Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Татаринцевой Е.В, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 19RS0001-02-2023-005500-11 по иску прокурора города Абаканав интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" об обязании установить график сбора твердых коммунальных отходов
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 04 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасияот 06 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, представителя кассатора - Титова Д.В, поддержавшего доводы жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, возразившей против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Абакана обратился в суд с уточненным иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (далее - ООО "Аэросити-2000"), в котором просит обязать ответчика установить график сбора твердых коммунальных отходов с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г. Абакане, включенных в территориальную схему обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденную приказом Министерства природных ресурсови экологии Республики Хакасия от 26.12.2022 N 010-941-пр, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Абакана проведена проверка исполнения законодательства по организации и обращениис твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства в деятельности ООО "Аэросити-2000", а именно в части отсутствия графика сбора твердых коммунальных отходов на территории г. Абакана. В связи с выявленными нарушениями закона директору ООО "Аэросити-2000" вынесено представление, котороедо настоящего времени не исполнено.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасияот 04.10.2023 исковые требования прокурора г. Абакана удовлетворены.
На ООО "Аэросити-2000" возложена обязанность установить график сбора твердых коммунальных отходов с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г. Абакане, включенных в территориальную схему обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасияот 26.12.2022 N 010-941-пр, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С ООО "Аэросити-2000" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 06.02.2024 решение городского суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Аэросити-2000" обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью и принять по делу новое судебное постановлениеоб отказе в иске.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: судами не были учтены существенные обстоятельства по делу; судами нарушены нормы материального и процессуального права; выводы судовне соответствуют фактическим обстоятельствам дела; ответчик представилв материалы дела график вывоза твердых коммунальных отходов, утвержденный 03.04.2023 директором филиала ООО "Аэросити-2000"в Республике Хакасия, который соответствует требованиям действующего законодательства; при наличии этого графика вывоза права граждан-потребителей не нарушены ввиду отсутствия предмета спора, а отсутствие нарушения прав является основанием для отказа в иске; судом не указано каким образом должно быть исполнено решение суда, вследствие чего нарушается принцип исполнимости судебного акта; требования прокурора не основаны на законе; конкретизация графика вывоза мусора не будет свидетельствовать о соблюдении региональным оператором требований к качеству оказания коммунальных услуг.
Отзыв прокуратуры республики, третьего лица на кассационную жалобу, в которых они просят судебные акты оставить без изменения, приобщены к материалам кассационного судопроизводства.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 ГПК РФ проверена законность судебных актов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что по результатам конкурсного отбора 20.06.2018 и 19.07.2018 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия с ООО "Аэросити-2000" заключены соглашения (N 1, 2) об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия в целях организации обращения с твердыми коммунальными отходами на территориальной зоне N 1 и территориальной зоне N 2 Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 4.1 указанных соглашений региональный оператор обязан, в том числе обеспечить установление и соблюдение графиков сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с определенным территориальной схемой контейнерным или бесконтейнерным способом сбора твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности регионального оператора. Количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, составляет не более 10% в год.
Соглашения вступают в силу со дня его подписания обеими сторонами и действуют в течение десяти лет (пункт 6.1 соглашений).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 26.12.2022 N 010-941-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Хакасия, в соответствии с которой в территориальную зону N 2 входит г. Абакан.
Согласно пунктам 1.1.2.1 и 1.1.2.2 протокола N Пр-4-ЮP от 17.01.2023 рабочего совещания по теме "Проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами во второй территориальной зане Республики Хакасия" от 19.01.2023, региональному оператору рекомендовано в срок до 17.02.2023 составить и утвердить график вывоза твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов с указанием не более двухчасового интервала времени, в который будет осуществляться вывоз отходов с контейнерной площадки; составить и утвердить график вывоза твердых коммунальных отходов от индивидуального жилищного строительства.
25.01.2023 начальником Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Абакана в адрес директора филиала ООО "Аэросити-2000" в Республике Хакасия направлено письмо N 248, в котором он просит во исполнение пунктов 1.1.2.1 и 1.1.2.2 протокола N Пр-4-ЮЛ рабочего совещания от 19.01.2023 предоставить на утверждение графики вывоза твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов и индивидуального жилищного строительства в срок не позднее 07.02.2023.
