Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Куликовой И.И.
судей: Александровой М.В, Шиловой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности по соблюдению установленных норм и правил с целью соблюдения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М, объяснения представителя ОАО "РЖД" - Новачук И.Я, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нерюнгринский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "РЖД", уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования, просил возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участки железнодорожного пути на 287 км. пикетах 5-9, 290 км. пикетах 4-7 перегонов Якутский - Нагорная - Якутская Дальневосточной железной дороги конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116-13330, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 N 274, для защиты железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки, проведенной Нерюнгринской транспортной прокуратурой установлено, что в пределах названного участка железнодорожного пути имеются особо опасные и опасные скальнообвальные участки. В нарушение требований ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 7.13 Свода правил "СП 119.13330.2017. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95", требований СП. 116.13330.2012, ответчиком не обеспечена защита железнодорожного пути от воздействия оползней, осыпей и других опасных природных процессов путем оборудования конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями. Несмотря на вынесенное 16.05.2023 в адрес начальника Беркакитской дистанции пути ОАО "РЖД" представление, соответствующие меры приняты не были. В тоже время отсутствие необходимых сооружений создает угрозу возникновения тяжких последствий в виде крушений и аварий подвижного состава с повреждением объектов железнодорожного транспорта и причинением вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
К участию в деле привлечено Межрегиональное территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - МТУ Ространснадзора по ДФО).
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22.08.2023 иск прокурора удовлетворен, на ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать участки железнодорожного пути на 287 км пикетах 5-9, 290 км пикетах 4-7 перегонов Якутский - Нагорная - Якутская Дальневосточной железной дороги, обслуживаемые Беркакитской дистанцией пути - структурным подразделением Дальневосточной дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусмотренным СП 116.13330, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации 30.06.2012 N 274 для защиты железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30.11.2023 решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22.08.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает доказанным факт наличия на опасных участках защитных сооружений, предусмотренных СП 116.13330.2012, улавливающих кюветов. Указывает на неправильное толкование судами СП 119.13330.2017, СП 116.13330.2012, судами не учтено, что устройство указанных сооружений требует обязательного проведения инженерных изысканий и возможно только в рамках капитального ремонта, реконструкции или строительства. Считает, что обстоятельств, свидетельствующих о неэффективном содержании опасных участков пути, судами не установлено.
В представленных возражениях и дополнениях к ним прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения. Указывает, что в 2022 по 2024 г.г. зафиксированы случаи нарушения безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта, связанные со сходом фрагментов скальных пород на железнодорожный путь с последующим наездом на них подвижного состава на опасных участках железнодорожных перегонов Дальневосточной железной дороги. Названные участки железнодорожного пути Дальневосточной железной дороги введены в эксплуатацию в 1979 г, капитальный ремонт железнодорожного пути выполнен в 2010 г. Считает доказанным факт отсутствия проектирования и строительства защитных инженерных сооружений, предусмотренных СП 116.13330.2012 на указанных перегонах железнодорожного пути, что создает реальную угрозу безопасности движения пассажирских и грузовых поездов.
Представитель третьего лица МТУ Ространснадзора по ДФО, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ОАО "РЖД" - Новачук М.Я, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Плетневу С.Н, полагавшую обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, проверив по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 15, 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьями 3, 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 41 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250, пунктом 7.13 СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм", пунктом 5.1.3 СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", на основании представленных сторонами по делу доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, установилнеобеспечение защиты железнодорожного пути Дальневосточной железной дороги на особо опасных и опасных скально-обвальных участках инженерными сооружениями при проектировании, строительстве и капитальном ремонте земляного полотна, в связи с чем пришел к выводу о несоблюдении ОАО "РЖД" требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и возложении на ответчика обязанности оборудовать названные участки железнодорожного пути необходимыми инженерными сооружениями с соблюдением требований свода правил СП 116.13330.2012.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В силу абзаца третьего части 2 статьи 4 Закона о железнодорожном транспорте государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Свод правил СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.12.2017 N 1648/пр и введен в действие с 13.06.2018, распространяется на проектирование, строительство новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых и последующих) главных путей, реконструкцию и капитальный ремонт существующих путей общего пользования колеи 1520 мм под нагрузку от оси четырехосного вагона на рельсы не более 245 кН (25 тс), погонную статическую нагрузку не более 103 кН/м (10, 5 тс/м), погонную динамическую нагрузку на базе тележки не более 17, 1 т/м (168 кН/м) и движение поездов со скоростями: пассажирских - до 200 км/ч (включительно), грузовых - до 120 км/ч (включительно), грузовых ускоренных и рефрижераторных - до 160 км/ч (включительно) (пункт 1.1).
