Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4446/2023 (УИД 19RS0001-02-2023-005476-83) по исковому заявлению Коренбаевой Елены Сергеевны к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решений незаконными, установлении первой группы инвалидности бессрочно, по кассационной жалобе Коренбаевой Елены Сергеевны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Коренбаева Елена Сергеевна (далее по тексту - Коренбаева Е.С, истец) обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании протокола проведения медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России экспертный состав N от 3 апреля 2023 г. N и протокола Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) экспертный состав N от 25 мая 2023 г. N незаконными, восстановлении первой группы инвалидности бессрочно.
Протокольным определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 февраля 2024 г, в удовлетворении иска Коренбаевой Е.С. отказано.
Коренбаева Е.С. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 февраля 2024 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы Коренбаева Е.С. указала на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. У нее выявлены стойкие значительно выраженные нарушения функций организма, приводящие к ограничению ее жизнедеятельности, которые вызывают нуждаемость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и являются основанием для установления ей первой группы инвалидности. Судами не учтено, что причиной ее вызова в ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России в конце марта и начале апреля 2023 г. явилась необходимость внесения изменений в ее индивидуальную программу реабилитации или абилитации, при этом внесение таких изменений возможно только в части сведений, указанных в пункте 41 постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. 588 "О признании лица инвалидом". Она была введена в заблуждение относительно целей визита и была лишена права предоставить необходимые документы в защиту правомерности присвоения ей первой группы инвалидности. Судами не учтено, что женщинам старше 55 лет первая группа инвалидности присваивается без установленного срока переосвидетельствования. Заключение судебной медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку данное экспертное учреждение подотчетно ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России и заинтересовано в исходе дела. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 февраля 2024 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 4 сентября 2020 г. по 14 сентября 2020 г. Коренбаева Е.С. впервые освидетельствована в бюро N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России заочно с основным диагнозом: " "данные изъяты"
По результатам освидетельствования Коренбаевой Е.С. установлена первая группа инвалидности сроком на 2 года.
9 сентября 2022 г. Коренбаева Е.С. повторно направлена на медико-социальную экспертизу, которая проводилась бюро N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России в период с 13 сентября 2022 г. по 30 сентября 2022 г, и ей бессрочно установлена первая группы инвалидности по общему заболеванию в связи с диагнозами: " "данные изъяты"
Из протокола и акта ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России от 30 сентября 2022 г. N следует, что в результате комплексной оценки и анализа медицинских и медико-экспертных документов, представленных на проведение медико-социальной экспертизы, специалистами бюро N 1 у подэкспертной выявлены "данные изъяты" Решение принято единогласно обычным голосованием.
В порядке контроля за решением от 30 сентября 2022 г. экспертным составом N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России 3 апреля 2023 г. проведена очная медико-социальная экспертиза Коренбаевой Е.C, по результатам проведения которой решение бюро N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России изменено, Коренбаевой Е.С. установлена вторая группа инвалидности на 1 год с 3 апреля 2023 г. (справка МСЭ-2022 N).
Из протокола и акта экспертного состава N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России от 3 апреля 2023 г. N усматривается, что, исходя из комплексной оценки состояния организма, на основании анализа представленных медико-экспертных документов, данных объективного осмотра специалистами экспертного состава N 1, у подэкспертной выявлены "данные изъяты". Решение принято единогласно обычным голосованием специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу.
Не согласившись с решением экспертного состава N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России, Коренбаева Е.С. обжаловала его в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
Решением ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России экспертный состав N 2 (акт N от 25 мая 2023 г.) решение экспертного состава N 1 ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России от 3 апреля 2023 г. N не изменено, Коренбаевой Е.С. установлена вторая группа инвалидности.
Коренбаева Е.С, не согласившись с решениями ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" от 3 апреля 2023 г. N и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 25 мая 2023 г. N, поскольку имеющиеся у нее заболевания подтверждают необходимость установления ей первой группы инвалидности бессрочно, обратилась в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства определением Абаканского городского суда Республик Хакасия от 6 сентября 2023 г. по ходатайству стороны истца по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому Краю" Минтруда России.
Согласно заключению медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому Краю" Минтруда России от 19 октября 2023 г. N на 3 апреля 2023 г. у Коренбаевой Е.С. имелись "данные изъяты"
Суд первой инстанции исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, заключение медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России от 19 октября 2023 г. N, пришел к выводу, что обжалуемые истцом решения ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" экспертный состав N 1 от 3 апреля 2023 г. и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России экспертный состав N 2 от 25 мая 2023 г. об установлении ей второй группы инвалидности сроком на 1 год вынесены на законных основаниях, в связи с чем отказал Коренбаевой Е.С. в удовлетворении ее требований.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с приведенными выводами суда согласился, указав, что они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности, заключение медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России отвечает требованиям относимости и допустимости предъявляемым к доказательствам.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (часть 2 статьи 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ приведено понятие медико-социальной экспертизы, согласно которому медико-социальная экспертиза - это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально защиты населения (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 2 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Согласно абзацу первому пункта 17 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил медико-социальная экспертиза проводится бюро, главным бюро, Федеральным бюро в соответствии с целью установления группы инвалидности.
