Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А, судей Шмидт Т.Е, Струковой А.А, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.Г, с участием прокурора "данные изъяты", рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 22 ноября 2022 года N 65/261 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения обществом с ограниченной ответственностью "Экотехнологии"
по апелляционным жалобам обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", Региональной службы по тарифам на решение Ростовского областного суда от 08 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е, объяснения представителя административного истца "данные изъяты" представителей административного ответчика "данные изъяты" представителя заинтересованного лица "данные изъяты", заключение прокурора "данные изъяты", исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и дополнений, возражений на апелляционную жалобу и дополнения к нему, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту ООО " "данные изъяты"") обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 22 ноября 2022 года N 65/261 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"".
В обоснование заявленных требований указало, что решением Ростовского областного суда от 27 марта 2023 года по административному делу N 3а-21/2023 признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 апреля 2022 года N 20/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ на 2022 - 2025 годы" (далее по тексту - Постановление N 20/2) в части установления тарифов, установленных в Приложении 1 к Постановлению, а также показатели базового уровня операционных расходов, установленных в приложении N 2 к Постановлению.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 года по делу N 66а-940/2023 решение суда изменено путем исключения из его мотивировочной части выводов относительно обоснованности установления Постановлением N 20/2 недифференцированных тарифов, учета величины расходов на амортизацию основных средств и расчета численности персонала ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Таким образом, с момента вступления решения суда в законную силу - с 20 июля 2023 года Постановление N 20/2 является не действующим.
22 ноября 2022 года Региональной службы по тарифам Ростовской области принято Постановление N 65/261 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Экотехнологии" на 2023 год" (далее по тексту - Постановление N65/261) были установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Экотехнологии" на 2023 год с учетом корректировки согласно приложению.
Поскольку судебными актами по делу N 3а-21/2023 признан экономически необоснованным базовый уровень операционных расходов, который не подлежит пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования по усмотрению органа регулирования, административный истец полагает установленные на 2023 год методом индексации тарифы, рассчитанные исходя из указанного базового уровня операционных расходов, экономически необоснованными, что нарушает его законные права на потребителя соответствующих услуг.
Решением Ростовского областного суда от 8 февраля 2024 года требования административного истца удовлетворены: признано недействующим со дня принятия постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 22 ноября 2022 года N 65/261 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ" (ИНН N) на 2023 год" в части размеров тарифов, установленных в приложении к постановлению.
На Региональную службу по тарифам Ростовской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании "Собрание правовых актов Ростовской области".
Административный ответчик с данным решением суда не согласился, полагая его незаконным в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неверным применением норм материального права.
Указывал, что согласно решению Ростовского областного суда от 27 марта 2023 года по делу N 3а-21/2023 с учетом его изменений в апелляционном и кассационном порядке, постановление РСТ от 13 апреля 2022 N 20/2 признано недействующим с момента вступления в законную силу указанного решения Ростовского областного суда от 27 марта 2023, то есть с 23 июля 2023, а не с момента его принятия, в связи с чем на день принятия оспариваемого постановления от 22 ноября 2022 N 65/261 постановление от 13 апреля 2022 года N 20/2 являлось действующим и подлежащим применению, в том числе с учетом установленного базового уровня операционных расходов.
Данные обстоятельства, по мнению административного ответчика, свидетельствуют о принятии постановления от 22 ноября 2022 N 65/261 в соответствии с нормами действовавшего нормативного правового акта в пределах полномочий с соблюдением процедуры его принятия, соответствует действующему законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения, нормативно-правовым актам имеющим большую юридическую силу.
Просит решение Ростовского областного суда от 8 февраля 2024 года отменить в полном объеме и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований истца в полном объеме.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ООО " "данные изъяты"" просит отменить решение Ростовского областного суда от 8 февраля 2024 года полагая, что судом первой инстанции неверно определены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом указывая, что наличие вступивших в законную силу судебных актов о признании недействующим постановления от 13 апреля 2022 года N20/2 не является безусловным основанием к отмене нормативного акта о корректировке ранее установленного (базового) тарифа. Полагает, что постановлением от 22 ноября 2022 года N 65/261 права истца не нарушены.
