Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е. и Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-339/2024 по административному исковому заявлению Парсегянца А.А. о признании не действующим пункта 36082 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2023 года N 3059 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0201013:150
по апелляционной жалобе Парсегянца А.А. на решение Краснодарского краевого суда от 28 марта 2024 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Парсегянца А.А.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя административного истца Зафирова С.В, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края 28 декабря 2023 года принят приказ N 3059 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пунктах 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Пунктом 36082 приложения к приказу в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2024 год, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Парсегянц А.А, обратился с административным исковым заявлением в Краснодарский краевой суд, в котором просил признать пункт 36082 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3059 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пунктах 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" не действующим со дня принятия.
В обоснование административных исковых требований указал, что принадлежащее ему на праве собственности здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества на 2024 год не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 28 марта 2024 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Парсегянца А.А.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Парсегянц А.А. считает решение Краснодарского краевого суда от 28 марта 2024 года незаконным и подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права, поскольку акт обследования спорного здания составлен с нарушением норм, регулирующих порядок проведения обследования зданий, сооружений. Кроме того, здание сдается в аренду юридическим лицам "данные изъяты" для использования в качестве выставочных залов, что исключает использование объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.
Представитель административного истца Зафиров С.В, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Краснодарским краевым судом, считает решение Краснодарского краевого суда от 28 марта 2024 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Прокурор Ляпина О.В. считает решение Краснодарского краевого суда от 28 марта 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Парсегянца А.А.- без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N - нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности Парсегянцу А.А.
Принимая во внимание, что объект недвижимого имущества, собственником которого является Парсегянц А.А, оспариваемым нормативным правовым актом включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2024 гг, на основании положений ст.402 НК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345, приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2017 г. N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ принят департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в Перечень на 2024 год.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из пункта 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N, площадью 342, 5 кв.м, назначение "нежилое", наименование "нежилое здание, Лит. А, А1", количество этажей: 3, в том числе подземных этажей 1, расположено по адресу: "адрес".
Здание с кадастровым номером N расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка: "объекты культурно-досуговой деятельности".
Из пояснений представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края следует, что нежилое здание с кадастровым номером N включено в оспариваемый Перечень на основании вида его фактического использования - как объект торговли в соответствии с положениями п.4 ст.378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктами 4, 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319 объект недвижимого имущества с кадастровым номером N был включен в график выездного обследования объектов недвижимого имущества в период с 9 января 2023 года по 28 февраля 2023 года, утвержденный 15 декабря 2022 года (размещен на официальном сейте департамента имущественных отношений Краснодарского края www.diok.krasnodar.ru).
По адресу объекта недвижимого имущества почтовым отправлением направлено уведомление о проведении осмотра 21 декабря 2022 года N 52-08-29-54545/22.
Осмотр объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N проведен 28 февраля 2023 года специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК "Кубаньземконтроль", наделенным приказом департамента от 13 июля 2016 года N 1173 "Об утверждении изменений в устав государственного казенного Краснодарского края "Кубаньземконтроль" полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
По результатам обследования составлен акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в целях определения вида его фактического использования от 1 марта 2023 года в соответствии с которым установлено:
Здание является самостоятельным, отдельно стоящим объектом, фасад которого выходит на улицу, доступ к объекту свободный.
При входе размещена адресная табличка и вывески: "данные изъяты" указаны режим работы и контактные данные данных организаций.
В связи с изменением конфигурации помещений проводились замеры лазерным дальномером. По результатам обследования установлено, что 50, 4 % от общей площади объекта занимают помещения торговых залов магазинов " "данные изъяты"". В помещениях расположены полки с товарами, образцами готовой продукции, офисной мебелью и оргтехникой, имеются кассовые аппараты и уголок потребителя. Торговый зал магазина " "данные изъяты"" занимает 90, 6 кв.м, что составляет 26, 5 % от общей площади; торговый зал магазина " "данные изъяты"" занимает 81, 8 кв.м, что составляет 23, 9 % от общей площади.
В остальные помещения доступ к помещениям не обеспечен (46% от общей площади), в связи с чем их фактическое использование не установлено.
В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка N 319 акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 26 июня 2017 года N 1266 на заседании, состоявшемся 21 июня 2023 года (протокол N 4).
Межведомственная комиссия установила, что здание с кадастровым номером N фактически используется в целях размещения торговых объектов.
С учетом рекомендаций Межведомственной комиссии принят приказ департамента от 20 июля 2023 года N 1725 "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", которым определен вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0201013:150, соответствующим пунктам 3, 4, 41 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в целях определения вида его фактического использования, не нашли своего подтверждения.
Из сведений, размещенных в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе из сервиса "Яндекс-карты" и сайта 2ГИС, следует, что в указанном здании осуществляют торговую деятельность магазины " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", что подтверждается фотографиями, а также отзывами покупателей за 2023-2024 годы.
Из сведений, представленных Управлением федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, следует, что по адресу: "адрес" зарегистрирована контрольно-кассовая техника, в том числе принадлежащая обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", ФИО7, ФИО8.
Суд первой инстанции, оценив акт определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости от 21 октября 2021 года в совокупности с собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сделал правильный вывод, что данный акт отвечает требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемым к доказательствам, соответственно, пришел к верному выводу, что здание, принадлежащее административному истцу, соответствует признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и обоснованно включено в Перечень на 2024 год в связи с его фактическим использованием для размещения торговых объектов.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о нахождении в указанном помещении выставочного зала, не нашли своего подтверждения и опровергаются доказательствами, представленными административным ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 28 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Парсегянца А.А.- без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.