Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Смирновой С.А, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело N 54RS0030-01-2023-004840-17 по иску Черкасова Александра Юрьевича к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка
по кассационным жалобам администрации Новосибирского района Новосибирской области и департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 12 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного судаот 18 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, представителя департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - Тимошенко И.В, поддержавшей доводы жалобы, представителя истца - Иванушкиной И.Г, возразившей против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Черкасов А.Ю. обратился в суд с иском к департаменту имуществаи земельных отношений Новосибирской области, в котором просит урегулировать разногласия, возникшие в связи с заключением договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, обязать ответчика внести изменения в пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка, изложив пункт 2.1 в следующей редакции: "Цена участка составляет 38 651, 20 руб. Цена выкупа Участка определена на основании постановления Правительства Новосибирской области от 27.07.2015 N 280-п "О Порядке определения цены земельных участков, находящихсяв собственности Новосибирской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов", постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2018 N 35-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.07.2015 N 280-п".
Требования мотивированы тем, что Черкасову А.Ю. на основании постановления администрации Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 21.05.2015 N 61 "О предоставлении земельного участка в аренду Черкасову А.Ю." и договора арендыот 04.08.2020 N14/887нов-20 принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1120 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: огородничество, расположенный по адресу: "адрес".
24.10.2022 Черкасов А.Ю. на основании подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" от 09.04.2022 N 629, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. 17.02.2023 Черкасову А.Ю. вручен проект договора купли-продажи земельного участка для подписания, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок (пункт 1.1). Истец не согласен с пунктом 2.1 договора, согласно которому стоимость земельного участка составляет 458 015 руб.В соответствии с протоколом разногласий от 17.03.2023 истец предложил свою редакцию спорного пункта договора: "Цена участка составляет 38 651, 20 руб.", поскольку именно такой размер выкупной цены соответствует кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской областиот 12.09.2023 иск Черкасова А.Ю. удовлетворен, урегулированы разногласия между Черкасовым А.Ю. и департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, возникшие в связи с заключением договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области возложена обязанность внести изменения в пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка, изложив пункт 2.1 в следующей редакции: "Цена участка составляет 38 651, 20 руб. Цена выкупа Участка определена на основании постановления Правительства Новосибирской области от 27.07.2015 N 280-п "О Порядке определения цены земельных участков, находящихсяв собственности Новосибирской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов", постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2018 N 35-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.07.2015 N 280-п.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация Новосибирского района Новосибирской области обратилась в судс кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: судами не были учтены существенные обстоятельства по делу; судами нарушены нормы материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; на дату обращения истца, подготовки проекта договора купли-продажи и его направления, кадастровая стоимость спорного участка была прежней; судами не учтено, что такая незначительная кадастровая стоимость не применима; судами дано неверное толкование норм действующего законодательства.
Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области в кассационной жалобе просит решение и апелляционное определение отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска, установить пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участкав редакции департамента.
Заявитель полагает, что на дату подачи истцом заявленияо предоставлении земельного участка кадастровая стоимость земельного участка была прежней; судами при рассмотрении дела не приняты во внимание сведения ЕГРН о дате, с которой применяется кадастровая стоимость земельного участка; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Письменные возражения истца на кассационные жалобы, в которых он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, приобщены к материалам кассационного производства.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 ГПК РФ проверена законность судебных актов.
Удовлетворяя исковые требования истца суды исходили из их обоснованности по праву и размеру.
По существу судами спор разрешен правильно.
Так, судами по результатам оценки доказательств по делу установлено, что Черкасову А.Ю. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1120 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов; с видом разрешенного использования: огородничество, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается постановлением администрации Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 21.05.2015 N 61 "О предоставлении земельного участка в аренду Черкасову А.Ю." (л.д. 10), договором аренды от 04.08.2020 N 14/887нов-20 (л.д. 17-19).
24.10.2022 Черкасов А.Ю. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату (л.д. 20).
17.02.2023 Черкасову А.Ю. был вручен проект договора купли-продажи земельного участка для подписания, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок (п. 1.1).
Не согласившись с пунктом 2.1 договора, согласно которому стоимость земельного участка составляет 458 015 руб, истец направил ответчику протокол разногласий. В соответствии с протоколом разногласий от 17.03.2023 истец предложил свою редакцию спорного пункта договора: "Цена участка составляет 38 651, 20 руб.