Пунктом 7.1 названного свода правил установлено, что железнодорожные пути и сооружения должны быть защищены, в том числе от опасных склоновых и скальнообвальных явлений, опасных инженерно-геологических процессов, других прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения в комплексе с конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116.13330 при проектировании земляного полотна. Почвоукрепительные насаждения следует предусматривать не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и в потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока (пункт 7.13 названных правил).
Требования к устройству земляного полотна установлены в разделе 5 "Землянное полотно" СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм".
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 N 274 и введенный в действие с 01.01.2013 устанавливает механизм принятия решений для инженерной защиты сооружений от прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Указанный свод правил распространяется на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин, переработки берегов морей, водохранилищ, озер и рек, от подтопления и затопления территорий, морозного пучения, наледеобразования, термокарста) и их сочетаний (далее - инженерная защита) (пункт 1).
Пунктом 3.3 этого же свода правил определено, что инженерная защита территорий, зданий и сооружений состоит из комплекса сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Необходимость инженерной защиты определяется в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений с учетом существующих планировочных решений и требований заказчика (пункт 4.1 правил).
Если из-за сложности инженерно-геологических, гидрологических и экологических условий по материалам изысканий не представляется возможным выполнить необходимые расчеты и выбрать сооружения и (или) мероприятия, в проекте следует предусматривать экспериментальные сооружения и мероприятия инженерной защиты и (или) выполнение опытно-производственных работ с последующей корректировкой проекта (пункт 4.5 указанных правил).
Эффективность инженерной защиты определяется на основании оценки риска опасных геологических процессов с учетом предотвращенных потерь (ущерба и социальных потерь). Экономический эффект варианта инженерной защиты определяют размером предотвращенного ущерба территории или сооружению от воздействия опасных процессов за вычетом затрат на осуществление защиты (пункт 4.19 названных правил).
При выборе защитных мероприятий и сооружений и их комплексов следует учитывать виды возможных деформаций склона (откоса), уровень ответственности защищаемых объектов, их конструктивные и эксплуатационные особенности. Виды противооползневых и противообвальных сооружений и мероприятий следует выбирать на основании расчетов общей и местной устойчивости склонов (откосов), т.е. устойчивости склона (откоса) в целом и отдельных его морфологических элементов, данных мониторинга (пункт 5.1.6 СП 116.13330).
Согласно пункту 5.3.2.1 названных правил, удерживающие сооружения следует предусматривать для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса).
Улавливающие сооружения и устройства (стены, сетчатые барьеры, валы, траншеи, полки с бордюрными стенами, надолбы) следует предусматривать для защиты объектов от воздействия осыпей, вывалов, падения отдельных скальных обломков, а также обвалов объемом, определяемым расчетом, если устройство удерживающих сооружений или предупреждение обвалов, вывалов и камнепада путем удаления неустойчивых массивов невозможно или экономически нецелесообразно (пункт 5.3.3.1 правил).
Улавливающие траншеи и улавливающие полки с бордюрной стеной следует размещать у подошвы обвалоопасных склонов (откосов) высотой до 60 м и крутизной более 35° для защиты от вывалов отдельных обломков грунта объемом до 1 м, улавливающие валы - у подошвы обнаженных обвалоопасных склонов большой протяженности (пункт 5.3.3.3 этих же правил).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о железнодорожном транспорте, проектирование, строительство, реконструкция и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" ОАО "РЖД", как единый хозяйствующий субъект осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с соблюдением принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
В данном случае судами установлено и подтверждается материалами дела, что указанные выше участки железнодорожного пути в зоне ответственности Беркакитской дистанции пути подвержены негативным геологическим процессам и признаны особо опасными и опасными, в связи с чем поставлены ОАО "РЖД" на учет по форме ПУ-9.
