Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Раужина Е.Н, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-195/2023 (УИД 24RS0037-01-2022-001783-45) по исковому заявлению Ниткина Сергея Викторовича к министерству социальной политики Красноярского края, администрации г. Назарово Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, по кассационной жалобе Ниткина Сергея Викторовича на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 2 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ниткин Сергей Викторович (далее по тексту - Ниткин С.В.) обратился в Назаровский городской суд Красноярского края с иском к министерству социальной политики Красноярского края, администрации г. Назарово Красноярского края о признании незаконным и отмене приказа от 28 июня 2022 г. N в части отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность; о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность; об обязании произвести единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность.
Решением Назаровского городского суда Красноярского края от 2 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 января 2024 г, в удовлетворении исковых требований Ниткина С.В. отказано.
Ниткин С.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Назаровского городского суда Красноярского края от 2 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 января 2024 г. отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы Ниткин С.В. указал на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Суды пришли к ошибочному выводу об обеспечении его жильем по адресу: "адрес", поскольку, указанная квартира принадлежала не ему, а его матери Н.О.А, членом ее семьи он не является с момента достижения совершеннолетия, проживает только на свою пенсию. В указанной квартире проживал временно и вынуждено по вине администрации г. Назарово. Он является инвалидом "данные изъяты", право на улучшение жилищных условий возникло у него еще 12 октября 2001 г, он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решениями Назаровского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г, от 22 сентября 2021 г. постановления администрации г. Назарово в части снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении признаны незаконными. Данные судебные акты имеют преюдициальное значение по настоящему спору. Он имеет право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Министерство социальной политики Красноярского края в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Назаровского городского суда Красноярского края от 2 октября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 января 2024 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ниткин С.В. является инвалидом "данные изъяты".
Родителями Ниткина С.В. являются: мать - Н.О.А, отец - Н.В, умерший ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на 19 сентября 2001 г. членами семьи Н.В.Л. проживающими с ним по адресу: "адрес" являлись: жена Н.О.А, сын Ниткин С.В, дочь Н.Е.
12 октября 2001 г. постановлением администрации г. Назарово N Н.О.А. включена в списки граждан, нуждающихся в первоочередном улучшении жилищных условий, на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 3 октября 2001 г. "О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
На основании договора купли-продажи от 13 января 2005 г. Н.О.А. приобрела в собственность квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 53 кв.м, в том числе жилой 30, 70 кв.м.
29 сентября 2016 г. постановлением администрации г. Назарово Красноярского края N Н.О.А. с членом семьи - сыном Ниткиным С.В. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, установленной по г. Назарово.
Решением Назаровского городского суда от 10 июля 2017 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2017 г, признано незаконным постановление администрации г. Назарово Красноярского края от 29 сентября 2016 г. N в части снятия с учета Ниткина С.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении, на администрацию г. Назарово Красноярского края возложена обязанность восстановить Ниткина С.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в течение месяца со дня вступления решения суда с законную силу.
30 октября 2017 г. постановлением администрации г. Назарово Красноярского края N на основании решения Назаровского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г. Н.О.А. с Ниткиным С.В. инвалид "данные изъяты" восстановлены в очереди с датой постановки на учет -3 октября 2001 г.
27 декабря 2017 г. постановлением администрации г. Назарово Красноярского края N Н.О.А. в составе ее семьи: Ниткин С.В. инвалид "данные изъяты" на основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации города от 27декабря 2017 г. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ).
Решением Назаровского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 декабря 2021 г, признано незаконным постановление администрации г. Назарово Красноярского края от 27 декабря 2017 г. N в части снятия Ниткина С.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении. На администрацию г. Назарово Красноярского края возложена обязанность восстановить Ниткина С.В. в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением администрации г. Назарово Красноярского края от 2 февраля 2022 г. N на основании решения Назаровского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2021 г. Ниткин С.В. восстановлен в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении с датой постановки на учет - 3 октября 2001 г.
6 мая 2022 г. Ниткин С.В. обратился в министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, поскольку является инвалидом "данные изъяты", с 3 октября 2001 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Назарово. При этом при расчете размера единовременной денежной выплаты просил учесть совместно проживающего с ним члена семьи - мать Н.О.А.
На момент обращения с заявлением Ниткин С.В. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем его матери Н.О.А, по адресу: "адрес" Здесь же были зарегистрированы: с 5 июля 2006 г. - Н.О.А, К.Е.В. с 23 октября 2020 г. ее дочь К.М.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
30 июня 2023 г. Ниткин С.В. снят с регистрационного учета по указанному выше адресу, что следует из копии паспорта на его имя.
