Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Раужина Е.Н, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3530/2023 (УИД 55RS0007-01-2023-003428-15) по исковому заявлению Гусарова Андрея Викторовича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, отмене дисциплинарного взыскания, по кассационной жалобе Гусарова Андрея Викторовича на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 января 2024 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Омска при участии Гусарова Андрея Викторовича, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области по доверенности Каниной Светланы Олеговны
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Гусарова Андрея Викторовича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области по доверенности Каниной Светланы Олеговны, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гусаров Андрей Викторович (далее по тексту - Гусаров А.В, истец) обратился в Центральный районный суд г. Омска с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области (далее по тексту - Управление Росгвардии по Омской области, ответчик) о признании незаконным приказа от 16 июня 2023 г. N о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, отмене дисциплинарного взыскания.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 30 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 января 2024 г, исковые требования Гусарова А.В. оставлены без удовлетворения.
Гусаров А.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Омска от 30 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 января 2024 г. отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы Гусаров А.В. указал на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Фактически при несении службы в его должностные обязанности осуществление контроля за частной охранной деятельностью не входило, письменных или устных указаний от руководителей о проведении контрольно-надзорных мероприятий в частных охранных организациях в том числе ООО "Охранная фирма "Ника" ему не поступало, что подтверждается показаниями свидетелей и представитель Управления Росгвардии это не опровергает. Согласно рапорта заместителя начальника Управления - начальника ЦЛРР П.Е.М. при проведении проверки фактов нарушения положений законодательства по осуществлению государственного контроля в области частной охранной деятельности в отношении ООО "Охранная фирма "Ника" с его стороны не установлено в связи с тем, что выездов в данную организацию он не осуществлял. Таким образом при несении службы у него не возникло личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В отделе лицензионно-разрешительной работы с 10 сентября 2021 г..до 3 ноября 2022 г..на него были возложены обязанности по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам по выдаче лицензий и разрешений на хранение и ношение гражданского огнестрельного охотничьего оружия, оружия самообороны, разрешений на хранение и использование оружия, разрешений на хранение и продажу гражданского оружия, не связанные с частной охранной и детективной деятельностью. Начиная с 3 ноября 2022 г..по 9 октября 2023 г..(до даты увольнения из Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) он выполнял обязанности инспектора по контролю за оборотом гражданского оружия и юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием на территории Центрального административного округа г..Омска, также не связанные с осуществлением контроля частной охранной и детективной деятельностью.
При таких обстоятельствах у него не возникло обязанности по направлению в порядке, предусмотренном приказом Росгвардии от 13 февраля 2017 г..N. уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, т.к. не было возникновения личной заинтересованности. Также данный факт подтверждается в решении суда первой инстанции, хотя в решении прописано обратное. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Управление Росгвардии по Омской области в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Центрального районного суда г. Омска от 30 августа 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 января 2024 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10 сентября 2021 г. с Гусаровым А.В. был заключен контракт о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации в должности старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области.
Пунктом 4.4 контракта установлена обязанность сотрудника соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 14 Закона о службе.
Должностным регламентом (должностной инструкцией) старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г..Омск Управления Росгвардии по Омской области Гусарова А.В, утвержденным заместителем начальника Управления - начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Омской области 10 сентября 2021 г, с которым Гусаров А.В. был ознакомлен, предусмотрено, старший инспектор отдела подчиняется непосредственно начальнику Отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г..Омск Управления Росгвардии по Омской области и его заместителям.
Приказы, распоряжения, указания получает от непосредственного руководителя и его заместителей (пункт 4.1); руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность войск национальной гвардии, Положением об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области, правовыми актами командующего Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, нормативными правовыми актами Управления Росгвардии по Омской области и настоящим должностным регламентом (должностной инструкцией) (пункт 4.3); старший инспектор отдела в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке и в пределах предоставленных нормативными правовыми актами Росгвардии полномочий имеет право, в том числе осуществлять в пределах компетенции установленных законодательством Российской Федерации контроль за оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, а также частной охранной деятельностью на территории города Омска (пункт 5.1); участвовать в проверках по вопросам контроля за оборотом оружия, боеприпасов, охранной деятельности, обеспечивать проведение мероприятий по устранению выявленных недостатков (пункт 5.6); принимать участите в оперативно-профилактических мероприятиях по контролю за оборотом оружия и частной охранной деятельностью (пункт 5.15); проверять и устанавливать достоверность сведений в документах, представленных гражданами и юридическими лицами, для получения лицензий, разрешений и удостоверений частного охранника (пункт
5.17); в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии старший инспектор отдела, в том числе обязан: исполнять поручения, указания, распоряжения начальника отдела и его заместителей (пункт 6.1); оказывать государственные услуги по выдаче удостоверений частного охранника, лицензий, разрешений, направлений в сфере оборота оружия и патронов, частной охранной деятельности, в том числе в электронном виде, вести прием граждан, представителей юридических лиц по вопросам лицензионно-разрешительной деятельности, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение заявлений граждан, должностных лиц и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции лицензионно-разрешительной работы и принимать по ним необходимые меры (пункт 6.2); осуществлять исполнение государственной функции по контролю за оборотом оружия, частной охранной деятельностью, обеспечивать проведение мероприятий по устранению выявленных недостатков (пункт 6.4); осуществлять проверки охранных организаций.
