Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера" на решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 13 сентября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-145/2023, по административному иску Магаданского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному предприятию "Аэропорты Севера" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Магаданский транспортный прокурор обратился в Северо-Эвенский районный суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию "Аэропорты Севера" (далее - ФКП "Аэропорты Севера"), в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие ФКП "Аэропорты Севера", выразившееся в неоснащении службы авиационной безопасности филиала "Аэропорт "Северо-Эвенск" служебным оружием; возложить на ФКП "Аэропорты Севера" обязанность оснастить служебным оружием службу авиационной безопасности филиала "Аэропорт "Северо-Эвенск" в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурором указано, что ФКП "Аэропорты Севера" длительное время в нарушение требований статей 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года N 142 (далее - Федеральные авиационные правила N 142), не принимаются меры по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры - "Аэропорты Северо-Эвенск" - не оснащена служебным оружием. Данное нарушение может привести к совершению актов незаконного вмешательства, причинению вреда жизни и здоровью членов экипажей воздушных судов, пассажиров, имуществу владельцев воздушных судов и иных лиц, круг которых определить невозможно
Протокольным определением Северо-Эвенского районного суда от 30 мая 2023 года осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда 13 сентября 2023 года требования транспортного прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ФКП "Аэропорты Севера", выразившееся в неоснащении службы авиационной безопасности филиала "Аэропорт "Северо-Эвенск" служебным оружием. На ФКП "Аэропорты Севера" возложена обязанность оснастить служебным оружием службу авиационной безопасности филиала "Аэропорт "Северо-Эвенск" в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. С ФКП "Аэропорты Севера" взыскана госпошлина в размере 300 руб..
3 апреля 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКП "Аэропорты Севера", поданная через Северо-Эвенский районный суд Магаданской области 20 марта 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указывает, что обязанность по оснащению службы авиационной безопасности служебным оружием возлагается на предприятия, осуществляющих аэропортовую деятельность, отнесенных к первой и второй категории, и, учитывая, что ФКП "Аэропорты Севера" относится к пятой категории объектов транспортной инфраструктуры, указанная обязанность для них не является обязательной. Кроме этого обращает внимание суда на то, что приказ Минтранса России от 28 ноября 2005 года N 142 признан утратившим силу приказом Минтранса России от 7 сентября 2023 года с 1 сентября 2024 года, в связи с чем полагает, что отсутствуют нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, организаций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2024 года кассационная жалоба ФКП "Аэропорты Севера" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФКП "Аэропорты Севера" в соответствии с пунктом 9 Устава, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2007 года N 1540-р, создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой деятельности и сопутствующей ей деятельности.
Для достижения вышеуказанных целей ФКП "Аэропорты Севера" осуществляет, в том числе аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности (подпункт "в" пункта 10 Устава), в 2020 году ФКП "Аэропорты Севера" пройдена аккредитация в качестве подразделения транспортной безопасности, 13 апреля 2020 года получено свидетельство об аккредитации N 45, ФКП "Аэропорты Севера" включено в соответствующий реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта (л.д. 14, 21-28, 57-58).
Обеспечение авиационной безопасности расположенного в Магаданской области аэропорта "Северо-Эвенск" осуществляется службой авиационной безопасности филиала ФКП "Аэропорты Севера" - "Аэропорт Северо-Эвенск" (л.д. 106-118).
Между тем ФКП "Аэропорты Севера" лицензии на хранение и использование служебного оружия не имеет, на соответствующем учете в органах Росгвардии не состоит, служба авиационной безопасности филиала "Аэропорт Северо-Эвенск" не оснащена служебным оружием.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ответчик в нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона о транспортной безопасности и Федеральных авиационных правил N 142 не исполняет возложенную на него обязанность оснастить службу авиационной безопасности филиала "Аэропорт "Северо-Эвенск" служебным оружием.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством (часть 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности).
Согласно пункту 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункт 2 указанной статьи).
В силу положений пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации САБ имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством. Сотрудникам САБ при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральном законом.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года N 142, (далее - Правила N 142) устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (пункт 1).
Пунктом 5 Правил N 142 установлено, что САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
В силу положений статей 4, 10, 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, входят в категорию лиц с особыми уставными задачами, которые имеют право на приобретение оружия на территории Российской Федерации.
В соответствии с разделом 1 Положения о службе авиационной безопасности филиала "Аэропорт Северо-Эвенск" ФКП "Аэропорты Севера", утвержденного 10 января 2023 года директором филиала "Эропорт Северо-Эвенск", служба авиационной безопасности осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение мер безопасности воздушного судна, безопасности жизни и здоровья пассажиров, авиационного персонала, членов экипажа воздушного судна, предотвращение и пресечение актов незаконного вмешательства, а также усиливает меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельствах.
Все работники службы авиационной безопасности являются работниками службы с особыми уставными задачами.
Установив, что административный ответчик в нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона о транспортной безопасности и Федеральных авиационных правил N 142 не исполняет возложенную на него обязанность по оснащению службы авиационной безопасности филиала "Аэропорт "Северо-Эвенск" служебным оружием, не имеет лицензии на хранение и использование служебного оружия, не состоит на соответствующем учете в органах Росгвардии, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрено право ФКП "Аэропорты Севера" (аэропорт Северо-Эвенск) на оснащение сотрудников службы авиационной безопасности, обеспечивающих охрану аэропорта, служебным оружием, и не возложена соответствующая обязанность, были предметом рассмотрения судов, обоснованно отклонены, поскольку оснащение служб авиационной безопасности аэропорта служебным оружием предусмотрено пунктом 5 Правил N142.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что с 1 сентября 2024 года приказ Минтранса России от 28 ноября 2005 года N 142 утратит силу, не влекут отмену оспариваемых судебных актов, поскольку на момент рассмотрения настоящего административного дела указанные Правила N142 являются действующими.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКП "Аэропорты Севера" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.