Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Смирновой С.А, Долматовой Н.И, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0018-01-2022-001888-58 по иску администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании прекращенным договора найма жилого помещения, расположенного в специализированном жилом доме фонда социального использования, признании утратившими право пользования, выселении без предоставления другого жилого помещения, встречному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, муниципальному унитарному предприятию "Городское жилищно-коммунальное управление" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и заключение договора
по кассационной жалобе Администрации закрытого административно-территориального образования Город Зеленогорск Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Смирновой С.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Администрация ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края обратилась в суд с иском к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании прекращенным договора найма жилого помещения, расположенного в специализированном доме фонда социального использования, признании утратившими право пользования, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований указала, что в собственности муниципального образования г. Зеленогорск Красноярского края находится квартира по "адрес". Постановлением администрации г. Зеленогорска от 1 апреля 1998 г. утверждены акты государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством специализированного жилого дома в квартале N, жилому дому присвоен почтовый "адрес". Постановлением администрации г. Зеленогорска от 1 апреля 1998 г. утвержден протокол от 17 марта 1998 г. заседания жилищно-бытовой комиссии СЧ-6 ОГПС N 19 о распределении жилой площади в специализированном доме социального использования для молодых семей, согласно которому для решения кадровых вопросов решено выделить спорную квартиру ФИО3 и заключен типовой договор найма жилого помещения, выдан ордер, на семью из 4 человек. ФИО3 принят на службу в Отдел ГПС N 19 ГУ ГПС МВД России ДД.ММ.ГГГГ, уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для утраты права пользования и проживания в муниципальном служебном жилом помещении. Ответчики добровольно освободить занимаемое служебное жилое помещение не желают, оснований для удержания муниципального служебного жилого помещения у ответчиков не имеется. В связи с чем просил, признать ответчиков утратившими право пользования муниципальным специализированным служебным жилым помещением, выселить из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились со встречным иском к администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, МУП "Городское жилищно-коммунальное управление" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма с заключением соответствующего договора. В обоснование требований указали, что в ходе рассмотрения дела установлен факт наличия у ФИО13 не оформленного типового договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР. На основании ордера на жилое помещение с отметкой "фонд социального использования" они вселилась в спорную квартиру и постоянно проживают уже 25 лет, иного жилья не имеют, с заявлением о приватизации данного жилого помещения не обращались, в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, малоимущими не являются. Полагали, что пользуются жилым помещением на условиях договора социального найма.
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 7 июня 2023 г. исковые требования администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края удовлетворены.
Признан прекращенным договор найма жилого помещения от 13 апреля 1998 г, расположенного в специализированном доме фонда социального использования по "адрес", заключенного между администрацией ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края и ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 признаны утратившими право пользования муниципальным специализированным жилым помещением, расположенным по "адрес", выселены него без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 декабря 2023 г. решение суда отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края отказано.
Встречные исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 удовлетворены. Признано за ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 право пользования жилым помещением - квартирой по "адрес" на условиях социального найма с заключением соответствующего договора.
В кассационной жалобе Администрация закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск Красноярского края просила об отмене апелляционного определения, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указала, что на основании акта государственной приемочной комиссии от 20 марта 1998г, указанный жилой дом принят в эксплуатацию как специализированный жилой дом, который имеет специфические признаки, характерные для специализированного дома (коридорного типа, состоит из 54 однокомнатных квартир и 9 двухкомнатных). Законодательством, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, не были установлены формы ордера и договора найма для специализированных жилых помещений, поэтому в целях реализации норм о специализированных жилых помещениях администрацией ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края принято решение о выдаче нанимателям ордера со специальной отметкой красного цвета "фонд социального использования" и заключения Типового договора найма жилого помещения. Удовлетворяя встречные исковые требования апелляционная инстанция ссылаясь на несоответствие спорного дома требованиям специализированного дома и отсутствие допустимых и достаточных доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не учла, что правовой статус дома определяется правовыми актами, изданными компетентными органами, не приняла во внимание доводы представителя администрации ЗАТО г. Зеленогорск и представленные им доказательства, подтверждающие статус дома, который присвоен ему собственником при строительстве и не изменен до настоящего времени.
На кассационную жалобу прокурором Красноярского края принесены возражения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Самойлов А.А. в заключении полагал, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Суд кассационной инстанции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорная двухкомнатная квартира N в доме N по "адрес", площадью 51, 80 кв.м, является муниципальной собственностью, принадлежит муниципальному образованию г. Зеленогорск Красноярского края, в ЕГРН право зарегистрировано с 18 марта 2021 г.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества Зеленогорска город ЗАТО Красноярского края от 28 июня 2022 г. N 61-02-48/121 документом-основанием государственной регистрации права указано Постановление администрации г. Зеленогорска от 1 апреля 1998 г. N 412-п "Об утверждении актов государственной комиссии о приемке в эксплуатацию специализированного жилого дома в квартале N 10", акт государственной приемочной комиссии от 20 марта 1998 г.