При выявлении нарушений принимать меры, предусмотренные действующим законодательством (пункт 6.11); осуществлять в соответствии с нормативными правовыми актами Росгвардии профилактическую деятельность по вопросам оборота оружия, частной охранной деятельности (пункт 6.18); проводить плановые и внеплановые проверки на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требований, правил оборота служебного оружия и специальных средств, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими частную детективную и охранную деятельность, а также оборот оружия (пункт 6.20); проводить проверку договоров на оказание охранных услуг, заключаемых лицензиатами, с целью установления соответствия их деятельности требованиям действующего законодательства и учредительным документам, а также актов о выполнении работ (или их копии) частных охранных структур, представляемые клиенту, в пределах, необходимых для выполнения контрольных функций (пункт 6.21); сообщать начальнику Отдела о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 6.26); принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов (пункт 6.35); уведомлять начальника Управления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (пункт 6.36).
15 июля 2022 г. с Гусаровым А.В. был заключен контракт о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации в должности инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области.
Пунктом 4.4 указанного контракта сотрудник, помимо прочих обязанностей, обязуется соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 14 Закона о службе.
Типовой должностной регламент (должностная инструкция) по одноименным должностям инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области, утвержденный заместителем начальника Управления - начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Омской области 14 января 2019 г, предусматривает положения, аналогичные содержащимся в должностной инструкции старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области Гусарова А.В.
Согласно Положению об Отделе лицензионно-разрешительной работы по городу Омску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области Отдел лицензионно-разрешительной работы городу Омску является структурным подразделением Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области одной из основных его функций являются осуществление контроля за деятельностью частных охранных организаций.
6 июня 2023 г. Гусаров А.В. был уведомлен о начале в отношении него проверки по решению начальника Управления Росгвардии по Омской области от 2 июня 2023 г, предложено дать объяснение в письменном виде по существу поставленных вопросов на имя начальника Управления Росгвардии по Омской области, разъяснено право обратиться для проведения беседы и получения информации о подлежащих проверке сведениях.
7 июня 2023 г. Гусаровым А.В. даны объяснения, согласно которым Гусаров А.В, состоя в браке с Гусаровой Н.В, трудоустроенной в ООО "Охранная фирма "Ника". При приеме на службу сообщил данные сведения, предоставил анкеты, после прохождения всех этапов отбора, был принят на службу, назначен на должность старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Омску. При поступлении на службу ему было доведено, что он будет выполнять обязанности по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам по выдаче лицензий и разрешений на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия, не связанных с частной охранной деятельностью. С 3 ноября 2022 г. он выполнял обязанности инспектора по контролю за оборотом гражданского оружия на территории обслуживания Центрального административного округа. Контроль за частной охранной деятельностью и предоставлением государственных услуг, касающейся частной охранной деятельности в круг его обязанностей не входит.
По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению в отношении Гусарова А.В. было составлено заключение проверки соблюдения Гусаровым А.В. требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части недопущения любой возможности конфликта интересов, утвержденного начальником Управления Росгвардии по Омской области 13 июня 2023 г.
Из указанного заключения следует, что 11 мая 2023 г. на имя начальника Управления Росгвардии по Омской области поступила информация Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 11 мая 2023 г, в которой сообщалось о возможном нарушении требований статей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, за которые предусмотрены меры дисциплинарной ответственности.
