Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, поданной через суд первой инстанции 16 апреля 2024 года, на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 13 февраля 2024 года по административному делу N 2а-5867/2023 по административному исковому заявлению прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области о признании решения двадцать третьей внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва от 13 июля 2023 года N 2 Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения председателя Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Боровских О.В, главы Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Алексеева А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в Новосибирский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к Совету депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в котором просил признать незаконным решение двадцать третьей внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва от 13 июля 2023 года N 2 "О результатах рассмотрения информации по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществленной отделом по профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области в отношении главы Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Алексеева А.А. за 2018-2022 гг.", обязать административного ответчика отменить указанное решение и повторно рассмотреть информацию, направленную Губернатором Новосибирской области 13 июня 2023 года N 1172Т/1 ДСП, в порядке, предусмотренном частями 4.4, 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", частями 7.2-7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8.1 Закона Новосибирской области от 10 ноября 2017 года N 216-03, решить вопрос о наличии либо отсутствии оснований для применения меры ответственности в отношении главы Барышевского сельсовета Алексеева А.А.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 13 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение двадцать третьей внеочередной сессии Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва от 13 июля 2023 года N 2 "О результатах рассмотрения информации по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществленной отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушении Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области в отношении главы Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Алексеева А.А. за 2018-2022 годы". На Совет депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность отменить решение от 13 июля 2023 года N 2, повторно рассмотреть информацию, направленную Губернатором Новосибирской области 13 июня 2023 года N 1172Т/1ДСП.
В кассационной жалобе Совет депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, настаивая на том, что признавая своим решением информацию о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера Алексеева А.А. и его супруги исчерпывающей, полной и достоверной в связи с отсутствием достаточных фактов несоблюдения выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов и неисполнения установленных обязанностей, административный ответчик действовал в рамках своих полномочий и антикоррупционную проверку не проводил.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области принесены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами нижестоящих инстанций.
Как следует из материалов дела, 13 июня 2023 года Губернатором Новосибирской области в связи с установлением неполноты и недостоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за 2019, 2020, 2021 годы главой Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Алексеевым А.А, в адрес Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области для рассмотрения направлена соответствующая информация.
В соответствии с решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 13 июля 2023 года N 2 принят к сведению отчет Алексеева А.А. о результатах проверки за 2018 - 2022 годы, информация о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера Алексеева А.А. и его супруги признана исчерпывающей, полной и достоверной, что не является коррупционным и иным правонарушением.
Информационное письмо с решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района от 13 июля 2023 года N 2 о принятии к сведению отчета Алексеева А.А. о результатах проверки за 2018-2022 годы 14 июля 2023 года Советом депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района направлено Губернатору Новосибирской области.
24 июля 2023 года прокурором Новосибирского района Новосибирской области принесен протест на решение Совета депутатов Барышевского сельсовета от 13 июля 2023 года N 2, который был оставлен без удовлетворения.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у Совета депутатов отсутствуют полномочия на проведение антикоррупционной проверки, и при рассмотрении поступившей от Губернатора Новосибирской области информации о выявленных несущественных искажениях сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера главы поселения и его супруги представительный орган местного самоуправления не наделен полномочиями по признанию такой информации исчерпывающей, полной и достоверной.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, признав спорное решение незаконным, возложил на Совет депутатов обязанность отменить данное решение и повторно рассмотреть информацию, направленную Губернатором Новосибирской области 13 июня 2023 года N 1172Т/1ДСП.
Вместе с тем позицию судов об обоснованности требования прокурора о возложении обязанности на Совет депутатов принять конкретное решение нельзя признать правильной, поскольку при разрешении этого вопроса не учтены следующие положения закона.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) при выявлении в результате проверки, осуществленной на основании части 4.4 названной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены, в частности, этим законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Аналогичные нормы содержатся в части 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно положениям которого глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 36, часть 1 и абзац первый части 2 статьи 37).
Статьей 70 поименованного закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (статья 72 этого же федерального закона).
Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет право органов прокуратуры Российской Федерации осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 77).
Исходя из приведенных законоположений в системе действующего правового регулирования, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 273-ФЗ, если его обращение в орган местного самоуправления с таким требованием оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, прокурор, считая, что спорное решение Совета депутатов противоречит нормам действующего законодательства и содержит коррупциогенный фактор (принятие его за пределами компетенции), так как Совет депутатов не наделен полномочиями по признанию информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера главы поселения и его супруги исчерпывающей, полной и достоверной, настаивал на признании такого решения незаконным, обязании административного ответчика отменить указанное решение, повторно рассмотреть информацию, полученную от Губернатора Новосибирской области, а также решить вопрос о наличии либо отсутствии оснований для применения меры ответственности в отношении главы Барышевского сельсовета Алексеева А.А.
При этом требований о прекращении полномочий главы сельсовета прокурор в административном иске не заявил, в судебном заседании его позиция не уточнялась, что повлекло вынесение неисполнимого судебного акта в части возложения обязанности на коллективный орган, принимающий акты исключительно большинством голосов, отклонивший протест прокурора об отмене решения Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 13 июля 2023 года N 2, отменить данное решение, повторно рассмотреть информацию Губернатора Новосибирской области и вопреки воле депутатов, выраженной в оспариваемом прокурором решении, принять новое решение.
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил в пункте 11 постановления Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", что решение является актом правосудия и не должно вызывать затруднений при исполнении.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, самостоятельно и под свою ответственность решает населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения (статья 1 Федерального закона N 131-ФЗ), следовательно, возложение судом на Совет депутатов обязанности отменить свое решение и принять новое решение представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, тем более что прекращение полномочий занимающего муниципальную должность лица при наличии к тому оснований не исключается в судебном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению, в нарушение требований части 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих обязанность, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществлять руководство судебным процессом, предупреждать о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, создавать условия и принимать меры для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела, не уточнил требования прокурора, что повлекло принятие неисполнимого судебного решения.
Суд апелляционной инстанции допущенные нарушения не устранил.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные акты, принятые с существенными нарушениями норм материального права и процессуального права, нельзя признать законными, они подлежат отмене, дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 13 февраля 2024 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Новосибирский районный суд Новосибирской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.