Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2023-001171-21 (2-1839/2023) по иску Шарыкина Михаила Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 23 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шарыкин М.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее- ОСФР по Кемеровской области) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований истец указал, что 4 февраля 2020 г. он обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 30 апреля 2020 г. N ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется 10 лет, специального стажа по Списку N1 не имеется).
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд.
Просил с учетом уточнения исковых требований
- признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 30 апреля 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
- возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы водителем автомобиля, занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе в АО "Черниговец": с 1 января 2003 г. по 13 июля 2012 г, с 15 июня 2012 г. по 14 октября 2014 г, с 9 ноября 2014 г. по 21 августа 2015 г, с 23 августа 2015 г. по 2 февраля 2016 г, с 4 февраля 2016 г. по 9 апреля 2016 г, с 11 апреля 2016 г. по 31 декабря 2016 г, с 1 января 2018 г. по 14 июня 2019г, с 16 сентября 2019 г. по 4 февраля 2020 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 февраля 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 23 октября 2023 г. исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 30 апреля 2020 г. N об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, возложил на ответчика обязанность включить вышеуказанные периоды в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить истцу упомянутую пенсию с 4 февраля 2020 г.
Суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2024 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 23 октября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представитель ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что из представленных в материалы дела документов не усматривается занятость истца в течение полного рабочего дня непосредственно в разрезе, где добыча полезных ископаемых ведется на глубине 150 метров и ниже. Стаж на соответствующих видах работ работодателем кодирован в индивидуальных сведениях по Списку N 2, а не по Списку N 1.
Относительно доводов кассационной жалобы Шарыкиным М.И. представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к вывожу о том, что доводы жалобы заслуживают внимания.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения были допущены суда и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 4 февраля 2020 г. Шарыкин М.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 30 апреля 2020 г. N Шарыкину М.И. отказано в установлении пенсии, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ по Списку N 1.
Согласно указанному решению не засчитаны в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, в том числе, вышеуказанные периоды работы истца водителем автомобиля, занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе в разрезе АО "Черниговец", так как из представленных документов не усматривается занятость в течение полного рабочего дня непосредственно в разрезе, где добыча полезных ископаемых ведется на глубине 150 метров и ниже. Сведения о работе представлены работодателем с кодом профессии "27-2-2010100А-11442" Список N2.
Из записей трудовой книжки Шарыкина М.И. усматривается, что с 1 мая 2000 г. он переведен в автоколонну N 4 водителем 3 класса автомобиля "БелАЗ-7548", занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе в ЗАО "Черниговец" (приказ от 2 мая 2000 г. N); 1 января 2007 г. переведен в автоколонну N 4 водителем автомобиля "БелАЗ-7555", занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе (приказ от 29 декабря 2006 г. N); 26 ноября 2014 г. переведен в автоколонну N 4 водителем автомобиля, занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе (приказ от 26 ноября 2014 N); ЗАО "Черниговец" с 4 октября 2011 г. переименовано в ОАО "Черниговец"; ОАО "Черниговец" с 21 апреля 2015 г. переименовано в АО "Черниговец".
Имеющимися в материалах дела приказами (распоряжениями) подтверждается, что в спорные периоды истца работал водителем автомобиля "БелАЗ-7555", занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе автоколонны N 4 (л.д. 60-80).
В материалах дела имеются путевые листы за 2018-2020 гг, в которых указаны данные истца, марка автомобиля, на котором он работал, время работы водителя по графику с 08-00 по 20-00 или с 20-00 по 08-00; сведения о перевозке - задание водителю и последовательность выполнения задания. В графах последовательности выполнения задания усматриваются сведения о выполнении задания на ОФ.
Кроме того, в путевых листах за апрель 2018 г, а также за январь 2019 г. в задании водителю значатся: даты, место погрузки, место разгрузки, наименование груза. Автомобили марки БелАЗ -75553Б, 7555В, 7555D, Hitachi ЕН1700, на которых работал Шарыкин М.И. согласно записям в трудовой книжке и путевым листам, являются карьерными самосвалами, используемыми для транспортировки (вывозки) горных масс (вскрыши, угля, породы) по технологическим дорогам при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно справкам АО "Черниговец" от 1 февраля 2023 г. N и от 22 марта 2023 г. N, содержащим между собой дублирующие сведения, Шарыкин М.И. полный рабочий день при полной неделе работает в АО "Черниговец" в производстве добычи угля открытым способом в особых условиях труда (занятый на рабочем месте, что дает в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости) с 1 мая 2000 г. - водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы в технологическом процессе в автоколонне N 4 (приказ от 2 мая 2000 г. N).
