Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-413/2023 (УИД: 19RS0010-01-2023-000531-38) по иску прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах Лобковой Ольги Владимировны, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Жемчужненская средняя школа N1, Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Министерству образования и науки Республики Хакасия об обязании выплат стимулирующего характера, по кассационным жалобам Администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, муниципального бюджетного образовательного учреждения Жемчужненская средняя школа N1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения представителя Правительства Республики Хакасия - Молчанова Владимира Анатольевича, действующего на основании доверенности от 27 июля 2023 г. N- N, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб заявителей, объяснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно -кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, поддержавшей доводы кассационных жалоб заявителей, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действуя в интересах Лобковой Ольги Владимировны (далее - Лобкова О.В.), обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Жемчужненская средняя школа N 1 (далее - МБОУ Жемчужненская средняя школа N 1, ответчик), Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия (далее - Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район, ответчик), Министерству образования и науки Республики Хакасия о возложении обязанности произвести выплаты стимулирующего характера за период с января 2023 г. по июнь 2023 г.
В обоснование заявленных требований указал, что Лобкова О.В. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" в должности учителя химии и биологии. В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что за период с января по июнь 2023 года Лобковой О.В. не производились выплаты стимулирующего характера, являющиеся неотъемлемой частью заработной платы педагогического работника. При этом фонд оплаты труда, в который заложены средства на выплаты стимулирующего характера, был использован на доплаты другим работникам для доведения их заработной платы до минимального размера оплаты труда.
С учетом уточнений исковых требований прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действующий в интересах Лобковой О.В. просил суд:
- возложить на Министерство образования и науки Республики Хакасия обязанность профинансировать Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район в размере 13 319 руб. 08 коп. для начисления стимулирующих выплат МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" в отношении Лобковой О.В. в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
- возложить на Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район обязанность произвести финансирование МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" в указанном размере для начисления стимулирующих выплат Лобковой О.В. в течение десяти дней со дня поступления финансирования от Министерства образования и науки Республики Хакасия;
- возложить на МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" обязанность в течение трех рабочих дней со дня поступления финансирования произвести начисление Лобковой О.В. стимулирующих выплат за период с января по июнь 2023 года в общем размере 13 319, 08 руб.; выплатить Лобковой О.В. указанную сумму с учетом последующего удержания налога на доходы физических лиц.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечены Правительство Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасии, администрация муниципального образования Ширинский район и Финансовое управление администрации муниципального образования Ширинский район.
Решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 1 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены.
На Министерство образования и науки Республики Хакасия возложена обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район в размере 13 319 руб. 08 коп. для начисления МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" стимулирующих выплат учителю Лобковой О.В. за период с января 2023 года по июнь 2023 года.
На Управление образования администрации муниципального образования "Ширинский район" возложена обязанность в течение десяти дней со дня поступления финансирования от Министерства образования и науки Республики Хакасия произвести финансирование МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" в размере 13 319 руб. 08 коп. для начисления стимулирующих выплат учителю Лобковой О.В. за период с января 2023 года по июнь 2023 года.
На МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня поступления финансирования от Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район произвести начисление учителю Лобковой О.В. стимулирующих выплат за период с января 2023 года по июнь 2023 года в общей сумме 13 319 руб. 08 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 января 2024 г. решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 1 сентября 2023 г. по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах Лобковой Ольги Владимировны к Министерству образования и науки Республики Хакасия, Управлению образования Администрации муниципального образования Ширинский район о возложении обязанности профинансировать стимулирующие выплаты Лобковой Ольге Владимировне за период с января 2023 года по июнь 2023 года отменено, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия определилавзыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Жемчужненская средняя школа N1" в пользу Лобковой Ольги Владимировны стимулирующие выплаты за период с января 2023 года по июнь 2023 года в размере 13 319 руб. 08 коп.
В кассационной жалобе Администрация муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 января 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, что послужило основанием для принятия необоснованного судебного акта по делу.
Указывает, что между МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" и истцом отсутствует как таковой индивидуальный трудовой спор, поскольку работодатель признает право истца на получение стимулирующих выплат. Между тем, в соответствии с пунктами 1.7, 1.17, 2.3 Устава МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1", утвержденного приказом Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район 16 декабря 2015 г..МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" является юридическим лицом, которое самостоятельно формирует свою структуру, целями деятельности школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, финансовое обеспечение муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Ширинский район в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. п. 1.5, 1.6, 1.8 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования Ширинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 19 июня 2019 г..N120 Управление образования обладает правами юридического лица, является участником бюджетного процесса с возложенными на него функциями, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств реализует основные общеобразовательные программы в муниципальных образовательных организациях. Деятельность Министерства образования и науки Республики Хакасия регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 мая 2009 года N226.
