Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Головкиной Л.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-442/2024 по апелляционной жалобе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 6 марта 2024 года, которым удовлетворён административный иск Кузнецова Дмитрия Александровича о признании частично не действующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31 марта 2020 года N 185 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области" (в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 26 октября 2023 года N 508).
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного ответчика, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романовой Т.И, участвующей в судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи, настаивавшей на доводах жалобы, представителя административного истца Кузнецова Д.А. - адвоката Каташвили В.М, возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31 марта 2020 года N 185 (далее приказ от 31 марта 2020 года N 185) утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области (далее - Схема), являющаяся приложением к данному приказу. Данный приказ с приложениями размещён 2 апреля 2020 года на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://energy.midural.ru).
Схема состоит из разделов, которые включают в себя главы; кроме того, неотъемлемой частью Схемы являются также приложения к Схеме.
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 15 ноября 2021 года N 499, от 12 мая 2022 года N 222, от 23 ноября 2022 года N 631, от 26 октября 2023 года N 508 в Схему внесены изменения.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции Схема действовала в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 26 октября 2023 года N 508 (далее Приказ от 26 октября 2023 года N508), который 1 ноября 2023 года размещён на официальном сайте этого министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://energy.midural.ru).
Восьмой раздел Схемы устанавливает схему движения потоков отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Схема движения потоков твёрдых коммунальных отходов (ТКО) представлена в разрезе четырёх административно-производственных объединений, в том числе Восточном.
Потоки ТКО в Восточном административно-производственном объединении (далее также - АПО-3, Восточное АПО) разделены на четыре этапа: I этап - 2019 - 2027 годы; II этап - 2028 - 2030 годы (1 вариант и 2 вариант); III этап - 2030 - 2038 годы (1 вариант и 2 вариант); IV этап - 2039 - 2050 годы (1 вариант и 2 вариант).
В восьмом разделе на странице 82 Схемы содержится таблица N 23 "Информация о потоках ТКО в АПО-3 (II этап, 2 вариант) - далее таблица N 23.
Таблица N 23 содержит строки, дифференцирующие информацию в зависимости от наименования муниципального образования, в котором расположены источники образования ТКО. В число муниципальных образований, которые включены в данную таблицу, в частности входят: муниципальное образование "город Екатеринбург", Арамильский городской округ Свердловской области, Белоярский городской округ, городской округ Верхнее Дуброво, городской округ ЗАТО Уральский, Сысертский городской округ.
Согласно таблице N 23 отходы, образуемые в указанных выше муниципальных образованиях, будут размещаться: МСК с линией компостирования и производства RDF "Екатеринбург-Юг", полигон ТКО и
ПО "Екатеринбург-Юг" (строки 1-6; столбцы 6, 12).
В восьмом разделе на странице 92 Схемы содержится таблица N 25 "Информация о потоках ТКО в АПО-3 (III этап, 2 вариант) - далее таблица N 25, которая содержит строки, дифференцирующие информацию в зависимости от наименования муниципального образования, в котором расположены источники образования ТКО.
В число муниципальных образований, которые включены в данную таблицу, в частности входят: муниципальное образование "город Екатеринбург", Арамильский городской округ Свердловской области, Белоярский городской округ, городской округ Верхнее Дуброво, городской округ ЗАТО Уральский, Сысертский городской округ.
Согласно таблице N 25 отходы, образуемые в указанных выше муниципальных образованиях, будут размещаться: МСК с линией компостирования и производства RDF "Екатеринбург-Юг", полигон ТКО и
ПО "Екатеринбург-Юг" (строки 1-6; столбцы 6, 12).
В восьмом разделе на странице 102 Схемы содержится таблица N 27 "Информация о потоках ТКО в АПО-3 (IV этап, 2 вариант) - далее таблица N 27, которая также содержит строки, дифференцирующие информацию в зависимости от наименования муниципального образования, в котором расположены источники образования ТКО.
В число муниципальных образований, которые включены в данную таблицу, в частности входят: муниципальное образование "город Екатеринбург", Арамильский городской округ Свердловской области, Белоярский городской округ, городской округ Верхнее Дуброво, городской округ ЗАТО Уральский, Сысертский городской округ.
