Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Военному комиссариату Хабаровского края, призывной комиссии по мобилизации граждан на территории города Комсомольска-на-Амуре, призывной комиссии по мобилизации граждан Хабаровского края о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО4, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным исковым заявлением к Военному комиссариату города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в котором просил: признать незаконным и отменить решение от 26 октября 2022 года о его призыве в порядке частичной мобилизации на военную службу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на момент принятия оспариваемого решение у него имелось право на отсрочку от призыва на военную службу по двум основаниям: он очно обучался в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" (далее - ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет") по программе "бакалавриат", а также работал в обществе с ограниченной ответственностью "Роснефть - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (далее - ООО "РН - Комсомольский НПЗ"), входящем в группу компаний публичного акционерного общества "НК Роснефть" (далее - ПАО "НК Роснефть"), которое относится к организациям оборонно-промышленного комплекса.
Несмотря на данные обстоятельства ФИО1 был призван на военную службу в порядке частичной мобилизации.
Определением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 декабря 2022 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Военный комиссариат Хабаровского края, призывная комиссия по мобилизации граждан на территории города Комсомольска-на-Амуре, призывная комиссия по мобилизации граждан Хабаровского края.
Определением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 января 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "РН - Комсомольский НПЗ".
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 мая 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 мая 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в связи с допущенными судом апелляционной инстанции процессуальными нарушениями, указанными в пункте 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
По результатам нового апелляционного рассмотрения дела апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 января 2024 года решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
24 апреля 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 8 апреля 2024 года почтой и 10 апреля 2024 года в электронном виде, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо представителя административного истца, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает, в том числе призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами (пункт 1); призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (пункт 2).
В пункте 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ перечислены случаи предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право Указом Президента Российской Федерации.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647) определено, что граждане Российской Федерации, работающие в организациях оборонно-промышленного комплекса, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2022 года N 664 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 2022 года N 664) отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки).
Из содержания пунктов 27 и 28 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852 (далее - Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации), следует, что призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает одно из следующих решений: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации. С объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учёте в Военном комиссариате города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с 11 декабря 2018 года, ранее проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; имеет воинское звание "данные изъяты", категорию годности "Б" (годен к военной службе с незначительными ограничениями), военно-учётную специальность оператора трансформаторной подстанции и распределительных устройств.
ФИО1 в 2022 году являлся студентом 2 курса ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет", обучался на очной форме обучения по программе "бакалавриат" по направлению "Управление в технических системах" (27.03.04).
На основании приказа образовательного учреждения от 7 июня 2022 года N N административный истец в период с 3 июня 2022 года по 2 июня 2023 года находился в академическом отпуске по семейным обстоятельствам.
В сентябре - октябре 2022 года ФИО1 работал слесарем 4 разряда цеха N-КИП и Автоматики участка по эксплуатации КИПиА в ООО "РН-Комсомольский НПЗ".
Согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 сентября 2022 года N ПАО "НК Роснефть" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
ООО "РН - Комсомольский НПЗ" входит в группу компаний ПАО "НК Роснефть".
6 октября 2022 года ООО "РН - Комсомольский НПЗ" направило в адрес Военного комиссара города Комсомольска-на-Амуре списки граждан, работающих в ООО "РН - Комсомольский НПЗ", для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, в которые был включён ФИО1
Решением призывной комиссии по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре, оформленным протоколом от 7 октября 2022 года N 20, утверждён список граждан на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре, в который были включены граждане, пребывающее в запасе и работающие в ООО "РН - Комсомольский НПЗ", задействованные в выполнении государственного оборонного заказа, среди которых был и административный истец.
24 октября 2022 года в адрес Военного комиссара города Комсомольска-на-Амуре поступило заявление ФИО1, в котором он просил призвать его на военную службу по мобилизации с его личного, добровольного согласия (т. 1 л.д. 89).
По результатам рассмотрения данного заявления, решением призывной комиссии по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре, оформленным протоколом от 26 октября 2022 года N 45, ФИО1 призван в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке частичной мобилизации и направлен в воинскую часть для прохождения военной службы.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав правовые нормы Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ, Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающих в организациях оборонно-промышленного комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года N 1725, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что оспариваемое в рамках настоящего административного дела решение принято призывной комиссией по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре в пределах её полномочий и при наличии установленных действующим законодательством оснований. Нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, такое решение не противоречит. В связи с тем, что ФИО1 добровольно отказался от представленных ему отсрочек, он подлежал призыву на военную службу в порядке частичной мобилизации.
Сведения и документы о наличии заболеваний, которые являлись бы препятствием к призыву на военную службу, административный истец в призывную комиссию или в военный комиссариат не предоставлял. В отсутствие такой информации, учитывая, что согласно воинским документам ФИО1 являлся годным к военной службе с незначительными ограничениями, оснований как для направления административного истца для проведения медицинского освидетельствования, так и для вывода о невозможности его призыва на военную службу по состоянию здоровья у призывной комиссией по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре не имелось.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
По общему правилу, приведённому в пункте 2.1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, граждане, отказавшиеся от реализации своего права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу, призываются на военную службу. Отказ от реализации права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу осуществляется посредством подачи гражданином заявления о таком отказе в призывную комиссию.
Как верно указали суды, исходя из системного анализа содержания положений пункта 2.1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, а также положений пункта 2 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ, гражданин Российской Федерации вправе отказаться от реализации своего права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, путём подачи соответствующего заявления в призывную комиссию.
В данном случае ФИО1 отказался от предоставленной ему 7 октября 2022 года отсрочки от призыва на военную службу, выразив своё желание пройти военную службу по мобилизации в письменном заявлении от 24 октября 2022 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы то обстоятельство, что данное заявление было подано на имя Военного комиссара города Комсомольска-на-Амуре, а не в призывную комиссию по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре, не свидетельствует о его недействительности, поскольку в силу прямого указания части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" военный комиссар, получив такое заявление, должен был передать его на рассмотрение в орган, в компетенцию которого входило решение поставленного в заявлении вопроса, то есть в призывную комиссию.
Изменение ФИО1 своей позиции после принятия призывной комиссией по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре решения 26 октября 2022 года о его призыве на военную службу в порядке частичной мобилизации также не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Иные доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию административного истца по существу административного спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, подробно приведенная в решении и апелляционном определении, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.