Работа водителя технологического автотранспорта по вывозке угля и породы из карьера, автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, дает право на льготное пенсионное обеспечение по позиции 2010100а-11442, раздел I, подраздел 1а Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с картой Специальной оценки условий труда от 7 ноября 2019 г. N 212А на рабочем месте водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе автоколонны N4 АО "Черниговец" установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 3.2 (вредные условия труда 2 степени).
Согласно строке 040 "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), на данном рабочем месте", по результатам оценки условий труда работникам установлены следующие гарантии и компенсации:
повышенная оплата труда работника (работников), основание раздел VI, глава 21, ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, основание раздел V, глава 19, ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации; право на досрочное назначение страховой пенсии, основание - постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, п. 2010100а-11442.
Шарыкин М.И. был ознакомлен с результатами оценки условий труда 6 февраля 2020 г, о чем свидетельствует его подпись.
Согласно исторической справке АО "Черниговец", разрез "Черниговец" основан в декабре 1965 года. Открытые горные работы АО "Черниговец" ведутся на двух месторождениях каменного угля - Кедровско-Крохалевском и Глушинском. Горные работы ведутся отдельными выработками, не связанными между собой какими-либо элементами горных выработок. Кедровско - Крохалевское месторождение отрабатывается двумя участками, в технологическом процессе используется карьерный автотранспорт для вывозки горной массы из экскаваторных забоев - это горный участок N1 и горный участок N3.
Глубина отработки открытыми горными работами, превышающая 150 метров, была достигнута на горном участке N1 в 2002 году, а на участке N3 в 2003 году. На открытых горных работах Глушинского каменноугольного месторождения (горный участок N9) глубина отработки открытыми горными работами в 150 метров и более на сегодняшний день не достигнута.
Из приложения к соглашению к Коллективному договору АО "Черниговец" на 2014-2016 годы следует, что водителю автомобиля, занятому на транспортировании горной массы в технологическом процессе предоставляется дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 7 календарных дней, дополнительный отпуск за работу в разрезе в размере 7 календарных дней, всего 42 дня.
Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 29 марта 2023 г. по ходатайству стороны истца по делу была назначена государственная экспертиза характера и условий труда Шарыкина М.И, производство экспертизы поручено экспертам Министерства труда и занятости населения Кузбасса.
Согласно сопроводительному письму Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 28 июня 2023 г. (л.д.161-166), по результатам рассмотрения вопросов, указанных в определении суда от 29 марта 2023 г, исходя из оценки представленных материалов дела установлено, что не представляется возможным определить, соответствуют ли характер и условия работы Шарыкина М.И, водителя автомобиля, занятого на транспортировке горной массы в технологическом процессе в автоколонне N 4 в разрезе АО "Черниговец" в спорные периоды характеру и условиям труда, дающим право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях по Списку N 1 (1991) (подраздел 3 раздела I, рабочие.., занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности, код позиции 10104000-17541), в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Указанное письмо оценено судом в качестве доказательства наряду с иными доказательствами по делу.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическим процессе в разрезе АО "Черниговец" с 1 января 2003 г. по 13 июня 2012 г, с 15 июня 2012 г. по 14 октября 2014 г, с 9 ноября 2014 г. по 21 августа 2015 г, с 23 августа 2015 г. по 2 февраля 2016 г, с 4 февраля 2016 г. по 9 апреля 2016 г, с 11 апреля 2016 г. по 31 декабря 2016 г, с 1 января 2018 г. по 14 июня 2019 г, с 16 сентября 2019 г. по 4 февраля 2020 г, установив, что в спорные периоды Шарыкин М.И. работал в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе в условиях полной занятости в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе, в особых условиях труда, в разрезе глубиной свыше 150 метров, при этом отметка рабочего места не имеет значения для определения права работника разреза, достигшего глубины выработок 150 метров и более, на получение пенсии на льготных условиях, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции пришел к выводу о том, что характер работы и условия труда в спорные периоды работы соответствуют характеру работ и условиям труда предусмотренным Списком N 1 от 1991 г. (подраздел 3 раздела 1 ко; 10104000-17541), в связи с чем указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Установив, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии истец достиг возраста 50 лет, с учетом периодов, включенных пенсионным органом и судом, стаж работы истца на работах с вредными условиями труда на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил более 10 лет, страховой стаж - не менее 20 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ возникло с момента обращения с заявлением, то есть с 4 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно отметив, что материалы дела содержат достаточно доказательств занятости истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня непосредственно в разрезе, где добыча полезных ископаемых ведется на глубине 150 метров и ниже. Доказательств того, что истец в спорные периоды не был занят полный рабочий день в разрезе на глубине 150 метров и ниже, а также информации об отвлечении Шарыкина М.И. от основной работы в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, выполнении работ на поверхности разреза в спорные периоды, материалы дела не содержат.