Постановлением главы г. Зеленогорска N 375 от 11 апреля 1997 г. "О переводе незаконченного строительства объекта "Дома ветеранов" в жилищный фонд социального использования", в связи с возросшей проблемой в городе по предоставлению малосемейным и молодым семьям жилья незаконченный строительством объект "Дом ветеранов" был переведен в жилищный фонд социального использования и ему придан статус специализированного жилого дома.
Решением городского Совета депутатов города Зеленогорска N 7-43р от 19 ноября 1997 г. утверждено Положение о "специализированном доме социального использования".
В соответствии с указанным Положением, жилая площадь в специализированном доме социального использования предоставляется для временного проживания малосемейных и молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоящих в очереди на получение жилья в бюджетных организациях, учреждениях и организациях. Предоставление жилой площади в специализированном доме производится на основании решения главы города, с выдачей ордера специального образца. При вселении в специализированный жилой дом заключается договор социального найма жилого помещения между наймодателем и гражданином, на имя которого выдан ордер. Вселение производится строго в соответствии с составом семьи, указанном в ордере. Выселение граждан, проживающих в специализированном доме социального использования производится по основаниям и в порядке, установленном жилищным законодательством.
Постановлением главы города Зеленогорска N 412-п от 1 апреля 1998 г. г. "Об утверждении актов государственной комиссии о приемке в эксплуатацию специализированного жилого дома в квартале N", специализированному жилому дому был присвоен почтовый "адрес".
Постановлением администрации города Зеленогорска от 1 апреля 1998 г. N 411-п "О закреплении и распределении жилой площади фонда социального использования", в том числе, утвержден протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии СЧ-6 ОГПС N 19 о распределении жилой площади в доме социального использования для молодых семей, согласно которому решено для решения кадровых вопросов выделить жилплощадь ФИО3, старшему инструктору СЧ-6 ОГПС N 19 в доме социального использования квартира N, на состав 4 человека: жена, сын ДД.ММ.ГГГГ, сын ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного протокола следует, что ФИО3 состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного постановления ФИО3 выдан для вселения ордер общего образца N 39 с отметкой "Фонд социального использования" на состав семьи 4 человека: жену ФИО4, сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ и сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.
На основании данного ордера ФИО3 и члены его семьи в 1998 году вселились в спорное жилое помещение, на имя ФИО3 открыт финансово-лицевой счет, ответчики состоят на регистрационном учете по соответствующему адресу жилого помещения.
По информации ФГКУ "Специализированное управление ФПС N 19 МЧС России" ФИО3 принят на службу в Отдел ГПС N 19 ГУ ГПС МВД России ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N л/с), уволен со службы из ФГКУ "Специальное управление ФПС N 19 МЧС России" ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Отдел ГПС N 19 ГУ ГПС МВД России путем ряда реорганизаций был преобразован в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 19 МЧС России".
Ответчики на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ЗАТО г. Зеленогорска не состоят и ранее не состояли.
Решением городского совета депутатов г. Зеленогорска Красноярского края от 26 марта 2004 г. N 59-315р утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений в специализированных домах социального использования муниципального жилищного фонда; признано утратившим силу решение городского Совета депутатов города Зеленогорска N 7-43р от 19 ноября 1997 г.; определены случаи расторжения договора социального найма жилого помещения в специализированном доме.
Решением городского совета депутатов г. Зеленогорска Красноярского края от 24 августа 2006 г. N 20-225р утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования г. Зеленогорск, Положение о специализированном жилищном фонде муниципального образования г. Зеленогорск, в соответствии с последним договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключатся, в частности, на период трудовых отношений.
Каких-либо изменений в правоотношения между сторонами в связи с принятием Положений от 26 марта 2004 г. N 59-315р и от 24 августа 2006 г. N 20-225р не вносилось, договоров о праве пользования спорным жилым помещением между ними не заключалось, сведений об ознакомлении ФИО3 с изменением правового режима занимаемого его семьей жилого помещения, не имеется.
1 декабря 2021 г. администрация г. Зеленогорска направила ответчикам уведомление о необходимости освобождения спорного жилого помещения поскольку квартира им была предоставлена во временное пользование на период служебных отношений с ФГКУ "Специальное управление ФПС N 19 МЧС России", в связи с прекращением служебных отношений необходимо освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета в срок до 31 января 2022 г, передав по акту квартиру и ключи в МУП ГЖКУ.