В процессе рассмотрения возникших разногласий стороны не пришли к соглашению по содержанию спорного пункта 2.1 проекта договора, что подтверждается письмами истца в адрес ответчика (вх. от 17.02.2023 N 2375нов/38, от 17.03.2023 N 3877нов/38, от 10.04.2023 N 5652нов/38) и ответами департамента земельных и имущественных отношений Новосибирской области (от 31.03.2023 N 4938-09/38, от 04.05.2023 N 6986-07/38).
В ходе рассмотрения спора по материалам дела суды также установили, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 24.10.2022 составляла 458015, 84 руб, дата применения кадастровой стоимости с 01.01.2022; указанная кадастровая стоимость изменена и составила 38 651, 20 руб, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и о кадастровой стоимости объекта следует, что дата внесения сведений 24.01.2023, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 01.01.2022, дата применения сведений - 01.01.2023; затем кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена и составила 307 066, 64 руб, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и о кадастровой стоимости объекта следует, что дата внесения сведений 11.01.2024, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 01.01.2022, дата применения сведений - 01.01.2024.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются : земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из положений пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 ЗК РФ), С 11.08.2020 вступили в силу изменения в статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В силу положений пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с 16.12.2022 внесена часть 4, согласно которой после подачи заявления о предоставлении услуги, результатом которой является заключение договора купли- продажи в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, полученной по итогам проведения государственной кадастровой оценки, и такая кадастровая стоимость ниже кадастровой стоимости, которая была внесена в Единый государственный реестр недвижимости на дату подачи в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления указанного заявления (ходатайства), при оказании такой государственной или муниципальной услуги в целях определения цены договора, применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости на дату заключения договора купли-продажи в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка.
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего дела, оценив доказательства по делу, действия сторон в сложившихся правоотношениях, руководствуясь положениям норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды, установив то, что еще до обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату в департамент земельных и имущественных отношений Новосибирской области его кадастровая стоимость была изменена уполномоченным органом - 20.10.2022 в сторону уменьшения, что позволило истцу иметь разумные ожидания на заключение договора по уменьшенной ответчиком приказом кадастровой цене, учитывая законодательную направленность на защиту приобретателей публичной недвижимости от переплат, пришли к верному выводу о правомерности применения кадастровой стоимости земельного участка в размере 38 651, 20 руб, в связи с чем правильно удовлетворили иск.
Относимые и допустимые доказательства обратного в материалы дела ответчиками не представлены (статья 56 ГПК РФ).
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
У суда кассационной инстанции не имеется иных выводов, поскольку сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Аргументы ответчиков о применении приказа департамента от 20.10.2022 N3017, определяющего кадастровую стоимость земельного участка в размере 38 651, 20 руб, с 01.01.2023 рассмотрены судами и обоснованно отклонены как основанные на ином понимании норм материального права и без учета фактических обстоятельств конкретного дела.
Вопреки утверждениям кассаторов не имеет правового значения обстоятельства того, что были внесены изменения о кадастровой стоимости в сторону уменьшения путем внесения изменения в приказ департамента или путем издания нового приказа, поскольку способ внесения таких изменений выбирается государственным органом и не может повлиять на права заявителя.
В данном деле обстоятельства злоупотребления истцом своими правами, вопреки позициям ответчиков, отклонение его действий от добросовестного поведения, направленного на причинение вреда ответчикам, судами не установлены.
Аргументы подателей жалоб, касаемые существа спора, являлись предметом проверки нижестоящих судов, получили их надлежащую оценку, основанную на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и в целом выражают их несогласие с выводами судов, а также основаны на ином толковании норм права и обстоятельств дела.
Оценка судами доказательств отличная от их оценки заявителем жалобы, как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых обжалуемых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Доводы о ненадлежащей оценке судами представленных в материалы дела доказательств направлены на переоценку доказательств и сделанных судами на их основе выводов, что в силу статей 379.6, 390 ГПК РФ не входит в компетенцию кассационного суда.
Напротив, вопреки утверждениям кассаторов, материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не имеет.
Доводы ответчиков о нарушениях судами норм материального и/или процессуального права не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
При изложенных обстоятельствах, кассационные жалобы по приведенным в них доводам удовлетворению не подлежат, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской областиот 12 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 января 2024 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.