Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2/2024 по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Чуркина А.Б, Казанцева А.К, Белова В.Н, Баранене А.Ю, Гучинской Л.И, Жук Т.Н, общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Амур-Алко" к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на решение Амурского областного суда от 02 февраля 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, пояснения представителя Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Яновой О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее также - Управление) от 02 ноября 2018 года N 101-пр/у "Об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению c твердыми коммунальными отходами на 2019 год", в редакции приказов от 01 марта 2019 года N 27- пр/у "О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов области от 02 ноября 2018 года N 101-пр/у" и от 27 сентября 2019 года N 102-пр/у "О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов области от 02 ноября 2018 года N 101-пр/у" (далее - Приказ N 101-пр/у в редакциях), установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год согласно приложениям NN 1 - 4 к настоящему приказу.
Приложением N 3 к Приказу N 101-пр/у в редакциях установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" (кластер 4: город "адрес") с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года: 1) прочие потребители - 439, 69 руб./куб. м, население - 527, 63 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 1758, 76 руб./т; население - 2110, 52 руб./т.
Приложением N 4 к Приказу N 101-пр/у в редакциях установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Спецавтохозяйство" (кластер 5: "адрес") с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года: 1) прочие потребители - 570, 18 руб./куб. м, население - 570, 18 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 2280, 70 руб./т; население - 2280, 70 руб./т.
Объем твердых коммунальных отходов, образующихся на территориях обслуживаемых региональными операторам по четвертому кластеру (ООО "Полигон") и пятому кластеру (ООО "Спецавтохозяйство") определен Управлением в соответствии с данными Территориальной схемы, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01 ноября 2017 года N 260-ОД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов" (далее - Территориальная схема N 260-ОД) в объеме 1 019, 92 тыс.м3 - для ООО "Полигон", 313, 768 тыс.м3 - для ООО "Спецавтохозяйство".
Приказом Управления от 18 декабря 2019 года N 167-пр/у "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению c твердыми коммунальными отходами на 2020-2023 годов", в редакции приказов от 18 декабря 2020 года N 163-пр/y "O внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов области от 18 декабря 2019 года 167-пр/y" и от 17 декабря 2021 года N 154-пр/y "O внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов области от 18 декабря 2019 года N 167-пр/y" (далее - Приказ N 167-пр/у в редакциях) установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2023 годы согласно приложениям N N 1 - 5 к настоящему приказу.
Приложением N 4 к Приказу N 167-пр/у в редакциях установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" (кластер 4: "адрес" район): с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года: 1) прочие потребители - 428, 42 руб./куб. м, население - 428, 42 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 1713, 68 руб./т; население - 1713, 68 руб./т.; с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года: 1) прочие потребители - 415, 21 руб./куб. м, население - 415, 21 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 1660, 84 руб./т; население - 1660, 84 руб./т.; с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года: 1) прочие потребители - 415, 21 руб./куб. м, население - 415, 21 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 1660, 84 руб./т; население - 1660, 84 руб./т.
Приложением N 5 к Приказу N 167-пр/у в редакциях установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Спецавтохозяйство" (кластер 5: "адрес"): с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года: 1) прочие потребители - 553, 47 руб./куб. м, население - 553, 47 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 2213, 88 руб./т; население - 2213, 88 руб./т.; с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года: 1) прочие потребители - 526, 70 руб./куб. м, население - 526, 70 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 2106, 80 руб./т; население - 2106, 80 руб./т.; с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года: 1) прочие потребители - 526, 70 руб./куб. м, население - 526, 70 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 2106, 80 руб./т; население - 2106, 80 руб./т.; с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года: 1) прочие потребители - 538, 41 руб./куб. м, население - 538, 41 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 2153, 64 руб./т; население - 2153, 64 руб./т.
Объем твердых коммунальных отходов, образующихся на территориях обслуживаемых региональными операторам по четвертому кластеру (ООО "Полигон") и пятому кластеру (ООО "Спецавтохозяйство") определен Управлением в соответствии с данными Территориальной схемы, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 года N 630-ОД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2019 - 2030 годов" (далее - Территориальная схема N 630-ОД) в объеме 832, 77 тыс.м3 - для ООО "Полигон", 376, 58 тыс.м3 - для ООО "Спецавтохозяйство".
Индивидуальные предприниматели Чуркин А.Б, Казанцев А.К, Белов В.Н, Баранене А.Ю, Гучинская Л.И, Жук Т.Н, общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Амур-Алко" обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: Приказа N 101-пр/y в редакциях в части определения тарифов на услуги региональных операторов по обращению c твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области по четвертому кластеру для потребителей ООО "Полигон", по пятому кластеру для потребителей ООО "Спецавтохозяйство"; Приказа N 167-пр/y в редакциях в части определения тарифов на услуги региональных операторов по обращению c твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области по четвертому кластеру для потребителей ООО "Полигон", по пятому кластеру для потребителей ООО "Спецавтохозяйство".