Согласно таблице N 27 отходы, образуемые в указанных выше муниципальных образованиях, будут размещаться: МСК с линией компостирования и производства RDF "Екатеринбург-Юг", полигон ТКО и
ПО "Екатеринбург-Юг" (строки 1-6; столбцы 6, 12).
Из примечаний "*" к таблицам N 23, N 25 и N 27 следует, что альтернативное название для объекта обращения с ТКО МСК "Екатеринбург-Юг" - комплекс по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для муниципального образования "город Екатеринбург" и Екатеринбургской агломерации.
Девятый раздел Схемы содержит данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, размещения отходов, в том числе ТКО.
На странице 140 Схемы указано, что до 2030 года в АПО-3 планируется построить или реконструировать 18 объектов по обращению с отходами, в том числе с ТКО. Сведения о планируемых объектах в АПО-3 приведены в таблице N 31.
Таблица N 31 содержит строки (1-4), наименование объекта по обращению с отходами, в том числе с ТКО: Комплекс по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для муниципального образования "город Екатеринбург" и Екатеринбургской агломерации (Мусоросортировочный комплекс. Участок компостирования органических отходов и отсева ТКО. Участок по подготовке альтернативного топлива. Полигон ТКО). Год ввода в эксплуатацию объекта - 2027.
Кузнецов Д.А, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:25:4401005:844, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, с.Никольское, ул.Комсомольская, 17 обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения заявленных требований (т. 3 л.д.225-226) просил признать не действующей Схему (в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 26 октября 2023 года N 508) в части: таблицы N 23 (строки 1-6), таблицы N 25 (строки 1-6), таблицы N 27 (строки 1-6), таблицы N 31 (строки 1-4).
Административный истец полагал, что в оспариваемой части Схема нарушает его права на благоприятную окружающую среду, противоречит положениям пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и подпункту "д" пункта 5 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, поскольку в таблицах N 23, N 25, N 27, N 31 не указан ни адрес, ни графические координаты, ни какие-либо иные данные, позволяющие определить место нахождения Комплекса по обращению с ТКО для муниципального образования "город Екатеринбург" и Екатеринбургской агломерации.
В таблицах N 23, N 25, N 27 в столбце 14 под названием: "кадастровый номер земельного участка, где расположен ОР ТКО", в таблице N 31 в столбце 5 под названием: "планируемое местоположение объекта (кадастровый номер земельного участка)" вместо кадастрового номера указано: "земельный участок, соответствующий требованиям". Территориальная схема в целом также не содержит сведений о месте нахождения вышеназванного комплекса.
Решением Свердловского областного суда от 6 марта 2024 года административный иск Кузнецова Д.А. удовлетворён: суд признал не действующими с момента вступления в законную силу решения суда строки 1-6 таблицы N 23, строки 1-6 таблицы N 25, строки 1-6 таблицы N 27, строки 1-4 таблицы N 31 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утверждённой приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31 марта 2020 года N 185 (в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 26 октября 2023 года N 508).
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (том 4, л.д.81-88).
В обоснование доводов жалобы административный ответчик указал, что Кузнецов Д.А. не является субъектом регулируемых оспариваемым актом правоотношений; данный акт к нему не применялся, его прав и законных интересов не нарушает.
Кроме того, податель жалобы не согласен с соответствующими выводами суда и полагает, что Схема соответствует документам территориального планирования Свердловской области, не допускает неоднозначного толкования и правовой неопределённости, соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу.
Также оспариваемая Схема соответствует Федеральной схеме обращения с ТКО, утверждённой распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 39-р и региональному проекту "Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (Свердловская область)".
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание административного истца, извещённого судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просившего об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Закон об отходах производства и потребления определяет твёрдые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Учитывая, что административный истец является жителем Сысертского городского округа, где планируется размещение Комплекса по обращению с ТКО, т.е. оспариваемыми нормами нарушается его право на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административный истец вправе оспаривать указанные им нормы приказа от 31 марта 2020 года N185, поскольку они непосредственно затрагивают его права, обязанности и законные интересы.
