Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к Сивцевой А.И. о взыскании части суммы единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, по кассационной жалобе Сивцевой А.И. на решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обратилось в суд к Сивцевой А.И. с иском указав, что в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 19.10.2015 N718 "О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам" и на основании личного заявления 12.12.2020 кандидатура Сивцевой А.И. была признана соответствующей критериям для предоставления единовременной компенсационной выплаты. Ответчиком приложена копия трудового договора от 01.12.2020 с Алданской центральной районной больницы и приказ N578 ЛС-П от 01.12.2020 о приеме на работу с 01.12.2020 на должность врача- кардиолога. 21.12.2020 между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Сивцевой А.И. заключен договор,, по условиям которого Министерство перечислило ответчику единовременную выплату в размере 1 000 000 рублей, а ответчик обязался в течение 5 лет со дня заключения договора исполнять трудовые обязанности на указанной, должности в соответствии с трудовым договором, а в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока возвратить часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду, рассчитанной с даты прекращения трудового договора в течение 1 месяца с момента увольнения. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по возврату денежных средств работник обязан уплатить Министерству неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Приказом от 22.06.2022 ответчик была уволена с 30.06.2022 по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. 01.07.2022 Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) издан приказ о возврате единовременной компенсационной выплаты на сумму 694 961, 66 рублей. Ответчику указанный приказ был направлен, однако, по настоящее время задолженность ею не погашена.
Просит взыскать единовременную компенсационную выплату на сумму 694 961, 66 рублей.
Решением Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2024 года, исковые требования Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к Сивцевой A.И. о взыскании части суммы единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам удовлетворено.
Постановлено взыскать с Сивцевой А.И. в пользу Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) часть суммы единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в размере 694 961, 66 рублей, неустойку в размере 59 592, 97 рублей, всего взыскать 754 554, 63 рублей.
С Сивцевой А.И. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 10 745, 55 рублей.
В кассационной жалобе Сивцева А.И. просит отменить судебные постановления, поскольку считает их незаконными и необоснованными, принятыми с нарушениями норм права. Настаивает на том, что была введена в заблуждение работодателем о переводе ее временно в Томмотскую больницу на должность врача-кардиолога, поскольку фактически она работала врачом - терапевтом. Кроме того, формулировка в приказе о заключении трудового договора N от 01.11.2021 временно, до принятия физического лица, изначально являлась незаконной и дискриминационной для нее. Обращает внимание, что она вынуждена была уволиться, поскольку у нее возникла конфликтная ситуация с руководством Алданской ЦРБ.
В соответствии со статьей 379.5 ч. 5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Стороны в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 379.5 ч. 5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 01.12.2020 между ГБУ Pеспублики Саха (Якутия) "Алданская ЦРБ" и Сивцевой А.И. заключен трудовой договор N, по условиям которого истец была принята на работу в ГБУ Pеспублики Саха (Якутия) "Алданская ЦРБ" на должность врача-кардиолога. Предоставленная работнику работа является для него основной.
21.12.2020 между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Сивцевой А.И. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, принятому на работу в государственное учреждение здравоохранения Республики Саха (Якутия), расположенное в городе с населением до 50 000 человек - Республики Саха (Якутия), по условиям которого единовременная компенсационная выплата медицинскому работнику предоставляется в размере 1 000 000 рублей, ответчик Сивцева А.И. обязалась исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса РФ.
Согласно условиям договора медицинский работник обязан: осуществлять фактически трудовую деятельность не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Республики Саха (Якутия), при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст.ст. 106-107 Трудового кодекса РФ) (пункт 3.1.1); в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ), вернуть часть единовременной, компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, в Министерство, в течение 1 (одного) месяца с момента увольнения (пункт 3.1.2); обязанности Министерства: требовать возврата единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду, рассчитанной с даты прекращения трудового договора (пункт 3.3.2); медицинский работник несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в пунктах 3.1.2, 3.1.3 настоящего договора (пункт 4.1.); в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по возврату денежных средств медицинский работник, обязан уплатить Министерству неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки исполнения обязательства (пункт 4.2).
Ответчик с условиями договора была согласна, о чем свидетельствует ее подпись в договоре о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Свои, обязательства по предоставлению Сивцевой А.И. единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей Министерство выполнило своевременно и в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 23.12.2020 N. Данный факт ответчиком не оспаривается.
