Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куликовой И.И, судей Левицкой Ж.В, Храмцовой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) к АО "Теплоэнергосервис", Министерству имущества и земельных отношений Республики Саха (Якутия), ГУП "ЖКХ Республика Саха (Якутия)", Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности провести реконструкции станций биологической очистки, по кассационной жалобе АО "Теплоэнергосервис", на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2024 г, Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П, возражения прокурора Плетневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Алданского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с иском к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" (далее АО "Теплоэнергосервис"), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) (далее ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)"), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) о возложении обязанность провести реконструкцию станции биологической очистки микрорайона Алексеевск и станции биологической очистки микрорайона Синегорье, находящихся на территории городского поселения "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия), в соответствии с техническими нормами до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод без превышения нормативов качества воды используемых водных объектов в срок до 01 мая 2025 года.
В обоснование иска указано на то, что прокуратурой Алданского района Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) проведена проверка исполнения АО "Теплоэнергосервис" природоохранного законодательства при эксплуатации станций биологической очистки микрорайона Алексеевск и микрорайона Синегорье, находящихся на территории городского поселения "Город Томмот" Республики Саха (Якутия). Указанные объекты эксплуатируются с нарушением природного законодательства, с несанкционированным сбросом канализационных вод в окружающую среду при отсутствии оборудования очистки.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2023 г. исковое заявление прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности провести реконструкции станций биологической очистки удовлетворено.
На АО "Теплоэнергосервис" возложена обязанность провести реконструкцию станции биологической очистки микрорайона Алексеевск и станции биологической очистки микрорайона Синегорье, находящихся на территории городского поселения "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия) в соответствии с техническими нормами до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод без превышения нормативов качества воды используемых водных объектов в срок до 01 мая 2025 года. В удовлетворении исковых требований прокурора к остальным ответчикам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2024 г. решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, уточнив резолютивную часть решения суда, изложив абзац второй резолютивной части в следующей редакции. "Возложить на акционерное общество "Теплоэнергосервис" обязанность в срок до 01 мая 2025 года провести комплекс мероприятий, обеспечивающих очистку сбрасываемых в водные объекты сточных вод из микрорайонов Алексеевск и Синегорье, находящихся на территории городского поселения "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия), до состояния, не превышающего нормативов качества воды используемых водных объектов".
В кассационной жалобе АО "Теплоэнергосервис" просит указанные судебные акты отменить как незаконные и необоснованные.
От заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) поступили возражения на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты без изменения. В суде кассационной инстанции прокурор Плетнева С.Н. поддержала преставленные возражения.
Министерство имущества и земельных отношений Республики Саха (Якутия) представили возражения на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Ходатайство ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)" о проведении судебного разбирательства по средства видеоконференцсвязи отклонено в связи с отсутствие организационной возможности обеспечения видеоконференцсвязи на дату судебного разбирательства, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы и не является основанием для отложения слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения прокурора Плетневой С.Н, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора к АО "Теплоэнергосервис", суд первой инстанции, исходил из того, что по результатам проведенной проверки указанных прокурором станций биологической очистки установлено, что ответчиком не осуществляется очистка канализационных вод в связи с отсутствием оборудования по очистке. Все поступившие на объекты канализационные воды являются отходами IV и V классов опасности, которые размещаются на территории муниципального образования "город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия) и представляют собой несанкционированные места размещения отходов, наносят ущерб почвам и окружающей среде. Ввиду отсутствия должного содержания станций биологической очистки имеется негативное воздействие на окружающую среду и экологическую безопасность города Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия), что может привести к чрезвычайной экологической ситуации. Учитывая факт того, что по условиям концессионного соглашения от 01 мая 2012 года на АО "Теплоэнергосервис" возложена обязанность за свой счет ремонтировать, создавать, реконструировать и эксплуатировать имущество, модернизировать замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, проводить мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества, нести расходы на содержание объектов соглашения, имеются основания для возложения обязанности на АО "Теплоэнергосервис" провести реконструкцию станции биологической очистки микрорайона Алексеевск и станции биологической очистки микрорайона Синегорье, находящихся на территории городского поселения "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия), в соответствии с техническими нормами до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод без превышения нормативов качества воды используемых водных объектов в срок до 01 мая 2025 года, как на сторону, взявшую на себя такие обязанности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, уточнив резолютивную часть решения в части специальной терминалогии, вместо "провести реконструкцию" указал "провести комплекс мероприятий", при этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что выбор конкретного способа достижения конечного результата должен быть осуществлен самим ответчиком.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данными выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Правоотношения в сфере водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов (статья 3 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Руководствуясь указанными выше нормами права, установив, что ответчик сбрасывает неочищенные и необезвреженные сточные воды в зону реки Алдан, при этом выявленные нарушения не устраняет, действиями Общества по загрязнению водного объекта нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований. Возлагая ответственность на АО "Теплоэнергосервис", суды правильно исходили из того, что Общество, являясь водопользователем и фактически эксплуатируя опасный объект, обязано обеспечить соблюдение установленных нормативов применительно к составу сточных водных.
Доводы кассационной жалобы о том, что объем ответственности АО "Теплоэнергосервис" ограничивается п. 12 Концессионного соглашения, был предметом исследования судами обеих инстанций и обоснованно отклонен, как основанный на ошибочном толковании норм права. Выводы судов подробно аргументированы в судебных актах и не нуждаются в дополнительном разъяснении.
Доводы о том, что суд апелляционной инстанции, уточнив резолютивную часть решения, фактически изменил исковые требования, основаны на субъективном толковании норм права.
Иск рассмотрен судами по заявленным требованиям, объем и порядок удовлетворения требований определяется судом. Изменение специального термина "реконструкция" на "комплекс мероприятий", не влечет изменения предмета спора, а уточняет лишь на порядок исполнения возложенных на ответчика обязанностей.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты нижестоящими судебными инстанциями, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с выводами судов и установленными по делу обстоятельствами, неправильное толкование подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм права, и иная точка зрения, как должен быть разрешен спор, не свидетельствуют о незаконности судебных актов.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2023 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.