Соответствующие доводы об обратном, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судебной коллегией ещё и потому, что в силу пункта 2 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления, пунктов 5, 18 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 428, сведения, отражённые в Территориальной схеме, используются при установлении предельных тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, и могут быть использованы в дальнейшем при установлении и корректировке тарифа, в связи с чем противоречащими закону положениями создаётся угроза нарушения прав административного истца, являющегося потребителем услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативно-правового акта, суд исходил из того, что вступившим в законную силу 16 июня 2021 года решением Свердловского областного суда от 19 апреля 2021 года по административному делу N 3а-86/2021 установлено, что Схема принята в пределах предоставленных Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области полномочий, с соблюдением установленной процедуры принятия, введения в действие и опубликования.
Кроме того, в материалы дела представлены документы, касающиеся принятия приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 26 октября 2023 года N 508 (том 2, л.д.212-215), из которых следует, что проект нормативного правового акта был предметом общественных обсуждений.
С учётом изложенного и положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу, что как приказ от 31 марта 2020 года N 185, так и приказ от 26 октября 2023 года N 508 приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.
Проверяя оспариваемые положения на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходил из того, что согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения и регулироваться законодательством Российской Федерации, в том числе санитарными правилами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, закреплены в абзаце 19 статьи 6 Закона об отходах производства и потребления, определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 (далее - Правила N 1130).
Статьёй 13.3 Закона об отходах производства и потребления установлены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Пунктом 3 данной статьи установлены требования к федеральной схеме обращения с твёрдыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами, в частности, предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов.
Территориальная схема включает разделы, указанные в пункте 5 Правил N 1130, в том числе: данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов (пункт "з").
При этом, в силу положений пункта 13 Правил N 1130 раздел "Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" должен содержать сведения: о планируемых строительстве, реконструкции, выводу из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов (пункт "а"); о предполагаемых сроках строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях (пункт "б"); о планируемом местоположении вновь вводимых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, указанных в подпункте "а" данного пункта (пункт "в").
Часть 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документами территориального планирования субъекта Российской Федерации относит схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, которые согласно части 3 данной статьи должны содержать положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к областям полномочий субъектов Российской Федерации.
В силу частей 4 и 5 той же статьи в положениях о территориальном планировании указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики и местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа, населённого пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; такие объекты отображаются на картах планируемого размещения объектов регионального значения.
Исходя из положений пунктов 2 - 4 части 8 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прилагаемые к схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме должны содержать обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения и оценку их возможного влияния на комплексное развитие соответствующей территории; сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твёрдых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:
- планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований (подпункт "а");
- объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов и включённые в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами (подпункт "е.1").
Пункт 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам регионального значения относит объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесённым к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Согласно этому же пункту виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 4 июля 2016 года N 76-ОЗ "О видах объектов регионального значения и местного значения, подлежащих отображению на документах территориального планирования Свердловской области и муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (далее Закон от 4 июля 2016 года N 76-ОЗ) установлено, что в соответствии с федеральным законом определяются виды объектов регионального значения, подлежащие отображению на схеме территориального планирования Свердловской области, и виды объектов местного значения, подлежащие отображению на схемах территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, генеральных планах поселений, расположенных на территории Свердловской области, генеральных планах городских округов, расположенных на территории Свердловской области.
В действующей редакции Закона от 4 июля 2016 года N 76-ОЗ конкретизировано, что к объектам регионального значения, подлежащим отображению на схеме территориального планирования Свердловской области в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, относятся объекты, предназначенные для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов, которые образуются на территории двух и более муниципальных районов и (или) городских округов, расположенных на территории Свердловской области (пункт 10 части 1 статьи 2, статья 12).
Статьёй 7 Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами производства и потребления должна включать в себя положения, предусмотренные федеральным законом, разрабатывается и утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями к её составу и содержанию, установленными Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с документами территориального планирования.
Из приведённых выше положений федерального и регионального законодательства суд первой инстанции пришёл к выводу, что планируемые к размещению объекты регионального значения в области обращения с отходами должны быть отображены на схеме территориального планирования Свердловской области в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме должны содержать обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения и оценку их возможного влияния на комплексное развитие соответствующей территории.
Частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 31 августа 2009 года N 1000-ПП "Об утверждении схемы территориального планирования Свердловской области" утверждена соответствующая схема, в состав которой входит положение о территориальном планировании и графические материалы.