По мнению суда апелляционной инстанции, доводы ответчика о том, что по данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о работе истца в спорные периоды представлены по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении иска.
Предоставление работодателем сведений о работе истца в спорные периоды по Списку N 2 от 26 января 1991 г, при том, что фактически истец работал в условиях труда по профессии, предусмотренной Списком N 1 от 1991 г, позиция 10104000-17541 "рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности, а также разрезах (карьерах) и рудниках по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже", что подтверждено совокупностью доказательств, не может являться основанием для возложения на Шарыкина М.И. неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения истца права на зачет спорных периодов работы в специальный стаж именно по Списку N1.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены неправильно.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 названного Федерального закона "О страховых пенсиях", которой предусмотрено, что основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Пунктом 2 ч. 1 упомянутой статьи предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Частью 2 ст. 30 указанного Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется, в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26 января 1991 г.).
Подпунктом "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
В подразделе 3 раздела 1 "Горные работы" Списка N 1 от 26 января 1991 г. предусмотрено, что право на льготную пенсию по возрасту имеют рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже, кроме работников, занятых на поверхности (код 10104000-17541).
В разделе 1 "Горные работы" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" установлено, что право на льготную пенсию по возрасту имеют водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе (код 2010100а-11442).
Отказывая истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 1, ответчик ссылался на имеющиеся сведения в персонифицированном учете, направленные работодателем в отношении истца по Списку N 2.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (ч. 3 ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзц. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзц. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзц. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (под. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подп. 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подп. 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В ст. 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзц.7 ст. 3 названного Федерального закона).
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзц. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии с абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 указанного Федерального закона страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Органы фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу (ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В материалах дела не имеется сведений о дате регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Как усматривается из материалов дела в карте специальной оценки условий труда истца от 7 ноября 2019 г. класс вредности условий труда указан -3.2, основанием права на досрочное назначение пенсии указано- Постановление кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. п. 20101002а-11442 (то есть, раздел 1 "Горные работы" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", код 2010100а-11442 - водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе).
В карте специальной оценки условий труда от 21 октября 2022 г, итоговый класс вредности- 3.2, основанием права на досрочную пенсию указана ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (без уточнения пункта).
Уточняющие справки работодателя содержат сведения о работе истца в спорные периоды в условиях, соответствующих Списку N 2 (л.д. 16, 66, т.1).
Согласно сопроводительному письму Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 28 июня 2023 г. по результатам рассмотрения вопросов, указанных в определении суда от 29 марта 2023 г, исходя из оценки представленных материалов дела установлено, что не представляется возможным определить, соответствуют ли характер и условия работы Шарыкина М.И, водителя автомобиля, занятого на транспортировке горной массы в технологическом процессе в автоколонне N 4 в разрезе АО "Черниговец" в спорные периоды характеру и условиям труда, дающим право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях по Списку N 1 (1991) (подраздел 3 раздела I, рабочие.., занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности, код позиции 10104000-17541), в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В представленных путевых листах (принятых судами в качестве доказательств, подтверждающих работу истца, в условиях соответствующих Списку N 1) имеется графа "задание водителю", содержащая строки "адрес пунктов", а также "наименование груза". При этом, из сведений, имеющихся в представленных путевых листах невозможно установить работу водителя в карьере на глубине 150 м, поскольку данные адресов погрузки и разгрузки не указаны либо указаны кратко, например - вывоз породы с фабрики на отвал фабрики, вывоз угля с участка N 3 на склад N1.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что представленными доказательствами подтверждается работа истца в спорные периоды по Списку N 1 в течение 80 % рабочего времени в разрезе глубиной 150 м, не соответствуют материалам дела.
Не соответствуют приведенному правовому регулированию и выводы судов о том, что предоставление работодателем сведений о работе истца в спорные периоды по Списку N 2 от 26 января 1991 г. не может являться основанием для возложения на Шарыкина М.И. неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения истца права на зачет спорных периодов работы в специальный стаж именно по Списку N1.
По данной категории споров (по искам к пенсионным органам) доказать наличие права на досрочное пенсионное обеспечение обязан истец, тогда как действия ответчика оцениваются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Следует отметить, что застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ). Кроме того, истец вправе обратиться и к работодателю с таким заявлением.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Действительно, при отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Однако, выводы судов о недостоверности сведений, содержащихся в персонифицированном учете в отношении истца, не основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений ст.ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзц. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Согласно абзц. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не исправил.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения исковых требований нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения и апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 23 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.