В представленных административным истцом возражениях ООО " "данные изъяты"" просит оставить решение Ростовского областного суда без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункты 1, 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В целях реализации положений Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) в части, касающейся тарифного регулирования, Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования). Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В силу статьи 3 Закона о водоснабжении в числе общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение, необходимых для его осуществления; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов и производственных программ закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года N 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ РО, орган регулирования) 13 апреля 2022 года принято постановление N20/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ" (ИНН N) на 2022-2025 годы".
22 ноября 2022 года Региональной службой по тарифам Ростовской области принято постановление N 65/261 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ". В приложении к постановлению установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2023 год.
Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 22 ноября 2022 года N65/261 опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 28 ноября 2022 года (номер публикации 6145202211280040) с соблюдением требований, установленных статьей 64 Устава Ростовской области (утв. Областным законом Ростовской области от 29 мая 1996 года N 19-ЗС) и статьей 15 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области".
Оспариваемый акт издан в форме постановления, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления РСТ правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, что подтверждено протоколом заседания Правления от 22 ноября 2022 года N 65, приказами о составе Правления и о внесенных в него изменениях.
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление обладает признаками нормативного правового акта, принято органом регулирования в пределах имеющейся компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия, порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление об утверждении тарифов на 2023 год принято с учетом экономически необоснованного базового уровня операционных расходов, применение которого независимо от даты вступления в законную силу судебного акта по делу N 3а-21/2023 само по себе свидетельствует об экономической необоснованности установленных методом индексации тарифов на холодное водоснабжение, на техническую воду и водоотведение, что нарушает права и законные интересы административного истца как потребителя соответствующих услуг.
Вместе с тем, по делу установлено, что 1 марта 2022 года заключен договор N 2137 холодного водоснабжения между ООО " "данные изъяты"" и абонентом ООО " "данные изъяты"", по условиям которого ООО " "данные изъяты"" обязалось оказывать услуги по холодному водоснабжению и подаче технической воды.
При этом между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" правоотношений в связи с оказанием услуг по водоотведению не имеется, административный истец, обладая собственными сетями водоотведения, не является потребителем соответствующей услуги.
По этим основаниям административный истец отказался в суде апелляционной инстанции в части требования об оспаривании тарифов на водоотведение, установленных оспариваемым Постановления N 65/261.
В пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что порядок и последствия рассмотрения в суде апелляционной инстанции заявления об отказе административного истца от административного иска об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ (часть 2 статьи 304 КАС РФ).
Согласно части 5 статьи 46, части 10 статьи 213, пункту 2 части 2 статьи 214 КАС РФ суд апелляционной инстанции не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит закону, нарушает права других лиц или имеются публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа (например, в случае когда в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от административного иска по делу, в котором принято решение, содержащее вывод о несоответствии применения оспоренного акта истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов).
Однако в данном случае, несмотря на удовлетворение решением суда первой инстанции требований административного истца об оспаривании приказа РСТ Ростовской области от 22 ноября 2022 года N 65/261 в полном объеме, в том числе в части установленных тарифов на водоотведение, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от исковых требований в части требования об оспаривании тарифов на водоотведение при том, что ООО " "данные изъяты"" не обладает законным правом на обращение в суд с соответствующими требованиями.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции суда в части признания недействующим со дня принятия постановления от 22 ноября 2022 года N 65/261 в части тарифа на водоотведение подлежит отмене, а производство по делу в этой части - прекращению в связи с принятием отказа административного истца от соответствующих требований.
Проверив законность решения в остальной части, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что ООО " "данные изъяты"" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на основании постановления администрации города "данные изъяты" N88 от 4 февраля 2022 года "О внесении изменений в постановление Администрации города от 28 октября 2013 года N1980 "О наделении статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением потребителей муниципального образования "Город Новочеркасск" (в редакции от 29 декабря 2017 года N131)".
ООО " "данные изъяты"" владеет объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию на основании концессионного соглашения N1 от 24 декабря 2021 года, заключенного между администрацией города "данные изъяты", Министерством ЖКХ Ростовской области и ООО " "данные изъяты"".
Кроме того, ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ" является правообладателем иных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Приказом РСТ Ростовской области от 13 апреля 2022 года N 20/2 утверждены единые тарифы, тарифы для населения на долгосрочный период регулирования 2022 - 2025 годы для ООО " "данные изъяты"", в отношении которого ранее регулирование не осуществлялось.