Минобрнауки Республики Хакасия, являясь исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия, разрабатывает проекты законов Республики Хакассия, постановлений Правительства Республики Хакасия и другие документы, по которым требуется решение Правительства Республики Хакасия по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения, Министерство контролирует осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Указывает, что выплаты стимулирующего характера являются неотъемлемой частью заработной платы педагогических работников, включенные в норматив и предоставленные в образовательную организацию посредством предоставления субвенций местным бюджетам в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что при формировании штатного расписания по МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" размера субвенций, который доведен, будет недостаточно для выплаты заработной платы и стимулирующих выплат работникам, о чем Министерство образования и науки Республики Хакасия было извещено. При этом недостающая сумма на оплату труда работников до минимального размера оплаты труда Управлением образования не доведена. В данном случае образовательному учреждению не хватило денежных средств на норматив, в связи с чем, МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" не хватило средств для выплаты истцу стимулирующих выплат. При формировании субвенций Управление образования не имело право выходить за норматив. Полагает, что перерасход по оплате труда в МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" в заявленном периоде явился результатом бездействия Министерства образования и науки Республики Хакасия в указанной части. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерства образования и науки Республики Хакасия, поскольку денежные средства, которые подлежали финансированию из бюджета, Республики Хакасия подлежали перечислению на единый счет бюджета муниципального образования Ширинский район. В дальнейшем Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район доводит лимиты до получателя средств бюджета - МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1".
В кассационной жалобе МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 января 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" приводит доводы, аналогичные доводам, излагаемым администрацией муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия.
Относительно доводов кассационной жалобы представитель Министерства образования и науки Республики Хакасия, представитель Правительства Республики Хакасия, представили письменные возражения, в которых просят оставить без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальный истец Лобкова О.В, представители ответчиков муниципального бюджетного образовательного учреждения "Жемчужненская средняя школа N1", Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Министерства образования и науки Республики Хакасия, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления администрации муниципального образования Ширинский район, Министерства финансов Республики Хакасия, сведений о причине неявки не представили. Представитель администрации муниципального образования Ширинский район, муниципального бюджетного образовательного учреждения "Жемчужненская средняя школа N1", Министерства образования и науки Республики Хакасия, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб заявителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании трудового договора от 2 сентября 2019 г. N Лобкова О.В. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ Жемчужненская средняя школа N 1 в должности учителя химии и биологии. В соответствии с дополнительным соглашением от 1 сентября 2021 г. N к трудовому договору Лобкова О.В. осуществляет обязанности в должности учитель химии, учитель биологии, учитель математики, учитель (ФГОС) внеурочной деятельности, классный руководитель.
На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от 30 сентября 2022 г. с 1 сентября 2022 г. за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата по должности "учитель": базовый оклад - 10102, 50 руб, должностной оклад - 16 164, 00 руб, повышающий коэффициент 1, 6; по должности "учитель" (профильное обучение): базовый оклад - 11 647, 47 руб, повышающий коэффициент - 1, 6; доплата за классное руководство - 5000 руб. Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя, учебная нагрузка - 29, 5 учебных часов.
Из протоколов заседания комиссии по распределению стимулирующего фонда МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" от 10 августа 2023 г. N Лобковой О.В. определены стимулирующие выплаты: за январь 2023 года в размере 1530 руб. 15 коп, за февраль 2023 года - 1601 руб. 95 коп, за март 2023 года -1682 руб. 50 коп, за апрель 2023 года -1327 руб. 18 коп, за май 2023 года - 1407 руб. 81 коп, за июнь 2023 года - 774 руб. 83 коп.
Всего стимулирующие выплаты определены Лобковой О.В. в размере 8324 руб. 42 коп, что с учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия составляет 13 319 руб. 08 коп.
Согласно табелям учета рабочего времени Лобкова О.В. осуществляла трудовую деятельность с января по июнь 2023 года, с 20 марта по 31 марта 2023 года и с 26 июня по 30 июня 2023 года находилась в отпуске. Стимулирующие выплаты Лобковой О.В. за период с января 2023 года по июнь 2023 года не начислялись и не выплачивались, что следует из представленных расчетных листков Лобковой О.В.
