Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.
судей Старовойт Р.К, Наконечная Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина Андрея Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о возложении обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы, назначить страховую пенсию по старости досрочно, о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области
на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 19 февраля 2024 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмин А.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о возложении обязанности включить в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы в строительном кооперативе "Стальконструкция", крестьянском фермерском хозяйстве "Купка", назначить страховую пенсию по старости досрочно с 27 февраля 2022 года, возместить расходы, понесенные на оплату услуг представителя.
В обоснование заявленных требований указал, что дважды обращался в пенсионный орган с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости, но ввиду отсутствия требуемого стажа в назначении пенсии ему отказано.
Считал, что при подсчете стажа ответчиком необоснованно исключены периоды его работы с 16 апреля 1990 года по 27 декабря 1993 года "данные изъяты" с 15 июля 1996 года по 20 декабря 2001 года "данные изъяты".
Указал, что в трудовой книжке содержатся записи о его трудовой деятельности в вышеуказанных организациях. Нарушение работодателем инструкции по заполнению трудовых книжек не может служить основанием для лишения его права на включение в стаж периода работы в строительном кооперативе "данные изъяты"". Неточности, допущенные работодателем при внесении в трудовую книжку записей о приеме на работу и об увольнении, как и непредоставление им в пенсионный орган сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не должны нарушать его пенсионные права.
Полагал, что при включении спорных периодов работы в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера он имеет право на назначение досрочно с 27 февраля 2022 года страховой пенсии по старости.
Также указал, что в связи с рассмотрением настоящего дела им понесены расходы на оплату услуг представителя, размер которых составил 45 000 рублей.
Уточнив требования, просил суд возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области обязанность включить в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 16 апреля 1990 года по 27 декабря 1993 года "данные изъяты"", с 15 июля 1996 года по 20 декабря 2001 года "данные изъяты" и назначить ему с 27 февраля 2022 года страховую пенсию по старости; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 45 000 рублей.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 8 ноября 2023 года исковые требования Кузьмина А.М. удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области возложена обязанность включить Кузьмину А.М. в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера для назначения пенсии периоды работы с 17 апреля 1990 года по 27 декабря 1993 года в "данные изъяты", с 15 июля 1996 года по 20 декабря 2001 года в "данные изъяты"
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области возложена обязанность назначить Кузьмину А.М. страховую пенсию по старости с 27 февраля 2022 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кузьмину А.М. отказано.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области в пользу Кузьмина А.М. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 19 февраля 2024 года решение Магаданского городского суда Магаданской области от 8 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, считая их принятыми с нарушением норм материального права. Полагает, что судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о факте работы Кузьмина А.П. в "данные изъяты" только на основании записи в трудовой книжке, поскольку в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, предусмотрено, что периоды работы граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки граждан, работающих крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления (пункт 11 Правил). Аналогичный порядок подтверждения указанных периодов работы применялся в рамках Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 N 340-1 также до 01.01.2002. Считает, что судами необоснованно не принята во внимание информация клиентской службы в Ольском районе N 7900-06/237 от 17.02.2022 о том, что страхователь КФК "Купка" состоял на учете в ОПФР по Магаданской области в Ольском районе с 01.09.1992 N 059-006-000244, снят с учета 02.11.1998, истец согласно записи в трудовой книжке уволен 20.12.2001, уплата страховых взносов в бюджет ПФР не осуществлялась, форма дохода 5-КФХ не предоставлена, что свидетельствует об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности КФХ в указанный период.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене, с направлением гражданского дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о включении периодов работы Кузьмина А.М. в "данные изъяты" с 17 апреля 1990 года по 27 декабря 1993 года, в "данные изъяты" с 15 июля 1996 года по 20 декабря 2001 года в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении ему страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 4, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что факт работы истца в спорные периоды подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе записями в трудовой книжке, действительность которых ответчиком не оспорена, показаниями свидетелей и письменными документами, свидетельствующими о реальном осуществлении кооперативом "данные изъяты" и крестьянским фермерским хозяйством "данные изъяты" хозяйственной деятельности.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области обязанности включить Кузьмину А.М. в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды с 17 апреля 1990 года по 27 декабря 1993 года, с 15 июля 1996 года по 20 декабря 2001 года и назначить страховую пенсию по старости с 27 февраля 2022 года по основаниям предусмотренным п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, указала, что факт работы Кузьмина А.М. в строительном кооперативе "данные изъяты" в спорные периоды подтверждается достаточной совокупностью доказательств, которым судом дана надлежащая оценка.
Допущенные работодателем - СК "Стальконструкция" при оформлении трудовой книжки нарушения, выразившиеся в отсутствии номера и даты документа об увольнении истца и нечетком оттиске печати предприятия, возникли не по вине Кузьмина А.М. и по указанной причине не должны отрицательно сказываться на реализации им пенсионных прав.
Неуплата КФХ "данные изъяты" страховых взносов после регистрации Кузьмина А.М. в системе обязательного пенсионного страхования за период с 27 ноября 2000 года по 20 декабря 2001 года вопреки позиции ответчика не является достаточным основанием для лишения истца права на пенсионное обеспечение при наличии других доказательств, подтверждающих осуществление им трудовой деятельности в КФХ "данные изъяты"
Учитывая, что решение суда первой инстанции в части взыскания расходов на оплату услуг представителя и государственной пошлины ответчиком не обжаловалось в апелляционном порядке, его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлась предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции исходи из требований ч.2 ст. 379.6 ГПК РФ полагает возможным проверить законность судебных решений только в обжалуемой пенсионным органом части, а именно о включении в страховой стаж истца и в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с 15 июля 1996 года по 20 декабря 2001 года водителем в "данные изъяты"
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 10 февраля 2022 года Кузьмин А.М. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 24 февраля 2022 года N 33/4 Кузьмину А.М. в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера: истцом документально подтвержден страховой стаж - 10 лет 5 месяцев 26 дней, что менее требуемых 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера - 7 лет 5 месяцев 1 день, что менее требуемых 15 лет.
