Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Емельяновским районным судом Красноярского края и Железнодорожным районным судом г. Красноярска, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 января 2024 года по делу N 2а-2727/2023 по административному исковому заявлению Тимошенко Олега Валерьевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Помещению, функционирующему в режиме следственного изолятора, при федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о признании незаконными действий, присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" Сердюк А.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по существу приведенных в жалобе доводов представителя административного истца Евменовой Е.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тимошенко О.В. с 16 августа 2022 года содержался под стражей в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю).
16 декабря 2022 года был направлен в Помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, при федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю).
Приговором Свердловского районного суда г. Красноярска от 26 октября 2022 года Тимошенко О.В. осужден по части 2 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года. Постановлено до вступления приговора в законную силу в отношении Тимошенко О.В. меру пресечения в виде заключения под стражу оставить без изменения, содержать в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Срок наказания в виде лишения свободы исчислять с даты вступления приговора в законную силу, с зачетом времени содержания под стражей с 16 августа 2022 года до дня вступления приговора в законную силу, из расчета 1 день содержания под стражей за 2 дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Наказание по приговору суда апелляционным определением суда апелляционной инстанции судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 31 января 2023 года оставлено без изменения.
Приговор от 26 октября 2022 года вступил в законную силу 31 января 2023 года.
Копия апелляционного определения в отношении Тимошенко О.В. Красноярским краевым судом направлена 3 февраля 2023 года в адрес ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю и получена 8 февраля 2023 года (вх. N 5089).
Свердловским районным судом г. Красноярска распоряжение о вступлении в отношении Тимошенко О.В. приговора от 26 октября 2022 года в законную силу направлено 13 февраля 2023 года в адрес ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю и получено администрацией следственного изолятора 16 февраля 2023 года (вх. N 6915).
Сопроводительным письмом от 21 февраля 2023 года (исх. N 24/ТО/63/12-3453) за подписью начальника ОСУ ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю распоряжение о вступлении приговора в отношении Тимошенко О.В. в законную силу направлено следственным изолятором в адрес ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю; получено исправительным учреждением 27 февраля 2023 года (вх. N 3695).
28 февраля 2023 года сотрудником ГСУ ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю на имя врио начальника ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю подан рапорт об освобождении Тимошенко О.В. по отбытии срока, содержащий расчет срока.
Отделом специального учета 28 февраля 2023 года осужденный Тимошенко О.В. освобожден из названного учреждения в связи с истечением срока наказания.
Полагая, что в период с 31 января 2023 года по 28 февраля 2023 года он незаконно отбывал наказание в ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в условиях, не соответствующих условиям исправительного учреждения, определенного приговором суда, а также, что в связи с отбыванием наказания в ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю ему должен быть произведен зачет времени наказания из расчета один день отбывания наказания в ПФРСИ за два дня отбывания наказания в колонии-поселении, начиная с 31 января 2023 года, Тимошенко О.В. обратился в суд с настоящим административным иском о признании незаконными действий должностных лиц ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, не направивших административного истца после вступления приговора Свердловского районного суда г. Красноярска от 23 октября 2022 года в законную силу в колонию-поселение, а также не произведших зачет времени наказания из расчета один день отбывания наказания в ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю за два дня отбывания наказания в колонии-поселении, начиная с 31 января 2023 года; взыскании с Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) в его пользу компенсации в размере 300 000 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 12 октября 2023 года заявленные административным истцом требования удовлетворены частично; с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тимошенко О.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 50 000 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 января 2024 года решение суда первой инстанции изменено; указано на взыскание компенсации в пользу Тимошенко О.В. в размере 50 000 руб. с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2024 года, принятым по результатам рассмотрения кассационной жалобы Тимошенко О.В, решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 12 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 января 2024 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 мая 2024 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылкой на нарушение и неправильное применение апелляционным судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств дела. Полагают, что правовые основания для присуждения компенсации с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны отсутствуют, поскольку распоряжение о вступлении приговора в законную силу в отношении Тимошенко О.В. поступило в адрес ПФРСИ при ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю 27 февраля 2023 года, при этом срок наказания по приговору истекал 28 февраля 2023 года. Указывают, что Свердловский районный суд г. Красноярска был надлежащим образом извещен об убытии Тимошенко О.В. из ФКУ СИЗО-1 КУФСИН России по Красноярскому краю, однако, несмотря на это, распоряжение о вступлении приговора в отношении Тимошенко О.В. в законную силу было направлено судом в адрес следственного изолятора. Считают, что права административного истца не нарушены, основания для взыскания компенсации отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец в судебное заседание не явился, возражений против рассмотрения жалобы в его отсутствие не заявил. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие административного истца.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце втором пункта 28 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемым апелляционным определением решение суда первой инстанции от 12 октября 2023 года изменено лишь в части указания на взыскание компенсации в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации, в то время как подателями кассационной жалобы приводятся доводы относительно отсутствия правовых оснований для присуждения Тимошенко О.В. компенсации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым дать правовую оценку и названному решению районного суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административных ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (часть четвертая статьи 10 названного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Из положений статей 5, 7, 32, 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что лица, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, содержатся в следственных изоляторах уголовно-исполнительно системы в общих либо одиночных камерах.