В ходе проведенных отделом собственной безопасности округа проверочных мероприятий установлено, что супруга Гусарова А.В. Г.Н.В. является руководителем ООО "Охранная фирма "Ника", расположенного на территории обслуживания Отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Омску. Информация о том, что Гусарова Н.В. является руководителем ООО "Охранная фирма "Ника" содержится, в том числе в открытых интернет источниках.
По выявленному факту 2 июня 2023 г. начальником Управления Росгвардии по Омской области назначено проведение проверки соблюдения требований к служебному поведению в отношении Гусарова А.В, в ходе которой в том числе были опрошены Гусаров А.В, П.Е.М. - заместитель начальника Управления - начальник ЦЛРР Управления Росгвардии по Омской области, Т.А.В. - замещавший должность начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области в период со 2 декабря 2022 г. по 13 апреля 2023 г, Х.А.В. - начальник отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области в период с 12 мая 2023 г. по н/в)
В ходе проведенной проверки было установлено нарушение Гусаровым А.В. требований пунктов 6, 26, 6.35, 6.36 должностного регламента и частей 3 и 4 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно. Обстоятельств, отягчающих ответственность Гусарова А.В, не установлено. Обстоятельствами, смягчающими ответственность данного сотрудника, являются отсутствие действующих дисциплинарных взысканий, совершение нарушений требований законодательства о противодействии коррупции впервые.
По результатам проведенной проверки факт коррупционного правонарушения Гусарова А.В. признан подтвердившимся, его вина установленной, предложено вопрос совершенного коррупционного правонарушения Гусаровым А.В, выразившегося в непринятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и неуведомлении в письменной форме непосредственного руководителя (начальника) о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет известно, вынести на заседание аттестационной комиссии в рамках рассмотрения вопросов соблюдения требований к служебному поведению и предотвращению конфликта интересов.
14 июня 2023 г. Гусаров А.В. уведомлен о том, что материалы проведенной в отношении него проверки направлены в комиссию Управления Росгвардии по Омской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которая состоится 15 июня 2023 г.
Согласно протоколу N заседания аттестационной комиссии Управления Росгвардии по Омской области от 15 июня 2023 г, аттестационная комиссия, рассмотрев вопрос о соблюдении требований законодательства об урегулировании конфликта интересов Гусаровым А.В, заслушав информацию секретаря аттестационной комиссии, ознакомившись с материалами, представленными на заседание аттестационной комиссии, а именно: входящим письмом командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 11 мая 2023 г, уведомлением Гусарова А.В. о начале проверки, объяснениями Гусарова А.В, П.Е.М, Т.А.В, Х.А.В, рапортом П.Е.М, должностным регламентом Гусарова А.В, приказом начальника Управления Росгвардии по Омской области от 15 ноября 2017 г..N "Об утверждении Положения об Отделе лицензионно-разрешительной работы по городу Омску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области", материалами дела ООО "Охранная фирма "Ника", служебной характеристикой, заключением проверки соблюдения Гусаровым А.В. требований пункта 1 стать 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части недопущения возможности конфликта интересов, вынесла заключение признать, что при исполнении должностных (служебных) обязанностей Гусаровым А.В. - инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г..Омск Управления Росгвардии по Омской области, возможно возникновение конфликта интересов; в целях предотвращения возникновения конфликта интересов рекомендовать заместителю начальника управления - начальнику ЦЛРР Управления Росгвардии по Омской области, начальнику отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г..Омск Управления Росгвардии по Омской области исключить возможность осуществления Гусаровым А.В. функций государственного контроля в сфере частной охранной деятельности; признать, что Гусаров А.В. не соблюдал требования действующего законодательства об урегулировании конфликта интересов.
Рекомендовать начальнику Управления Росгвардии по Омской области привлечь Гусарова А.В. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Приказом начальника Управления Росгвардии по Омской области от 16 июня 2023 г. N "О привлечении к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства Российской Федерации" за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и неуведомлении в письменной форме непосредственного руководителя (начальника) о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет известно об этом, на Гусарова А.В. - инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Омску) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области наложено дисциплинарное взыскание - выговор.
С указанным Гусаров А.В. ознакомлен 16 июня 2023 г.
Приказом Управления Росгвардии по Омской области от 6 октября 2023 г. N Гусаров Л.В. на основании пункта 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уволен со службы в отставку 9 октября 2023 г.