Обращаясь с иском в суд, прокурор Ширинского района Республики Хакасия указал, что выплаты стимулирующего характера являются неотъемлемой частью заработной платы педагогического работника, при этом, средства фонда оплаты труда, включающие в себя средства, подлежащие направлению на выплаты стимулирующего характера, распределены на доплаты другим работникам до минимального размера оплаты труда.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что стимулирующие выплаты, являющиеся неотъемлемой частью заработной платы педагогических работников, направляются в муниципальные образования посредством предоставления субвенций главным распорядителем бюджетных средств Министерством образования и науки Республики Хакасия. Суд пришел к выводу о том, что в результате бездействия Министерства образования и науки Республики Хакасия субвенции на заработную плату педагогическим работникам и обслуживающему персоналу на 2023 год выделены в недостаточном объеме, без учета увеличения минимального размера оплаты труда, что не позволило школе произвести истцу выплаты стимулирующего характера.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия апелляционным определением от 16 января 2024 г. решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 1 сентября 2023 г. по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах Лобковой Ольги Владимировны к Министерству образования и науки Республики Хакасия, Управлению образования Администрации муниципального образования Ширинский район о возложении обязанности профинансировать стимулирующие выплаты Лобковой Ольге Владимировне за период с января 2023 года по июнь 2023 года отменила, приняла в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований; определила:взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Жемчужненская средняя школа N 1" в пользу Лобковой Ольги Владимировны стимулирующие выплаты за период с января 2023 года по июнь 2023 года в размере 13 319 руб. 08 коп.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того обстоятельства, что исходя из положений локальных актов, выплата стимулирующего характера за интенсивность труда и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ не поставлена в зависимость от установленных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательной организации, а выплачивается из фонда оплаты труда (до 15%) и за счет сложившейся экономии фонда оплаты заработной платы.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия исходила из того, что спор о начислении и выплате стимулирующих выплат возник между работником МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" Лобковой О.В. как работником и работодателем - МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1", как работодателем, то есть данный спор по своей правовой природе является индивидуальным трудовым спором, отношения между сторонами регулируются нормами трудового законодательства.
Отношения между Министерством образования и науки Республики Хакасия, Управлением образования администрации Муниципального образования Ширинский район по финансированию расходов на оплату стимулирующих выплат учителю МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" Лобковой О.В. являются бюджетными по своей правовой природе и регулируются нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом того обстоятельства, что порядок предоставления субвенций на осуществление соответствующих государственных полномочий, равно как и порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормы которого к индивидуальному трудовому спору не применимы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия пришла к выводу о том, что требования прокурора о возложении на Министерство образования и науки Республики Хакасия, Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район обязанности профинансировать стимулирующие выплаты конкретному работнику школы находятся за пределами трудовых правоотношений сторон и вытекающего из них спора, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, а доводы заявителей кассационных жалоб полагает несостоятельными.
Согласно абзацу пятого части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу абзаца шестого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно частям первой, второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 г. N 288 утверждены Методические рекомендации по переходу муниципальных образовательных организаций в Республике Хакасия на новую систему оплаты труда, пунктом 2.1 которых предусмотрено, что система оплаты труда работников в муниципальных образовательных организациях включает в себя: базовые оклады (базовые должностные оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с принятым в муниципальной образовательной организации локальным актом, которым определяется порядок, условия и размеры выплат работникам муниципальных образовательных организаций в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций по переходу муниципальных образовательных организаций в Республике Хакасия на новую систему оплаты труда, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 г. N288, формирование фонда оплаты труда осуществляется в пределах объема средств на текущий финансовый год и рассчитывается по следующей формуле: ФОТ = N * П * U, где: ФОТ - годовой фонд оплаты труда работников муниципальной образовательной организации; N - норматив финансового обеспечения образовательной деятельности в муниципальной образовательной организации в части оплаты труда; П - поправочный коэффициент для образовательных организаций. Размеры поправочных коэффициентов утверждаются постановлением Правительства Республики Хакасия; U - численность обучающихся, воспитанников, определяется для отдельных типов и видов муниципальной образовательной организации с учетом расположения образовательной организации в городе или сельской местности, для обучающихся, по каждой ступени обучения.
