Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Абакану, поданной через суд первой инстанции 11 апреля 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 21 февраля 2024 года по административному делу N 2а-3660/2023 по административному исковому заявлению Садикова Гайрата Мавляновича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Абакану, временно исполняющему обязанности заместителя начальника Управления - начальника полиции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Абакану Карсакову Владимиру Александровичу, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Абакану, Министерства внутренних дел по Республике Хакасия Борцевич О.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения Садикова Г.М, данные при участии переводчика Тогизбаевой А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Садиков Г.М. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Абакану (далее также УМВД России по г. Абакану), временно исполняющему обязанности заместителя начальника Управления - начальника полиции УМВД России по г. Абакану Карсакову В.А, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (далее также МВД по Республике Хакасия), в котором просил признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в нерассмотрении его обращения в установленные законом сроки и непредоставление ответа на языке обращения, указывая, что законодательство Российской Федерации не запрещает иностранным гражданам подавать обращения на родном языке и получать ответ на языке обращения, однако на свое обращение в УМВД России по г. Абакану о разъяснении порядка ознакомления с материалами проверки, поданное на узбекском языке, он получил ответ на русском языке.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 21 февраля 2024 года решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 июля 2023 года отменено с принятием нового решения, которым административные исковые требования Садикова Г.М. удовлетворены. Признано незаконным бездействие УМВД России по г. Абакану, выразившееся в нерассмотрении обращения Садикова Г.М. от 13 марта 2023 года N 3/235403203462 в установленный законом срок. На УМВД России по г. Абакану возложена обязанность рассмотреть в установленном порядке указанное обращение.
В кассационной жалобе МВД России по г. Абакану просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 21 февраля 2024 года, оставить в силе решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 июля 2023 года, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, полагая, что УМВД России по г. Абакану не было допущено незаконное бездействие при рассмотрении обращения Садикова Г.М. от 13 марта 2023 года, поданное на иностранном языке, поскольку 14 марта 2023 года ему был дан ответ разъяснительного характера на русском языке о невозможности рассмотрения его обращения, так как текст не подлежит прочтению, что соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Возможности перевода заявления Садикова Г.М. и дачи ответа на языке обращения у УМВД России по г. Абакану не имелось в связи с отсутствием определенных штатным расписанием должностей переводчиков в подразделениях территориальных органов МВД России, а также финансовых возможностей для заключения гражданско-правовых договоров на указанные цели, финансирование которых из федерального бюджета не предусмотрено.
Относительно доводов кассационной жалобы Садиковым Г.М. принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела установлено, что 13 марта 2023 года Садиков Г.М. обратился в УМВД России по г. Абакану с заявлением на иностранном языке.
14 марта 2023 года Садикову Г.М. врио заместителя начальника управления - начальника полиции УМВД России по г. Абакану Корсаковым В.Л. дан ответ, мотивированный ссылками на положения статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о невозможности рассмотрения обращения ввиду того, что его текст не подлежит прочтению.
17 марта 2023 года из прокуратуры города Абакана в УМВД России по г. Абакану поступило аналогичное обращение Садикова Г.М. с переводом его содержания с узбекского языка на русский язык.
29 марта 2023 года Садикову Г.М. УМВД России по г. Абакану на русском языке дан ответ о том, что информация по запрашиваемым им сведениям в УМВД России по г. Абакану отсутствует.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, придя к выводу, что оспариваемые административным истцом незаконные действия (бездействие) административными ответчиками допущены не были, права и законные интересы Садикова Г.М. не нарушены, исходил из того, что спорное обращение было рассмотрено в соответствии с требованиями закона уполномоченным должностным лицом, заявителю дан мотивированный ответ в установленный срок. При этом суд указал, что правом обращения к руководителю учреждения, в котором заявитель отбывал наказание, для предоставления ему переводчика по его обращению и оспариваемому ответу, административный истец не воспользовался, сведения об отказе в предоставлении переводчика руководителем такого учреждения не представлены.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований Садикова Г.М, суд апелляционной инстанции, учитывая, что административный истец, будучи иностранным гражданином, отбывающим уголовное наказание в исправительном учреждении системы ФСИН России, не лишен права обращаться с заявлениями (обращениями) в любые органы государственной власти, к которым относится и административный ответчик, на родном языке или на любом другом языке, которым он владеет, и получать ответ на языке обращения или на любом другом языке, которым он владеет, при этом ответы УМВД России по г. Абакану от 14 марта 2023 года о невозможности рассмотрения обращения и от 29 марта 2023 года о рассмотрении по существу поставленных в обращении вопросов, были даны Садикову Г.М. на русском языке, пришел к выводу о несоответствии закону таких действий, свидетельствующих о нерассмотрении обращения Садикова Г.М. от 13 марта 2023 года в установленный законом срок, обязав УМВД России по г. Абакану рассмотреть в установленном порядке данное обращение.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными. Судом верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всех перед законом и судом, в том числе независимо от национальности и языка, а также право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания и обучения (статья 19, части 1 и 2; статья 26 часть 2); указанные гарантии распространяются и на ту сферу отношений, в которой в силу конституционных предписаний, закрепленных в статье 68 (часть 1), обязательно использование государственного языка.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации нрава на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 4.1. статьи 11 названного Закона в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ па обращение не дастся и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает, в том числе их правовую защиту при исполнении наказаний, гарантирует осужденным права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 10 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок осуществления прав осужденных устанавливается названным Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
При этом осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе обращаться с названными предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания (часть 5 названной статьи).
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Поскольку УМВД России по г. Абакану вопреки требованиям части 5 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не обеспечено направление Садикову Г.М. ответа на языке обращения либо его перевод на язык обращения, указанные действия обоснованно признаны судом незаконными.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации соответствующих норм, обязывающих орган МВД России принимать к рассмотрению обращения на иностранном языке и давать на них ответы на том же языке, на правильность выводов судебных инстанций по существу заявленных требований не влияют, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При таких данных, обжалуемый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.