по адресу: "адрес" содержащую обоснование отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капительного строительства, подготовленную ООО "Проектный институт "Горпроект".
Для рассмотрения представленного заявления постановлением мэра г. Омска от 13 сентября 2023 года N 85-пм в период с 21 сентября 2023 года по 19 октября 2023 года назначено проведение общественных обсуждений по проекту постановления администрации города Омска о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Информация о муниципальном акте размещена в официальном печатном издании - газете "Третья столица" от 14.09.2023 N 39 (1377).
12 октября 2023 года по итогам проведения публичных слушаний и общественных обсуждений заявление Гамидовых о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска рассмотрено, результаты рассмотрения обращения отражены в протоколе общественных обсуждений от 12 октября 2023 года. Членами комиссии в результате проведенных общественных обсуждений и анализа представленных заявителями документов принято единогласное решение рекомендовать отказать заявителю в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений от 12 октября 2023 года и рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска от 19 октября 2023 года администрацией г. Омска 7 ноября 2023 года принято постановление N 944-п "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N", в котором в качестве оснований для отказа указано на наличие в документах, представленных заявителем, недостоверных сведений; поступление в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки; несоответствие испрашиваемого разрешения проекту планировки территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо- Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в ЦАО г. Омска, утвержденному постановлением администрации г. Омска от 18 ноября 2010 года N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области". Постановление опубликовано в газете "Третья Столица" от 9 ноября 2023 года N 47 (1385).
Руководствуясь положениями статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением, утвержденным постановлением мэра г. Омска от 8 июня 2006 года N 172-п, проверив порядок и сроки принятия оспариваемого постановления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении административным ответчиком процедуры разработки и принятия, опубликования названного постановления от 7 ноября 2023 года N 944-п "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N", доводов о несогласии с которым административным истцом в кассационной жалобе не приводится.
Разрешая спор по существу и признавая постановление администрации города Омска от 7 ноября 2023 года N 944-п законным и обоснованным, апелляционный суд исходил из того, что причины отказа в удовлетворении заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N администрацией достаточным образом сформулированы и в тексте постановления приведены в доступной форме.
Содержание заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в котором заявителями указано на расположение за пределами минимальных отступов от границ земельных участков объекта предполагаемого строительства (реконструкции) в виде гаража, приложенная к заявлению проектная документация, касающаяся гаража заявителя, подготовленная ООО "Проектный институт "Горпроект", содержащая информацию о планируемом строительстве гаража по адресу: г. "адрес" в то время как строительство указанного объекта на момент обращения с заявлением уже было завершено и здание имело статус самовольной постройки, а также отсутствие неблагоприятных характеристик для застройки земельного участка как указанного в заявлении повода для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, свидетельствуют о наличии в представленных документах недостоверных сведений.
Отмена судом апелляционной инстанции решения Центрального районного суда г. Омска от 16 октября 2020 года по делу N 2- 3078/2020 и вынесение по данному делу нового судебного акта, возложившего на ответчиков обязанность привести объект капитального строительства в соответствие с требованиями Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, не исключает наличие у объекта, возведенного на земельном участке с кадастровым номером N, статуса самовольной постройки и не свидетельствует о непоступлении в администрацию г. Омска уведомления о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером N. Указания на необходимость получения собственниками участка разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в целях исполнения возложенной на них судебным актом обязанности апелляционное определение не содержит.
Несоответствие испрашиваемого разрешения проекту планировки в связи с нахождением земельного участка с кадастровым номером N в границах красных линий подтверждено представленными в материалы дела документами, в том числе фрагментом чертежа планировки территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска, утвержденного постановлением администрации города Омска от 18 ноября 2010 года N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области", проектной документацией самих заявителей, а также установлено судом при рассмотрении гражданского дела N 2-3078/2020.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к данным выводам, поставленным под сомнение в кассационной жалобе административного истца, доказательства, принятые апелляционным судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Пунктами 2, 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают, помимо прочего, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 ГрК РФ).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 ГрК РФ); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ), который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Частью 6.1 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Исходя из приведенного правового регулирования и установив, что имеется вступивший в законную силу судебный акт по гражданскому делу N 2-3078/2020, которым удовлетворены исковые требования о приведении самовольной постройки, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с установленными требованиями, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что правовые основания для предоставления испрашиваемого разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении данного земельного участка, на котором расположена такая постройка, до приведения в ее соответствие с названными требованиями, доказательств чего заявителями не представлено, у администрации отсутствовали.
Довод кассационной жалобы о том, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 мая 2022 года N 33-1/2022 не содержит вывода о признании постройки самовольной, не может быть принят.
Как следует из содержания судебных актов по делу N 2-3078/2020, основанием для предъявления гражданского иска к собственникам земельного участка явилось поступление в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска уведомления от 19 декабря 2019 года N 6 Госстройнадзора Омской области о выявлении в результате выездной проверки соблюдения градостроительного законодательства на земельном участке с кадастровым номером N самовольной постройки, которая в соответствии с частью 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции иск о приведении объекта капитального строительства - гаража, выполненного из газобетонного блока, с двумя въездами, оборудованными секционными воротами, возведенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" признан ответчиками и признание иска судом принято.
Исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N 2-3078/2020 путем обращения за предоставлением разрешения на отклонение от установленных параметров разрешенного строительства противоречит требованиям части 6.1 статьи 40 ГрК РФ.
Доводы о нецелесообразности и затруднительности исполнения судебного акта иными способами, а также о том, что в связи с внесением изменений в Правила землепользования и застройки объект самовольной постройкой не является, несостоятельны, направлены на преодоление законной силы судебного акта по гражданскому делу N 2-3078/2020, что недопустимо.
Доводы об отсутствии недостоверности сведений в представленных для получения разрешения документов и о неподверженности нахождения земельного участка в границах красных линий повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений судом апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии административного истца с выводами апелляционного суда по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, иной оценке доказательств, ввиду чего, учитывая полномочия суда кассационной инстанции, определенные статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного акта в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гамидовой Афаг Исмаил-кызы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.