Фонд оплаты труда образовательной организации состоит из фонда оплаты труда работников муниципальной образовательной организации (ФОТр) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителя муниципальной образовательной организации (ФОТцст). (п. 3.2).
Фонд оплаты труда работников муниципальной образовательной организации (ФОТр) рассчитывается по формуле: ФОТр = ФОТб + ФОТк + ФОТст, где: ФОТб - базовая часть фонда оплаты труда. Базовая часть фонда оплаты труда включает размеры окладов (должностных окладов) работников муниципальной образовательной организации и обеспечивает гарантированную заработную плату в соответствии со штатным расписанием; ФОТк - фонд компенсационных выплат работникам муниципальной образовательной организации; ФОТст - фонд стимулирующих выплат работников муниципальной образовательной организации, который определяется по следующей формуле:
ФОТст = ФОТр х С, где: С - рекомендуемое значение доли стимулирующей части от ФОТр, составляет не более 15%. Значение С определяется муниципальной образовательной организацией самостоятельно с учетом доведенных средств на оплату труда. (п. 3.4)
Как следует из содержания п. 3.5. Методических рекомендаций по переходу муниципальных образовательных организаций в Республике Хакасия на новую систему оплаты труда, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 г. N288, экономия фонда оплаты труда муниципальной образовательной организации направляется на увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда.
Рекомендуемый объем средств на стимулирующие выплаты работникам муниципальных образовательных организаций - до 15% от фонда оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций. (п. 6.6 Методических рекомендаций).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 августа 2015 г. N441 "Об утверждении методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций" утверждена Методика расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. (далее - Методика расчета нормативов обеспечения)
Согласно пункту третьему Методики расчета нормативов обеспечения норматив обеспечения общего образования складывается из двух составляющих, в том числе расходов на оплату труда.
Расходы на оплату труда включают, в числе прочих, выплаты стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера являются неотъемлемой частью заработной платы педагогического работника, включенные в норматив и предоставляемые муниципальной образовательной организации посредством предоставления субвенций местным бюджетам в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 августа 2015 г. N 441 установлены величины поправочного коэффициента к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 26 февраля 2019 г. N Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда (далее - поправочный коэффициент). Величины поправочного коэффициента, установленные для МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1": с января 2022 года - 1, 220; с июня 2022 года - 1, 252; с сентября 2022 года - 1, 448.
Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 8 апреля 2022 г. N 92 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Ширинский район, которое содержит аналогичные положения, в том числе, касающиеся формирования и распределения общего фонда оплаты труда, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Положением о системе оплаты труда, принятым на общем собрании МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" от 20 декабря 2019 г. (протокол N), утвержденным исполняющим обязанности директора МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1", установлено, что система оплаты труда работников образовательного учреждения включает в себя: базовый оклад (базовый должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера (п. 2.1.). Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с принятыми в образовательном учреждении Положением о выплатах стимулирующего характера сотрудникам МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1". Положение определяет порядок, условия и размеры стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения (п. 2.3.).
Районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия являются обязательными выплатами, начисление которых производится на выплаты стимулирующего характера (п. 7.1.).
Формирование и распределение общего фонда оплаты труда в образовательном учреждении аналогично положениям, утвержденным указанными выше нормативными правовыми актами.
В перечень применяемых доплат компенсационного характера в соответствии с Приложением N к Положению о системе оплаты труда МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" включена доплата до минимального размера оплаты труда, которая определяется согласно следующей формуле; размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством (без учета районного коэффициента с процентной надбавкой за стаж работы в Республике Хакасия).
Как следует из Положения о выплатах стимулирующего характера сотрудникам МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1", принятого на общем собрании МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" (протокол N от 30 сентября 2022 г.), утвержденного и. о. директора МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1", приказом от 3 октября 2022 г. N-о, сотрудникам МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (п. 1.3.).
Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников образовательного учреждения, а также за счет средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников (п. 1.4.).
Выплаты стимулирующего характера производятся при наличии средств в фонде оплаты труда. Выплаты стимулирующего характера сотрудникам образовательного учреждения устанавливаются приказом директора МБОУ Жемчужненская средняя школа N 1 на основании решения комиссии о стимулировании сотрудников. Объем средств на стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения - до 15% от фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, в составе фонда стимулирующих выплат рекомендуется формировать централизованный фонд на стимулирование руководителей в объеме до 1, 5% от фонда оплаты труда работников образовательного учреждения (п. 1.5.).