В пункте 23 Правил определено, что бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.
Главное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным управлением при обращении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с проведением специальных видов обследования (пункт 24 Правил).
Федеральное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения главного бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым главным бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным управлением при обращении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих консультации специалистов Федерального бюро, в том числе с проведением сложных специальных видов обследования (пункт 25 Правил).
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий (пункт 28 Правил).
Согласно абзацу первому пункта 44 Правил решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной экспертизы.
Пунктом 46 Правил определено, что гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (категории "ребенок-инвалид") и индивидуальная программа реабилитации или абилитации после получения бюро (главным бюро, Федеральным бюро) уведомления из Федерального реестра инвалидов о размещении о нем сведений, указанных в абзаце четвертом пункта 45 настоящих Правил. Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, содержит идентификатор (дату и время) размещения записи об инвалиде. Указанная справка по согласованию с гражданином (его законным или уполномоченным представителем) может быть выдана на руки гражданину (его законному или уполномоченному представителю) либо направлена ему (его законному или уполномоченному представителю) заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. Порядок составления и форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Пунктом 1 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы предусмотрено, что классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид") (пункт 2 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
К основным видам стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся: а) нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений); б) нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования); в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль); г) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений); д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела) (пункт 3 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
В пункте 4 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы установлено, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
В соответствии с пунктом 5 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Если приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса. При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.
Пунктом 6 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы определено, что к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности.
Согласно абзацу первому пункта 9 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев (пункт 10 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 11 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 12 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в рамках очередного освидетельствования Коренбаевой Е.С. установлено наличие совокупности условий для установления ей второй группы инвалидности сроком на 1 год, что подтверждено при проведении назначенной судом первой инстанции медико-социальной экспертизы, заключение которой принято судами в качестве допустимого доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о законности обжалуемых решений ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России экспертная комиссия N 1 от 3 апреля 2023 г. N и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России экспертная комиссия N 2 от 25 мая 2023 г. N.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Коренбаевой Е.С. о наличии у нее ограничений жизнедеятельности со стойким расстройством функций организма, являющихся основанием для установления первой группы инвалидности, воспроизводят доводы искового заявления и апелляционной жалобы, сводятся к иной субъективной оценке тех обстоятельств, которые уже установлены судами первой и апелляционной инстанций и получили верную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в силу содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации запрета суду кассационной инстанции устанавливать новые обстоятельства и давать иную оценку установленным судами обстоятельств и собранных доказательств.
Доводы кассационной жалобы Коренбаевой Е.С. о том, что она была введена в заблуждение относительно целей визита в ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России в апреле 2023 г. и была лишена права предоставить необходимые документы в защиту правомерности присвоения ей первой группы инвалидности, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку экспертным составом N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия" Минтруда России в порядке контроля за решением, принятым главным бюро, была проведена очная медико-социальная экспертиза, в связи с чем Коренбаева Е.С. имела возможность давать соответствующие пояснения и представлять необходимые документы.
Доводы кассационной жалобы Коренбаевой Е.С. об отсутствии оснований для ее переосвидетельствования, поскольку она была старше 55 лет, подлежат отклонению. Соответствующее положение о периодах, на который устанавливается инвалидность, в том числе, о том, что срок переосвидетельствования не устанавливается женщинам старше 55 лет, содержалось в статье 25 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившим силу с 1 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы Коренбаевой Е.С. о том, что заключение судебной медико-социальной экспертизы является ненадлежащим доказательством по делу, являются несостоятельными.
В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Вопреки доводам кассационной жалобы, заключение медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому Краю" Минтруда России от 19 октября 2023 г. N в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59 - 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно основано на имеющихся медицинских документах, выводы экспертов мотивированы, логичны, категоричны, не допускают неоднозначного толкования, эксперты при назначении судом судебной экспертизы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Несогласие с результатами судебной экспертизы, в отсутствие относимых, допустимых и достоверных доказательств, не может ставить под сомнение выводы экспертов.
Доводы кассационной жалобы Коренбаевой Е.С. о заинтересованности ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому Краю" Минтруда России какими-либо объективными доказательствами не подтверждены, само по себе это обстоятельство не означает, что экспертное заключение, соответствующее требованиям закона, не может быть принято в качестве доказательства по делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коренбаевой Елены Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.