N88-11484/2024
г. Кемерово 5 июня 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шабаловой О.Ф, рассмотрел гражданское дело N22MS0139-01-2023-002136-25 по иску Колесниковой Елены Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" о защите прав потребителя, по кассационной жалобе Колесниковой Е.Н. на решение и.о. мирового судьи судебного участка N3 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края мирового судьи судебного участка N2 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края от 26 сентября 2023 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 февраля 2024 г,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Е.Н. обратилась к мировому судье судебного участка N2 Ленинского района г. Барнаула с исковым заявлением к ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" о признании незаконными действий управляющей организации по начислению и взысканию с нее платы за "обслуживание приборов учета" и "поверку приборов учета", возложении обязанности удалить из направляемых в ее адрес счетов квитанций графы "уборку подъезда", "обслуживание приборов учета" и "аварийно-диспетчерская служба", взыскании денежных средств за "уборку подъезда" в размере 3 944, 38 руб, за "обслуживание приборов учета" в размере 1 014, 22 руб. и "аварийно-диспетчерская служба" в размере 958, 18 руб, а также взыскании в пользу истца штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в ее пользу, 2 958, 39 руб. в качестве штрафа за превышение начисленной платы "за содержание помещения над размером платы, которую надлежало начислить, 3 000 руб. в качестве возмещения морального вреда, 3 000 руб. в качестве возмещения расходов по оплате юридической помощи.
В обоснование требований указано, что обслуживание и поверку приборов учета управляющая организация обязана выполнять за счет оплачиваемого тарифа по строке "содержание помещения" на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491, постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N290, постановления Госстроя N170 от 27 сентября 2003 г, определения Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2019 г. по делу NА47-240/2018 и от 30 октября 2020 г. по делу N309-ЭС20-16326. Разделение платы на самостоятельные составляющие, то есть плата за "уборку подъезда", "обслуживание приборов учета" и "аварийно-диспетчерская служба" не предусмотрено законом.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N3 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края мирового судьи судебного участка N2 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края от 26 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 февраля 2024 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
Колесниковой Е.Н. подана кассационная жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами положений действующего законодательства, неприменение закона, подлежащего применению.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Колесниковой Е.Н. на праве собственности принадлежит квартира N в доме N N по "адрес". Она зарегистрирована по вышеуказанному адресу.
Многоквартирный дом N по "адрес" находится на обслуживании у ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района".
ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" осуществляет управление многоквартирным домом N по "адрес" с 1 января 2011 г. на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30 ноября 2010 г, где собственники, в том числе приняли решение об утверждении условий договора управления многоквартирным домом в силу ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и об установлении размера тарифа за содержание, текущий ремонт жилья - 6, 54 руб. с 1 кв.м, общей площади на основании ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Утверждение размера тарифа за содержание, текущий ремонт жилья было осуществлено собственниками помещений многоквартирного дома с учетом перечня работ и услуг, указанных в договоре управления многоквартирным домом. В дальнейшем тариф на доме менялся, но перечень работ оставался прежним.
В соответствии с п. 1.6. договора управления многоквартирным домом управляющая организация обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан (собственников) путем оказания услуг по управлению домом, надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме согласно перечню, приведенному в приложении N1. Перечнем работ и применяемым тарифом за услугу "содержание, текущий ремонт жилья" не предусмотрены услуги: обслуживание приборов учета, поверка приборов учета, уборка подъезда, соответственно управляющая организация на законных основаниях их не оказывает.
Пунктом 1.12 договора управления предусмотрено, что управляющая организация вправе оказывать собственникам помещений услуги, работы, не вошедшие в перечень работ, указанных в п. 1.6. настоящего договора за дополнительную плату, установленную ею. Работы будут выполняться самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Также согласно данному договору, собственник имеет право перечень работ, отраженный в приложении N1 договора изменить, дополнить на основании решения (протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с учетом предложений управляющей компании при соответствующем повышении тарифа за содержание, текущий ремонт (п. 3.1.2.). Собственники помещений в многоквартирном доме N по "адрес" решение на общем собрании об изменении, дополнения перечня работ и услуг к договору управления не принимали.
Обслуживание, поверка общедомовых приборов с 1 января 2011 г. и по настоящее время осуществлялась управляющей организацией ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" за счет денежных средств, дополнительно начисленных собственникам по строке "прочие расходы" либо по строке "обслуживание приборов учета" в пользу ООО "ЖКХ-Учет".
Осуществлять обслуживание, поверку приборов учета, уборку подъезда, за счет оплачиваемого тарифа по строке "содержание помещения" управляющая организация не может, так как размер тарифа рассчитывался без учета данных услуг, что подтверждается калькуляцией тарифа за 2020 г, 2021 г, 2022 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 вышеуказанной статьи).
В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Частью 3 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В пунктах 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" отражено: 1) Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ). 2) При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, что предусмотрено частью 1 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 этой же статьи размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного Кодекса.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Часть 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N290. В этом перечне имеется услуга "поверка приборов учета многоквартирного дома". Постановление вступило в силу 19 апреля 2013 г, где отражено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления. (Договор управления многоквартирным домом был утвержден 30 ноября 2010 г.)
В соответствии с пп. "б" п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Частью 16 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для коммунальных услуг надлежащего качества.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку действиями ответчика права истца нарушены не были.
При этом, судами обоснованно не принята во внимание ссылка истца на минимальный перечень работ и услуг, утвержденный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, поскольку действие данного документа распространяется на отношения, возникшие после введения в действие указанного документа.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае, предельным перечнем оказания услуг по текущему содержанию и ремонту жилья является перечень работ, являющийся приложением к договору управления, утвержденный общим собранием собственников.
Так как в ходе рассмотрения настоящего спора не был установлен факт нарушения ответчиком прав истца, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и в части требований о возмещении понесенных расходов по оплате за обслуживание приборов учета, поверку приборов учета за необоснованностью.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм права, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Вопреки мнению кассатора, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нижестоящими судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применены нормы права, регулирующие спорное правоотношение, осуществлен выбор норм, и дано им верное истолкование применительно к установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм права. Указанные в жалобе доводы, касаемые существа спора, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций, которая в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит переоценке в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка N3 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края мирового судьи судебного участка N2 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края от 26 сентября 2023 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Колесниковой Е.Н. - без удовлетворения.
Судья О.Ф. Шабалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.