Гусаров Л.В, не согласившись с вынесенным приказом о наложении дисциплинарного взыскания от 16 июня 2023 г, указав, что его супруга работает в должности директора ООО "Охранная фирма "Ника", в целях избежания возможного возникновения конфликта интересов начальником отдела Г.А.А. на него были возложены до 3 ноября 2022 г. должностные обязанности по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам по выдаче лицензий и разрешений на хранение и ношение гражданского огнестрельного охотничьего оружия, оружия самообороны, разрешений на хранением и использование оружия, разрешений на хранение и продажу гражданского оружия, не связанные с частной охранной и детективной деятельностью, начиная с 3 ноября 2022 г. он выполняет обязанности инспектора по контролю за оборотом гражданского оружия, также не связанные с осуществлением контроля за частной охранной и детективной деятельностью, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что вывод ответчика о возникновении у Гусарова Л.В. личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, нашел свое подтверждение, у Гусарова Л.В. имелась обязанность уведомить в установленном порядке о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, чего истцом сделано не было.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", вступившего в законную силу 3 июля 2016 г, правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются в том числе положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (пункт 2); сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 13).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственный органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции").
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под служебной дисциплиной согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Пунктом 1 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Для целей настоящего Федерального закона используется понятие "личная заинтересованность", установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (часть 2 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 71 Федерального Закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Сотрудник органов внутренних дел обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно (часть 4 статьи 71 Федерального Закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Приказом Росгвардии от 13 февраля 2017 г. N 48 утвержден Порядок уведомления военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее по тексту - Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает процедуру сообщения военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии и имеющими специальные звания полиции, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, за исключением военнослужащих (сотрудников), замещающих должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации (пункт 1 Порядка).
Сообщение оформляется в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящему Порядку) (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка военнослужащими (сотрудниками) территориального органа Росгвардии уведомление направляется начальнику территориального органа Росгвардии.
В пункте 4 Порядка указано, что военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии представляет уведомление любым удобным для него способом (лично, почтовым отправлением, посредством факсимильной связи либо через официальный сайт Росгвардии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). К уведомлению могут прилагаться все имеющиеся в распоряжении военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии материалы и документы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении.
Уведомление регистрируется в кадровом подразделении центрального аппарата, территориального органа Росгвардии, оперативно-территориального объединения, соединения, воинской части и организации войск национальной гвардии, а также отдельными должностными лицами, в должностные (служебные) обязанности которых входят функции по кадровому обеспечению (пункт 5 Порядка).
Уведомление рассматривается кадровым органом, который осуществляет подготовку мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомления (пункт 6 Порядка).
Уведомление с заключением направляются для рассмотрения в аттестационную комиссию (пункт 8 Порядка).
В силу статьи 50.1 Федерального Закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлен статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Частью 1 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника (часть 2 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В части 3 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения (часть 4 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть 5 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Частью 6 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что в акте о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 50.1 или 82.1 настоящего Федерального закона.
Основания и порядок проведения служебной проверки регламентированы статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного закона, а также по заявлению сотрудника.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Порядок проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации регулируется приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 января 2018 г. N.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что Гусаров А.В, являясь сотрудником войск национальной гвардии Российской Федерации, в нарушение вышеизложенных требований законодательства не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и не уведомил в письменной форме непосредственного руководителя в установленном порядке и сроки о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно, служебная проверка в отношении Гусарова А.В. проведена ответчиком при наличии предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ оснований, в соответствии с Порядком проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 января 2018 г. N, в установленные сроки, заключение по результатам служебной проверки соответствует требованиям статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, установленный законом порядок и сроки наложения дисциплинарного взыскания были соблюдены, при избрании меры дисциплинарного взыскания в виде выговора ответчиком учитывалась тяжесть допущенных нарушений и обстоятельства их совершения, предшествующее поведение Гусарова А.В. и его отношение к службе, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований Гусарова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, примененным нормам материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы Гусарова А.В, выводы судов о непринятии им своевременных мер по уведомлению в установленном порядке нанимателя о возможном возникновении конфликта интересов основаны на фактических обстоятельствах дела, подтверждены представленными в материалы дела документами, основаны на исследованных судами доказательствах по делу, обстоятельства, на которые Гусаров А.В. ссылается в кассационной жалобе получили соответствующую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанции, исходя из положений приведенного правового регулирования.
Доводы кассационной жалобы Гусарова А.В. о том, что факт нарушения им требований законодательства об урегулировании конфликта интересов не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 30 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гусарова Андрея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Е.Н. Раужин
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.