В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Согласно части 1 статьи 33 названного закона государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 33 Основ ценообразования предусматривает, что долгосрочные тарифы устанавливаются, в том числе, методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода (на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования) путем индексации установленного базового уровня операционных расходов по формуле, определенной пунктом 45 Методических указаний.
На основании пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ.
В силу названной нормы, а также пунктов 39, 40, 41 Основ ценообразования расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала и страховые взносы на обязательное социальное страхование относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, и, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов.
.Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании подпункта 1 пункта 40 Методических указаний к долгосрочным параметрам регулирования тарифов относится базовый уровень операционных расходов.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле ОРi = ОРi-1 * (1 - ИЭРi) * (1 + ИПЦi) * (1 + ИКАi), то есть с учетом базового уровня операционных расходов.
Таким образом, при расчете базового уровня операционных расходов подлежат учету в числе расходов, перечисленных в пунктах 17-26 Методических указаний, расходы на оплату труда и связанные с ними страховые взносы на обязательное социальное страхование, а также расходы по амортизации.
При этом базовый уровень операционных расходов пересмотру не подлежит.
Решением Ростовского областного суда от 27 марта 2023 года по делу N 3а-21/2023 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 апреля 2022 года N20/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ" (ИНН N) на 2022-2025 годы" в части размеров тарифов, установленных в Приложении N1 к постановлению, а также показателей базового уровня операционных расходов, установленных в Приложении N2 к постановлению. На РСТ РО возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 13 апреля 2022 года N20/2 признано недействующим решением суда.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 года решение Ростовского областного суда изменено, из мотивировочной части решения суда исключены выводы относительно обоснованности установления недифференцированных тарифов, учета величины расходов на амортизацию основных средств и расчета численности персонала ООО " "данные изъяты"", в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2023 года апелляционное определение Третьего апелляционного суда изменено, резолютивная часть апелляционного определения изложена в новой редакции, при этом оставлено без изменения апелляционное определение в части указания на исключение из решения Ростовского областного суда от 27 марта 2023 года выводов относительно обоснованности учета величины расходов на амортизацию основных средств ООО " "данные изъяты"".
Таким образом, судебными актами по административному делу N 3а-21/2023 установлена экономическая необоснованность базового уровня операционных расходов, являющегося долгосрочным параметром регулирования.
Поскольку базовый уровень операционных расходов не подлежит пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования по усмотрению органа регулирования и был учтен органом регулирования при установлении тарифов на холодное водоснабжение и на техническую воду на 2023 год, суд первой инстанции, удовлетворяя требования в части оспаривания тарифов на холодное водоснабжение и на техническую воду, правомерно указал на их экономическую необоснованность.
Само по себе то обстоятельство, что судебные акты по делу N 3а-21/2023 были постановлены после принятия оспариваемого приказа РСТ от 22 ноября 2022 года N 65/261, равно как и факт принятия на будущее время замещающего акта во исполнение судебных актов по делу N 3а-21/2023, не опровергает этих выводов с учетом обязанности органа регулирования произвести расчет тарифов исходя из базового уровня операционных расходов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в оспариваемой части, поскольку решение суда принято при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административного ответчика и заинтересованного лица, и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд первой инстанции правильно исходил из того, что период регулирования 2023 года истек, принятое в порядке исполнения судебных актов по делу N 3а-21/2023 постановление РСТ от 11 декабря 2023 года N 830 фактически введено в действие со дня его опубликования (то есть с декабря 2023 года) и признание недействующим оспариваемого постановления с иной даты, в том числе со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, не позволит в полной мере восстановить право административного истца на установление тарифа на 2023 год в экономически обоснованном размере.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб судебной коллегией не установлено, в том числе по доводам, изложенным в них, основанным на ошибочном толковании норм материального права, не опровергающим выводов суда, в связи с чем, не влекущим отмену по существу правильного решения суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского областного суда от 08 февраля 2024 года в части признания недействующим со дня принятия постановление Региональной службы тарифов на Ростовской области 22 ноября 2022 года N 65/261 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты""" на 2023 год в части тарифа на водоотведение установленных приложением Постановления отменить в указанной части прекратить, приняв отказ административные истца от иска в данной части.
В остальной части решение Ростовского областного суда от 08 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - Региональной службы по тарифам Ростовской области, заинтересованного лица общества ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 17 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.