Размер выплат стимулирующего характера определяется комиссией по распределению выплат стимулирующего характера, созданной приказом директора МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" и действующей на основании Положения о комиссии. Выплаты стимулирующего характера не устанавливаются при наличии у сотрудника образовательного учреждения дисциплинарного взыскания, невыполнения в срок поручений и распоряжений директора школы при отсутствии уважительных причин (пункты 1.6, 1.9.).
В соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера сотрудникам МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы осуществляются один раз в год в августе, выплаты стимулирующего характера за качество выполняемых работ устанавливаются ежемесячно. Данные выплаты определяются на основании листов самооценки.
Премиальные выплаты по итогам работы производятся за достижение плановых показателей работы образовательного учреждения в целом, премирование производится индивидуально. Премирование производится при наличии средств в фонде оплаты труда образовательного учреждения.
В соответствии с п. 2.1 Положения о выплатах стимулирующего характера сотрудникам МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы осуществляются один раз в год в августе.
Таким образом, исходя из приведенных норм локального акта, выплата стимулирующего характера за интенсивность труда и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ не зависит от установленных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательной организации, а выплачивается из фонда оплаты труда образовательного учреждения (до 15%) и за счет сложившейся экономии фонда заработной платы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что спор о начислении и выплате стимулирующих выплат возник между работником МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1" Лобковой О.В. (истцом по делу) и работодателем - МБОУ "Жемчужненская средняя школа N 1", то есть данный спор по своей правовой природе является индивидуальным трудовым спором, под которым в силу части первой статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Следовательно, как, верно, указал суд апелляционной инстанции, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами трудового законодательства.
Бюджетные правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Перечень участников бюджетного процесса приведен в статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку порядок предоставления субвенций на осуществление соответствующих государственных полномочий, равно как и порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормы которого к индивидуальному трудовому спору не применимы, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что требования прокурора о возложении на Министерство образования и науки Республики Хакасия, Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район обязанности профинансировать стимулирующие выплаты конкретному работнику школы находятся за пределами трудовых правоотношений сторон и вытекающего из них спора, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия правомерно указала, что понуждение Министерства образования и науки Республики Хакасия к выделению финансирования Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район по сути является ограничением права главного распорядителя средств бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалоб, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований процессуального истца, заявленных к Министерству образования и науки Республики Хакасия, Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район о понуждении указанных органов к выделению финансирования, необходимого для выплаты Лобковой О.В. суммы задолженности по оплате стимулирующих выплат за январь - июнь 2023 г, поскольку вопросы межбюджетных отношений по выделению и финансированию субсидий, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных главным распорядителям и распорядителям соответствующих бюджетных учреждений является предметом регулирования бюджетных отношений, а не трудовых.
Принимая во внимание, что в материалы дела представлены за спорный период листы самооценки Лобковой О.В, протоколы заседания комиссии по распределению стимулирующего фонда МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1", которыми определена сумма стимулирующих выплат Лобковой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия пришла к верному выводу, что, с учетом приведенных выше норм трудового законодательства, Положения об оплате труда работников МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" выплата за качество работы является стимулирующей выплатой, входит в систему оплаты труда работника, является гарантированной выплатой, в связи с чем, подлежит взысканию с МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" в пользу Лобковой О.В. за период с января 2023 г. по июнь 2023 г. в размере 13 319 руб. 08 коп.
Доводы заявителей кассационных жалоб об отсутствии вины МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" в неисполнении обязательств по выплате работнику стимулирующих выплат за период с января 2023 г. по июнь 2023 года ввиду отсутствия надлежащего финансирования указанных расходов и необходимости возложения обязанности по оплате на Министерство образования и науки Республики Хакасия, как главного распорядителя средств бюджета по финансированию фонда оплаты труда муниципального бюджетного учреждения, признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, направленными на переоценку выводов суда апелляционной инстанции и основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 16 января 2024 года не являются.
При наличии обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Лобковой Ольги Владимировны права на получение заявленной ко взысканию с МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" суммы стимулирующих выплат в размере 13 319 рублей 08 коп, отсутствие у МБОУ "Жемчужненская средняя школа N1" денежных средств на оплату указанной суммы не является основанием для отказа во взыскании указанной суммы с образовательного учреждения.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 16 января 2024 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 января 2024 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, муниципального бюджетного образовательного учреждения "Жемчужненская средняя школа N1" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.