В ответе от 21.02.2023 заместитель директора филиала ООО "Аэросити-2000" в Республике Хакасия на письмо N 248 указал, что с мест накопления твердых коммунальных отходов многоквартирных домов г. Абакана вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3. В районе индивидуального жилищного строительства г. Абакана график утвердить не представляется возможным, так как на территории индивидуального жилищного строительства отсутствуют созданные в соответствии с требованиями действующего законодательства и включенные в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
09.03.2023 администрация г. Абакана обратилась к прокурору Республики Хакасия с просьбой принять меры реагирования в отношении регионального оператора ООО "Аэросити-2000".
На основании поручения прокуратуры Республики Хакасия от 01.02.2023 N 7-26-2023 и решения и.о. заместителя прокурора г. Абакана от 12.04.2023 N 38, прокуратурой г. Абакана в отношении филиала ООО "Аэросити-2000" в Республике Хакасия проведена проверка исполнения законодательства при организации и обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой в бездействии филиала ООО "Аэросити-2000" в Республике Хакасия выявлены нарушения действующего законодательства, 17.04.2023 в отношении регионального оператора внесено представление об устранении нарушений законодательства при организации обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ответе от 16.05.2023 о результатах рассмотрения представления от 17.04.2023 ООО "Аэросити-2000" сообщает, что по результатам рассмотрения представления нарушений не установлено, региональный оператор осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с "территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия" с мест накопления. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 по графику, с 7 часов до 23 часов.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал, что отсутствие надлежащего графика вывоза твердых коммунальных отходов влечет их несвоевременный вывоз и посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.
Ответчик полагает, что действующее законодательство не обязывает регионального оператора согласовывать график вывоза твердых коммунальных отходов с органами местного самоуправления, а также устанавливать точное время их вывоза.
При принятии судебных актов, суды правильно руководствовались положениями жилищного законодательства, а также нормами права, регулирующими подобные правоотношения (в том числе положениями Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходам, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, которым утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", постановления Правительства Республики Хакасия от 17.06.2019 N 296 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия", постановления Правительства Республики Хакасия от 17.06.2019 N 296 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия"), исходили из вышеустановленных фактических обстоятельств дела, определили юридически значимые обстоятельства, распределили бремя доказывания между сторонами, оценили материалы дела в совокупности и во взаимосвязи (статья 67 ГПК РФ).
По результатам оценки доказательств по делу суды, установив, что соблюдение региональным оператором положений санитарных правил и норм в части периодичности вывоза твердых коммунальных отходов является обязательным, периодичность вывоза ТКО установлена императивно, направлена на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, при этом представленный ответчиком график вывоза твердых коммунальных отходов воспроизводит общие правовые нормы, при этом время вывоза для каждого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не установлено, что не позволяет фиксировать своевременность и объем вывезенных твердых коммунальных отходов, что не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав и интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем удовлетворили требования истца.
Относимые и допустимые доказательства обратного в материалы дела ответчиком не представлены (статья 56 ГПК РФ).
Отклоняя доводы ответчика со ссылкой на его график сбора твердых коммунальных отходов от 03.04.2023, согласно которому вывоз твердых коммунальных отходов производится с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут, суды исходили из того, что он является формальным, из него невозможно установить периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов, что также приводит к нарушению достигнутых между региональным оператором и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия соглашений в части порядка вывоза твердых коммунальных отходов и проверки его исполнения.
Также судами учтено и то, что график вывоза несортированных твердых коммунальных отходов (учитывая то, что обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой) должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества, при этом не нарушая режим вывоза, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг и с возможность проконтролировать соблюдение нормативных требований периодичности вывоза ТКО с каждой площадки, однако, как установлено судами, график ответчика от 03.04.2023 не соответствует в полной мере требованиям примененного законодательства при разрешении спора, так как из данного графика невозможно определить соблюдение вышеобозначенных требований.
В то же время, вопреки позиции ответчика, в обязанность оператора входит обеспечение сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
У суда кассационной инстанции не имеется иных выводов, поскольку сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Вопреки указаниям кассатора, судами не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на итоговый результат разрешения спора.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, примененным нормам права, оснований не согласиться с ними у кассационного суда не имеется.
В целом доводы жалобы, касаемые существа спора, рассмотрены судамии обоснованно отклонены с указанием соответствующих, аргументированных мотивов, направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (глава 41 ГПК РФ).
Несогласие кассатора с оценкой судов и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При изложенных обстоятельствах, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасияот 04 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Верховного суда Республики Хакасияот 06 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.