01.11.2021 между ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" и Сивцевой А.И. заключен трудовой договор N, согласно которому Сивцева А.И. была временно переведена врачом-кардиологом поликлиники г.Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия).
Согласно приказу N от 22.06.2022 трудовой договор с ответчиком Сивцевой А.И. расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника), Сивцева А.И. уволена с 30.06.2022.
01.07.2022 Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) издан приказ N о возврате единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с которым Сивцевой А.И. в течение 30 календарных дней с момента подписания приказа необходимо возвратить часть выплаты пропорционально необработанному периоду из расчета проработанного времени с 21.12.2020 по 30.06.2022 в сумме 694 961, 66 рублей.
В добровольном порядке требования Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) ответчиком не исполнены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание, что предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников, в числе прочего, отработать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительность рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, исходил из того, что ответчик, заключая договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, приняла на себя обязательство отработать в ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская ЦРБ" не менее 5 лет по основному месту на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников и данное обязательство Сивцевой А.И. исполнено не было, после увольнения в течение месяца часть единовременной компенсационной выплаты не возвращена, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Выводы судебных инстанций не противоречат установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В соответствии с ч.12.2 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч.12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федераций при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов,, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в ч.12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства и (или) компенсаций части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч.12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом; 3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федераций заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч.12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по
основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федераций или муниципальным учреждением здравоохранения; порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подп. "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.п. 1, 2 и 4 ч.1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5; 6 и 7 ч.1 ст. 83 Трудового кодекса РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подп. "в" настоящего пункта; 4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Правовое регулирование, установленное ч.12.1 и 12.2 ст.51 указанного Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N1868-О, 27.10.2015 N 2483-О).
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 19.10.2015 N718 "О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам" определен Порядок осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно Порядку единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам), а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско- акушерских пунктов, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных, обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и заключившим трудовой Договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст.350 Трудового кодекса РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, в размере: 2 миллионов рублей для врачей и 1 миллиона рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа; 1 миллиона рублей для врачей и 0, 5 миллиона рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек.
Прибывшими (переехавшими) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением, до 50 тысяч человек, расположенные на территории Республики Саха (Якутия), считаются медицинские работники (врачи, фельдшера), а также акушерки и медицинские сестры фельдшерских и фельдшерско- акушерских пунктов, впервые трудоустроенные в соответствующем сельском населенном пункте, либо рабочем посёлке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тысяч человек (пункт 1.2).
Предоставление единовременной компенсационной выплаты осуществляется Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в п. 1.1 настоящего порядка, однократно по одному из оснований, указанному в пп. 1.2 настоящего порядка, в соответствии с договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключаемым с медицинским работником в соответствии с настоящим порядком. Министерство вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты: при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов; при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек (пункт 1.3).
В случае прекращения трудового договора с медицинским работником, в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам до истечения пятилетнего срока. Министерство определяет размер подлежащей возврату медицинским работником части единовременной компенсационной выплаты (п. 3.4).
Доводы кассационной жалобы о вынужденном увольнении, в связи с конфликтными отношениями, возникшими с руководством ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская ЦРБ", судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку как следует из материалов дела и установлено судами, первоначальным трудовым договором N от 01.12.2020 Сивцева А.И. была принята на должность врача кардиолога Алданской городской поликлиники Алданской центральной районной больницы. После заключения между ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская ЦРБ" и Сивцевой А.И. трудового договора от 01.12.2020 и договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от 21.12.2020, заключенного между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Сивцевой А.И, Сивцева А.И. на основании приказа о переводе работника на другую работу N от 01.11.2021, была переведена с прежней должности врача-кардиолога ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская ЦРБ", Алданской городской поликлиники на ту же должность в поликлинику г.Томмот временно до принятия физического лица. С приказом Сивцева А.И. была ознакомлена, своего несогласия не выразила. При этом с ней был заключен трудовой договор N от 01.11.2021 о приеме на работу в ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница", поликлиника - на прежних условиях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Сивцевой А.И. была предоставлена оспариваемая сумма компенсационной выплаты с условием ее работы в ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" в поликлинике, в связи с чем, изменение поликлиники с г.Алдан на поликлинику в г.Томмот не свидетельствует об изменении условий договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от 21.12.2020.
Иные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела и ошибочном толковании норм права, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебных постановления.
При таких обстоятельствах, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, доводы кассационной жалобы оснований для отмены или изменения судебных актов по делу не содержат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сивцевой А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.