В материалы дела ФИО3 представлен имеющийся у семьи ФИО13 типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в ФИО2 с подписями от имени нанимателя и штампом ЖЭК-1 МП ГЖКУ.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности и является жилым помещениям специализированного жилищного фонда, было предоставлено ФИО3 не в порядке общей очередности, а на основании специального акта для решения кадровых вопросов, временно и на период его трудовых отношений, которые прекращены в 2014 году, а потому он и остальные ответчики, как члены его семьи подлежат выселению без предоставления иного жилого помещения при отсутствии обстоятельств исключающих такое выселение, ввиду чего первоначальные исковые требования удовлетворены, а в удовлетворении встречных исковых требований отказано, поскольку представленный Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР надлежащим образом не оформлен, о заключении договора социального найма с ФИО3 не свидетельствует, иных доказательств предоставления спорной квартиры именно на условиях социального найма не имеется, типовой договор выдавался ФИО13 работником ЖЭК для оплаты услуг управляющей компании, при этом МУП ГЖКУ не имеет полномочий для изменения статуса жилого помещения, доказательств изменения такого статуса в материалы дела также не представлено.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, установив, что с учетом характера спорных правоотношений, для разрешения настоящего спора существенными для рассмотрения обстоятельствами являлись, в частности, основания вселения ФИО3 и членов его семьи в спорное жилое помещения, а также нормы жилищного законодательства, действующие на период такого вселения, установление факта того, вносились ли изменения в правоотношения сторон в дальнейшем, что не было учтено судом первой инстанции, неправильно применившим нормы права, регулирующие спорные отношения, что привело к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на момент возникновения длящихся отношений по найму спорного жилья с ФИО3, действовали нормы ЖК РСФСР, Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", приняв во внимание порядок предоставления ФИО3 и членам его семьи жилого помещения - по решению жилищно-бытовой комиссии по месту работы ФИО3, состоявшего в СЧ-6 ОГПС N 19 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, последующей выдачи ФИО3 ордера от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующего образца установленного ст. 47 ЖК РСФСР, с учетом представленных в материалы дела доказательств и их оценки пришел к выводу, что фактически в апреле 1998 г. с ФИО3 был заключен договор найма жилого помещения, который в настоящее время является договором социального найма.
Исходя из обстоятельств имеющие значение для дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения первоначального иска о выселении, и обоснованности встречных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Жилищный кодекс Российской Федерации) введен в действие с 1 марта 2005 г.
До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации действовал Жилищный кодекс РСФСР (ЖК РСФСР), утвержденный ВС РСФСР 24 июня 1983 г.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положениями ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции на апрель 1998 года) было установлено, что жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно - строительным кооперативам (фонд жилищно - строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно - колхозным и иным государственно - кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Согласно ст. 7 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции на апрель 1998 года) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции на апрель 1998 года) граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью (ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию (ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Типовой договор найма жилого помещения, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно- эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР.
Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство (ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 90 Жилищного кодекса РСФСР выселение из занимаемого жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда допускается лишь по основаниям, установленным законом.
Действующими на апрель 1998 года положениями Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218 - 1 "Об основах федеральной жилищной политики" было установлено, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания (ст.1).
Жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями (ст. 12).
Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Основанием для вселения в жилое помещение по договору найма является ордер (ст. 13).
Как установлено ч.3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV указанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Положениями ст. 92 ЖК РФ определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч.1). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (4.2).
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42.
Как установлено ч.4 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: 1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; 2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; 4) использования жилого помещения не по назначению.
Случаи и порядок выселения граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, определены в статьях 84-91 ЖК РФ.
Приходя к выводам об обоснованности требований встречного иска, суд апелляционной инстанции указал, что действующее на момент вселения семьи ФИО13 в спорное жилое помещение Положение о специализированном доме социального использования от 19 ноября 1997 г.N 7-43р, предусматривало, что при вселении в специализированный жилой дом заключается договор социального найма жилого помещения между наймодателем и гражданином, на имя которого выдан ордер. Так, представленный ФИО3 договор жилищного найма, соответствует положениям ст.ст. 50-51 ЖК РСФСР, фактически содержит положения договора социального найма жилья, заключен на неопределенный срок, в нем не имеется условий, соответствующих найму специализированного или служебного жилого помещения; материалы дела не содержат допустимых и достаточных доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в установленном действующим ЖК РФ порядке, сведения о таком статусе спорной квартиры в ЕГРН также отсутствуют; при этом семья ФИО13 с момента заселения пользуется спорным жилым помещением на условиях одного и того же договора найма жилого помещения, изменения в данный договор в установленном порядке в связи с изменениями, внесенными в Положение о специализированном жилищном фонде муниципального образования г. Зеленогорск, в том числе, о предоставлении жилья в данном фонде на период трудовых отношений, не вносились.
Исходя из положений ст. 12 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой в жилищный фонд социального использования входила совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них, суд апелляционной инстанции обосновано указал, что штампа на ордере о том, что предоставляемое жилье отнесено к фонду социального использования, не меняет правового положения сторон.
Из представленных в материалы дела доказательств, судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО13 спорное жилое помещение было предоставлено как нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семье, доказательств того, что заселение было связано с условием о пользовании квартирой только на период работы ФИО3, в материалах дела не имеется.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлено сведений, что квартира, в которой проживает семья ФИО13 в период его вселения относилась к служебному жилому фонду или являлась комнатой в общежитии, позволяющей ее отнести в соответствии с положениями ЖК РСФСР (действующего в период спорных правоотношений) к временному жилью.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемого судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации закрытого административно-территориального образования Город Зеленогорск Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.