18 ноября 2022 года Кузьмин А.М. вновь обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
По результатам рассмотрения заявления решением пенсионного органа от 1 декабря 2022 года N 217/6 истцу в назначении страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера. Кузьминым А.М. документально подтвержден страховой стаж - 17 лет 3 месяцев 24 дней, что менее требуемых 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера - 10 лет 3 месяцев 22 дней, что менее требуемых 14 лет.
При рассмотрении заявлений Кузьмина А.М. пенсионный орган пришел к выводу о том, что истец при возрасте "данные изъяты" имеет право на досрочную страховую пенсию, но при наличии требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода с 15 июля 1996 по 20 декабря 2001, судебная коллегия исходила из имеющейся записи о работе в трудовой книжке Кузьмина А.М, указав, что сведения внесены в трудовую книжку последовательно, содержат все необходимые сведения, не имеют неточностей.
Также указала, что КФХ "Купка" зарегистрировано на основании постановления администрации Ольского района от 16 июля 1992 года N 232, постановлено на учет в пенсионном органе 1 сентября 1992 года.
КФХ "Купка" разработана и утверждена производственная программа, которая содержит указание о том, что данное хозяйство создано с целью возрождения традиционных народных промыслов, национального уклада жизни эвенов, видами его деятельности являются оленеводство, охота на копытных, медведя, вылов рыбы и морепродукции и реализация указанной продукции. В хозяйстве постоянно занято девять человек - оленеводов, к деятельности могут быть также привлечены жители села Тахтоямск.
Постановлением главы администрации Ольского района от 16 июля 1992 года N 232 КФХ "данные изъяты" предоставлен земельный участок, площадью 100 га, расположенный в бассейне реки Туманы, в пожизненное наследуемое владение для ведения оленеводства. Данным постановлением КФХ "Купка" освобождено от уплаты налога на землю в течение первых пяти лет с момента организации хозяйства.
На основании постановления главы администрации Ольского района от 23 июля 1992 года N 242 по представлению районной ассоциации малочисленных народов Севера КФХ "данные изъяты" присвоен статус национального предприятия.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ) установлено постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Согласно подпункту 22 пункта 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, подлежат подтверждению периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных ним местностях.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления (пункт 16).
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов (ч. 5).
Из материалов дела следует, что Кузьмин А.М, ДД.ММ.ГГГГ г.р, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 27 ноября 2000 года.
Отказывая в назначении досрочной пенсии по старости ОСФР по Магаданской области ссылался на отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кузьмина А.М. сведений о страховом стаже и заработке в "данные изъяты" отсутствии сведений об уплате страховых взносов.
Принимая решение об удовлетворении требований Кузьмина А.М, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно установив, имеющие значение для дела обстоятельства, верно применив к возникшим правоотношениям приведенные нормы, обоснованно указал, что согласно разъяснениям, приведенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием, а также по другим причинам, не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Таким образом, сама по себе неуплата работодателем страховых взносов не является безусловным основанием для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, обстоятельства, связанные с наличием производственной программы, освобождением от уплаты налога, предоставлением земельного участка в пожизненное наследуемое владение, опровергают доводы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о том, что в период с 1992 года по 2001 год, в том числе в спорный период, КФХ "Купка" хозяйственную деятельность не осуществляло. Пояснения истца, данные им в судебном заседании суда первой инстанции о том, что он работал "данные изъяты" получал заработную плату, в летний период времени возил работников на рыбалку, а зимой занимался ремонтом транспорта, в совокупности с имеющимися записями в трудовой книжке истца, не противоречат содержанию вышеуказанных документов и согласуются с ними.
Доводы ОСФР по Магаданской области о том, что согласно информации клиентской службы ОСФР по Магаданской области в Ольском районе N 7900-06/237 от 17.02.2022 страхователь КФХ "Купка" состояло на учете в ОПФР по Магаданской области в Ольском районе с ДД.ММ.ГГГГ рег. N, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ, также не влекут отмену правильных по существу судебных постановлений.
Из материалов дела следует, что 02.11.1998, 24.06.1999 Главой Ольского района принимались постановления N 195 и N 131 соответственно об изменении состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства "данные изъяты" в частности о смене главы крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом ответами Магаданского областного комитета государственной статистики от 03.11.1998 N 6/720 и от 30.06.1999 N 5/638 подтверждалось наличие в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) "данные изъяты"
Отклоняя справку от 13.06.2000 N17, выданную исполнительным директором Елисеевым Е.К, из содержания которой следует, что в период с 1992 года по июнь 2000 года хозяйственная деятельность "данные изъяты" не велась, в связи с отсутствием главы хозяйства Гаврилова Н.В, судебные инстанции верно указали, что данный документ составлен лицом, сведения о котором, как о руководителе (главе) или члене хозяйства, в материалах дела отсутствуют. При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что Гаврилов Н.В. был назначен в качестве главы КФХ "Купка" лишь в июне 1999 года, что следует из содержания постановления Главы Ольского района от 24.06.199 N 131.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что собранными по делу доказательствами не подтверждается занятость истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, между тем в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судебными инстанциями либо опровергали их выводы, кассационная жалоба не содержит. Таким образом, законных оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 19 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.