Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ, кассационную жалобу комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 22 ноября 2023 года по делу N 2а-3907/2023 по административному исковому заявлению Снетковой Галины Александровны к комитету по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ Забановой С.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по существу приведенных в жалобе доводов представителя административного истца Авериной Е.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 8 июня 2021 года установлен факт пользования Снетковой Г.А. земельным участком и расположенным на нем жилым домом по адресу: "адрес" до 31 декабря 2015 года.
28 апреля 2023 года Снеткова Г.А. обратилась в комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ (далее также - комитет) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, за плату без проведения торгов.
Рассмотрев указанное заявление в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, и пунктом 5 статьи 12.1 Закона Республики Бурятия от 30 декабря 2003 года N 601-III "О земле", в силу которого право на внеочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов имеют граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2015 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, при условии, что указанные земельные участки свободны от прав третьих лиц и находятся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий, установленные ограничения использования в которых не допускают использование земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка для размещения жилого дома или ведения личного подсобного хозяйства либо находятся в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства, распоряжением от 11 мая 2023 года N 2800-ПСО комитет отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 19 статьи 39.16, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории - зона затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга 03:00-6.57; в
соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления запрещается строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Полагая отказ неправомерным, Снеткова Г.А, ссылаясь на то, что частичное нахождение земельного участка в границах зон затопления не является безусловным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании распоряжения комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ от 11 мая 2023 года N 2800-ПСО незаконным.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 22 ноября 2023 года, заявленные Снетковой Г.А. административные исковые требования удовлетворены; признано незаконным распоряжение комитета от 11 мая 2023 года N 2800-ПСО "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов"; на комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Снетковой Г.А. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 17 мая 2024 года, комитетом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального права. Настаивает на законности принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указывая на отсутствие доказательств возможности использования части земельного участка без нарушений правового режима водоохранной зоны. Считает, что судами не дана оценка факту размещения объекта капитального строительства в отсутствие обеспечения сооружениями и методами инженерной защиты от негативного воздействия вод.
Административным истцом представлен отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец Снеткова Г.А. в судебное заседание не явилась, возражений против рассмотрения жалобы в ее отсутствие не заявила. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие административного истца.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
В силу пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 названной нормы могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления, которые согласно пункту 16 статьи 1, части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с данным кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Ограничения использования земельных участков, расположенных в зонах затопления и подтопления, изложены в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации; в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3 этой же статьи.
Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.
Исходя из приведенного правового регулирования является верным вывод судов двух инстанций об отсутствии безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства на таких земельных участках в зонах затопления, подтопления, поскольку федеральным законодателем установлен лишь запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты от затопления, подтопления.
Невозможность осуществления специальных мероприятий по обеспечению мер инженерной защиты земельного участка по предотвращению негативного воздействия вод в границах земельного участка в основу оспариваемого распоряжения не положена и основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка не являлась.
Не являлось основанием к оспариваемому отказу и нахождение испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне, на что ссылается податель кассационной жалобы.
При таких данных довод кассационной жалобы об отсутствии оценки судами доказательств возможности использования части земельного участка без нарушения правового режима водоохранной зоны не может быть принят.
Ссылка в распоряжении на установленный статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации запрет на строительство в границах зон затопления объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий несостоятельна, поскольку жилой дом уже возведен.
Отсутствие инженерной защиты территории, в границах которой расположен испрашиваемых земельный участок с фактически расположенным на нем жилым домом по адресу: "адрес" возведенным, как установлено вступившим в законную силу судебным актом, до 31 декабря 2015 года, в качестве оснований для отказа в распоряжении от 11 мая 2023 года N 2800-ПСО также не указано.
Поскольку судебное разбирательство не подменяет и не может подменять установленный законодательством порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд проверяет законность и обоснованность ненормативного правового акта по тем основаниям, которые в нем приведены, и не вправе подменять полномочия органа, осуществляющего публичные полномочия, по мотивировке соответствующих решений, а также оценке доказательств, которые не являлись предметом рассмотрения данного органа.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела исходя из приведенных в оспариваемом распоряжении оснований для отказа, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, материалам административного дела выводы судов соответствуют, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.