Указанное положение о территориальном планировании, как в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, так и в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 июня 2023 года N 426-ПП, не содержит конкретных сведений о планируемом местонахождении объекта регионального значения в области обращения с отходами - Комплекса по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для муниципального образования "город Екатеринбург" и Екатеринбургской агломерации.
Не отображён соответствующий объект и в прилагаемом картографическом материале под названием "Карта планируемого размещения объектов регионального значения, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов".
Так, в Схеме территориального планирования Свердловской области, в таблице 1.8 "Сведения о видах, назначении, наименованиях и основных характеристиках планируемых объектов регионального значения в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов" в столбце 5 под названием: "местоположение" имеется примечание следующего содержания: "Выбор земельного участка определяется в соответствии с санитарно-экологическими нормами. Объект не подлежит отображению на чертеже "Карта расположения объектов, используемых для утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных и биологических отходов и включённые в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами".
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно проверил оспариваемые нормы на соответствие генеральному плану, основанием для отмены решения суда не является.
Действительно, генеральный план по отношению к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления не является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем, данное обстоятельство не подрывает правильности вывода суда о несоответствии оспариваемых норм Схеме территориального планирования Свердловской области, которая таким актом является.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда о том, что по смыслу положений пункта 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, изменение (конкретизация) документов территориального планирования, должны предшествовать внесению изменений в Схему, при этом Схема при её утверждении и последующей актуализации должна учитывать содержание данных документов территориального планирования и соответствовать им.
Вместе с тем, как установлено судом в ходе рассмотрения административного дела, при этом признано представителями административного ответчика в письменных возражениях на административный иск (т.2 л.д.5) на момент актуализации Схемы (издания приказа от 26 октября 2023 года N 508) в Схеме территориального планирования Свердловской области отсутствует информация о местоположении комплекса по обращению с ТКО, создаваемого для муниципального образования "город Екатеринбург" и Екатеринбургской агломерации.
Таким образом, в оспариваемой части Схема не соответствует документам территориального планирования Свердловской области, которыми не предусмотрено размещение указанного выше комплекса по обработке, обезвреживанию, размещению, утилизации отходов (не отражено его местоположение) на спорной территории Свердловской области.
В этой связи, Схема в нарушение пунктов 2 и 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, подпункта "в" пункта 13 Правил N 1330 и приведённых выше норм градостроительного законодательства не отвечает предъявляемым к ней требованиям закона, допускает неоднозначное толкование и влечёт правовую неопределённость сферы регулирования.
При этом правовое регулирование должно отвечать критериям определённости, причём на дату принятия нормативного правового акта, а не на будущее время.
С учетом вышеизложенного, отсутствия какого-либо обоснования варианта размещения спорного объекта, сведений о его местоположении, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что включение оспариваемых положений в Схему носит произвольный характер и свидетельствует о существенном нарушении федеральных и региональных норм в области градостроительства и обращения с отходами.
Приведённые представителями административного ответчика доводы о том, что Схема отражает лишь информацию о планируемом строительстве Комплекса по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для муниципального образования "город Екатеринбург" и Екатеринбургской агломерации, притом, что точное место его строительства не определено и что вопрос о таком строительстве может быть разрешён только на основании
результатов инженерных изысканий и заключений государственной экологической экспертизы, не приняты судом, поскольку императивные положения пункта 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, подпункта "в" пункта 13 Правил N 1330 не предусматривают каких-либо исключений и распространяют своё действие не только на уже существующие, но и на планируемые объекты размещения отходов, и, соответственно, не исключают необходимости их соблюдения при утверждении Схемы и её последующей актуализации.
Поскольку все столбцы строк 1-6 таблицы N 23, строк 1-6 таблицы N 25, строк 1-6 таблицы N 27, строк 1-4 таблицы N 31 в оспариваемой Схеме состоят в логической взаимосвязи между собой, с целью исключения правовой неопределённости при применении оспариваемых норм, суд пришёл к выводу, что оспариваемые положения Схемы подлежат признанию не действующими полностью.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемая Схема соответствует Федеральной схеме обращения с ТКО, утверждённой распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 39-р и региональному проекту "Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (Свердловская область)", основанием для отмены решения суда не является, поскольку не опровергает выводы суда о несоответствии оспариваемых норм иным нормативным правовым актам большей юридической силы.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства, изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 6 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.