Согласно сведений, предоставленных ОАО "РЖД" Нерюнгринскому транспортному прокурору, на скально-обвальных участках, указанных прокурором, находящихся в границах Беркакитской дистанции пути (от ст. Гилюй (225 км) до ст. Нерюнгри-Грузовая (416 км) имеется дефицит финансирования для включения их в программу реконструкции до 2030 г. (т. 1 л.д. 15-17).
Согласно ответу МТУ Ространснадзора по ДФО от 19.05.2023 N 1.15-5389, железнодорожный путь на указанных выше участках не отвечает требованиям безопасности движения железнодорожного транспорта, создает угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта и может повлечь тяжкие последствия в виде крушений и аварий подвижного состава; на указанных участках необходимо незамедлительно провести работы для защиты пути и сооружений от воздействия развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей и других опасных природных процессов с предусматривающие почвоукрепительные лесонасаждения в комплексе с конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями (т. 1 л.д. 20-22).
Наличие обвалов, обрушений выветрелых скальных откосов на указанных в иске участках железнодорожного пути подтверждаются осмотрами земляного полотна, представленными ответчиком в материалы дела (т. 1 л.д. 185-210).
Из ответа ОАО "РЖД" от 31.05.2023 следует, что на основании Правил назначения и проведения капитального ремонта и реконструкции инженерных сооружений, утвержденных 03.11.2021 N 2375/р и пункта 7 Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, утвержденной 31.03.2023 N 797/р, работы по устройству защитных сооружений отнесены к реконструкции, которая выполняется специализированными подразделениями по отдельным проектам на основании инвестиционной программы ОАО "РЖД". Железнодорожная линия на указанных участках включена в инвестиционную программу развития Байкало-Амурской магистрали, в рамках которой будут определены необходимые мероприятия на основании СП 119.13330.2017 (т. 1 л.д. 26-27).
Согласно инженерно-геологических и технических паспортов названных выше опасных скально-обвальных участков Беркакитской дистанции пути, на этих участках отсутствуют укрепительные, противообвальные сооружения; имеются водоотводные сооружения: кювет грунтовой, канава нагорная грунтовая (т. 1 л.д. 34-37, 133-150).
Вопреки доводам кассационной жалобы, ответчиком, в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ, суду не были представлены доказательства, подтверждающие наличие на указанных в исковом заявлении участках железнодорожного пути улавливающих траншей, свидетельствующих, что имеющиеся водоотводные сооружения соответствуют требованиям к улавливающим траншеям, установленным пунктом 5.3.3.3 СП 116.13330.2012.
Из представленного ответчиком в материалы дела договора на выполнение работ по текущему ремонту земляного полотна N 933/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23/1/1 следует, что его предметом являются только работы по текущему ремонту (профилактическая оборка выветрелых скальных откосов выемок), в указанный перечень работ не входили работы по изменению рельефа склона (откоса) с целью предотвращения обвалов, осыпей на железнодорожный путь.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих возможность и экономическую целесообразность изменения рельефа склона (откоса) на указанных прокурором участках железнодорожного пути, ответчиком суду также не представлено.
При установленных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций обоснованно возложили на ОАО "РЖД" обязанность по строительству инженерных сооружений по СП 116.13330.2012, которые должны выполняться в комплексе с почвоукрепительными лесонасаждениями, что не противоречит требованиям действующего законодательства, не выходит за рамки полномочий хозяйствующего субъекта - ответчика.
Неправильный вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии необходимости производства изыскательских работ при строительстве сооружений, не повлиял на правильное разрешение спора по существу.
Ответчик при наличии к тому оснований в случае затруднительности исполнения решения не лишен возможности в соответствии со статьей 203 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 ГПК РФ при разрешении настоящего спора судами не допущено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.