В соответствии со статьей 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения (часть 1). Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктами "в" и "г" части второй статьи 78 настоящего Кодекса (часть 3).
Статья 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяет условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях. Согласно пункту "а" части 1 названной нормы в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества.
Исходя из действующего правового регулирования условия содержания в колонии-поселении значительно мягче, чем условия содержания в следственном изоляторе.
В силу статьи 7 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.
Согласно частям 1, 3 статьи 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы, представления в апелляционном порядке приговор вступает в законную силу в день вынесения решения судом апелляционной инстанции, если он не отменяется судом апелляционной инстанции с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство либо с возвращением уголовного дела прокурору.
Обязанность суда апелляционной инстанции сообщить в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, о решении, принятом им в отношении лица, содержащегося под стражей, установлена частью 3 статьи 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17, предусмотрено, что осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, в котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение.
Согласно положениям части 1 статьи 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обращение к исполнению приговора, определения, постановления суда возлагается на суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции.
Пунктом 12.4 Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 161, предусмотрена обязанность уполномоченного работника аппарата суда первой инстанции направить (вручить) копию приговора суда, вступившего в законную силу, а также копию апелляционного приговора, определения, постановления осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также в администрацию места содержания под стражей, администрацию места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления копии апелляционного приговора, определения или постановления в суд, постановивший приговор или вынесший итоговое судебное решение.
Учитывая приведенное правовое регулирование и установив, что Свердловским районным судом г. Красноярска распоряжение о вступлении в отношении Тимошенко О.В. приговора от 26 октября 2022 года в законную силу было направлено в адрес ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю 13 февраля 2023 года и получено администрацией следственного изолятора 16 февраля 2023 года, однако по месту содержания Тимошенко О.В. в ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю направлено следственным изолятором только 21 февраля 2023 года, в связи с чем получено учреждением 27 февраля 2023 года, суды пришли к верному выводу о нарушении прав административного истца на надлежащие условия содержания, не соответствующие условиям отбывания наказания по приговору суда, по которому Тимошенко О.В. до 28 февраля 2023 года обязан был отбывать наказание в колонии-поселении, а не в условиях следственного изолятора.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание фактическое наличие у учреждений, входящих в единую структуру ФСИН России, возможности разрешения соответствующего вопроса с 16 февраля 2023 года при своевременном информировании и предоставлении необходимых документов из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении Тимошенко О.В, а также по направлению Тимошенко О.В. в установленный действующим законодательством срок из ПФРСИ при ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в колонию-поселение для отбытия оставшегося срока наказания в целях исполнения приговора суда.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков приведенных выводов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка подателей кассационной жалобы на поступление распоряжения о вступлении приговора в законную силу в отношении Тимошенко О.В. в адрес ПФРСИ при ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю 27 февраля 2023 года не может быть принята.
Отсутствие в указанном случае надлежащего взаимодействия исправительных учреждений ГУФСИН России по Красноярскому краю между собой по вопросам быстрого обмена сведениями и документами, в том числе касающихся исполнения приговора суда, а также его исполнения в разумный срок, как верно указано судом апелляционной инстанции, достаточным основанием для нарушения условий отбывания наказания Тимошенко О.В. по приговору суда и его содержания в ПФРСИ до момента освобождения по отбытию наказания из названного учреждения не является.
Довод о том, что Свердловский районный суд г. Красноярска был надлежащим образом извещен об убытии Тимошенко О.В. из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, однако, несмотря на это, распоряжение о вступлении приговора в отношении Тимошенко О.В. в законную силу было направлено судом в адрес следственного изолятора, основанием к отмене правильных по существу судебных постановлений также не является, поскольку не свидетельствует о невозможности своевременного перенаправления распоряжения по месту фактического содержания Тимошенко О.В. на момент поступления распоряжения, равно как и о невозможности своевременного сообщения о поступлении указанного распоряжения ПФРСИ при ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, входящего, наряду с ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в единую структуру органов ФСИН России, выводов апелляционного суда не опровергает.
Признав нарушенным право административного истца на надлежащие условия содержания суды пришли к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения административных исковых требований в названной части, указав, что такое содержание повлекло нарушение прав Тимошенко О.В, гарантированных законом, и при установленных по делу обстоятельствах является достаточным для присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Оснований не согласиться с выводами судов в данной части по доводам кассационной жалобы, не содержащей каких-либо обстоятельств, которые не были бы приняты и учтены судами при рассмотрении дела, кассационный суд не усматривает.
Выводы являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах действующего законодательства с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.