Указанное жилое помещение продано собственником Н.О.А, что следует из договора купли-продажи от 24 июля 2023 г, регистрация прекращения права 25 июля 2023 г.
Согласно выписке из ЕГРН от 26 мая 2022 г. Ниткину С.В. с 15 мая 2006 г. по 30 июня 2017 г. принадлежала на праве собственности 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 17, 3 кв.м, на основании договора на передачу комнаты в собственность граждан.
Указанную долю в данном жилом помещении Ниткин С.В. подарил своей матери Н.О.А. на основании договора дарения доли комнаты от 26 июня 2017 г, право собственности Н.О.А. прекращено 5 октября 2017 г. в связи с продажей жилого помещения.
Приказом министерства социальной политики Красноярского края от 28 июня 2022 г. N с учетом предложения комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан (протокол заседания комиссии от 24 июня 2022 г. N) Ниткину С.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в том числе на основании статей 6 и 7 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N, в связи с обеспеченностью каждого члена семьи жилой площадью более учетной нормы и нормы предоставления жилой площади согласно постановлению Крайсовпрофа от 1 марта 1990 г. N, то есть в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий на основании подпункта "а" пункта 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487.
Ниткин С.В, не согласившись с отказом министерства социальной политики Красноярского края, полагая, что имеет право на получение меры социальной поддержки в соответствии с Законом Красноярского края N 10-4487 от 25 марта 2010 г. "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ниткина С.В, суд первой инстанции исходил из того, что Ниткин С.В. утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, указав, что они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 1 марта 1990 г. N 63/3 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, согласно подпункта "а" пункта 7 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющее обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв.м. и менее.
Порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, установлен Законом Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (подписан Губернатором Красноярского края 1 апреля 2010 г.) (далее по тексту - Закон Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487).
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 1 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 настоящий Закон распространяется на инвалидов (I, II, III группы инвалидности), семьи, имеющих детей-инвалидов, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев (пункт 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487).
Вне очереди меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим на момент постановки на учет, в целях последующего предоставления им жилых помещений. Гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются исходя из даты принятия их на учет (пункт 2 статьи 3 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 норма общей площади жилья, учитываемая при определении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, составляет 18 квадратных метров. Для членов семьи граждан норма общей площади жилья определяется согласно норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту жительства граждан, но не менее 15 и не более 18 квадратных метров на каждого члена семьи.
К членам семьи гражданина, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с настоящим Законом, относятся постоянно проживающие с ним супруга (супруг), имеющие инвалидность или достигшие возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), или являющиеся пенсионерами, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, являющиеся инвалидами с детства, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, и родители, имеющие инвалидность или достигшие возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), или являющиеся пенсионерами. К членам семьи ребенка-инвалида относятся его родители, сестры и братья в возрасте до 18 лет, а также сестры и братья старше 18 лет, являющиеся инвалидами с детства (пункт 3 статьи 4 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487).
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 4, 5 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан.
В статье 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 определен порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан.
Для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края документы, указанные в пункте 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487.
В пункте 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 установлено, что поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления.
Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты (пункт 3 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487).
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения; б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
С учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в течение пяти дней министерство принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты путем издания приказа министерства (пункт 6 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487).
В силу пункта 7 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 уведомление о принятом решении направляется министерством в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения гражданину (законному представителю) способом, указанным в заявлении. В уведомлении об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем указываются основания принятия решения и порядок его обжалования.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентировано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи).
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 г.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Ниткин С.В. в период после постановки его на учет 12 октября 2001 г. в связи с приобретением в порядке приватизации жилого помещения по адресу: "адрес" в собственность, а также после приобретения членом его семьи - матерью на основании договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", получил обеспечение жильем более нормы 7 кв.м, что свидетельствует об утрате им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ниткина С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы Ниткина С.В. о наличии у него права на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность, поскольку он был поставлен на учет до 1 января 2005 г, свое право на получение жилого помещения не реализовал, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений с учетом установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, свидетельствующих о наличии жилых помещений у матери Ниткина С.В. - Н.О.А, членом семьи которой он являлся на момент приобретения ею 13 января 2005 г. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на момент заключения договора на передачу в собственность комнаты в общежитии по адресу: "адрес", право на которое прекращено 5 октября 2017 г, указывал ее в качестве члена своей семьи при обращении 6 мая 2022 г. с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, действий Н.О.А. по отчуждению указанных жилых помещений и создании нуждаемости Ниткина С.В. в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы Ниткина С.В. повторяют его позицию исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Назаровского городского суда Красноярского края от 2 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ниткина Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Е.Н. Раужин
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.