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты в части определения тарифов на услуги региональных операторов по обращению c твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области по четвертому кластеру для потребителей ООО "Полигон", который является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, по пятому кластеру для потребителей ООО "Спецавтохозяйство", также являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, объемы образования твердых коммунальных отходов определены неверно, чем нарушаются права административных истцов на получение услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по экономически обоснованному тарифу.
Решением Амурского областного суда от 02 февраля 2024 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Управления Янова О.В. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что факт недостоверности сведений об объемах образования твердых коммунальных отходов установлен решением Амурского областного суда от 05 июля 2023 года, где оспоренные положения Территориальных схем N 260-ОД и N 630-ОД не подлежат применению с 21 сентября 2023 года. Принятие оспариваемых в рамках настоящего административного дела нормативных правовых актов имело место до 21 сентября 2023 года, в связи с чем у административного ответчика не имелось оснований для неприменения сведений об объемах твердых коммунальных отходов, содержащихся в Территориальных схемах N 260-ОД и N 630-ОД, при установлении и корректировке тарифов на 2019, 2020, 2021, 2022 года.
На апелляционную жалобу представителем административных истцов Антоновой Н.Н. и участвующим в деле прокурором Мирошниченко П.В. представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемой Территориальной схемы) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, также закреплены в абзаце 19 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ.
В силу пункта 1.1. Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года N 491, Управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленной форме, с соблюдением порядка их принятия и опубликования.
С учетом положений пунктов 2, 4 статьи 24.7, пунктов 1, 2, 4 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом также правомерно указано на право административных истцов оспорить вышеуказанный нормативный правовой акт, поскольку они являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 89-ФЗ постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).
Пунктом 18 Основ ценообразования также предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные правила расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования приведены в пункте 14 Методических указаний (абзац 1).
Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, содержится в статье 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, а также в утверждаемых Правительством Российской Федерации требованиях к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами.
Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 16 марта 2016 года N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", действовавшим до 02 октября 2018 года, (далее - Постановление N 197) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", действовавшим после 02 октября 2018 года (далее - Постановление N 1130).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Территориальная схема N 260-ОД не отражает в полной мере ситуацию с объемом образуемых отходов на территории области, так как количество отчитавшихся в 2015 году составляет всего 312 организаций, тогда как по данным Амурстата число организаций, учтённых в спорный период в регистре Амурской области, составляет 16 715.
Также по данным Территориальной схемы N 260-ОД объём образующихся отходов (по данным 2-ТП (отходы) за 2015 год) по четвертому кластеру составил 376118, 741 тонн, по пятому кластеру - 20317, 375 тонн, однако, согласно таблице N 8 среднее значение объема ТКО за 2014 - 2015 года по четвертому кластеру составило 254978, 93 тонн, по пятому кластеру - 78442, 34 тонны.
Таким образом, указанные в Территориальной схеме N 260-ОД сведения в части образования количества твердых коммунальных отходов образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые приняты административным ответчиком в качестве исходных данных, являются недостоверными, а объем твердых коммунальных отходов не основан на отчетности 2 ТП (отходы).
Кроме того, в разделе N 2 Территориальной схемы N 260-ОД под источниками образования коммунальных отходов в нарушение пункта 5 Постановления N 197 приняты территории (части территорий) муниципальных образований, при этом в территориальной схеме не выполнены требования о раскрытии сведений по количеству образованных отходов каждым источником образования отходов.
В Приложении N 7 Территориальной схемы N 260-ОД схема потоков не содержит сведений о расстоянии от источников образования отходов до используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения объектов, в связи с чем сведения, указанные в данном разделе, являются недостоверными, однако при расчете валовой выручки регионального оператора ООО "Полигон" данные сведения применены при расчете тарифа на оказание услуг регионального оператора.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции Территориальная схема N 260-ОД не соответствует требованиям к составу и структуре территориальной схемы в области обращения с отходами, установленным Постановлением N 197.
Не соответствует требованиям к составу и структуре территориальной схемы в области обращения с отходами и Территориальная схема N 630-ОД.
Согласно пункту 2 Постановления N 1130 источником образования отходов признается объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 1130 раздел "Нахождение источников образования отходов" должен содержать: а) наименования источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
В нарушение пунктов 2, 6 Постановления N 1130 в Территориальной схеме N 630-ОД указано, что источниками образования коммунальных отходов являются территории (части территорий) муниципальных образований.
Раздел N3 Территориальной схемы N 630-ОД не отражает в полной мере объем образуемых отходов на территории области, количество отчитавшихся по сведениям об образовании, использовании, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов производства и потребления в 2018 года составляет 415 организаций, тогда как по данным Амурстата число организаций, учтенных в регистре Амурской области составляет 15 428.
В Приложениях N 6 и N 7 Территориальной схемы N 630-ОД схема потоков не содержит сведений о расстоянии источников образования отходов до используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения объектов.
Несоответствие Территориальных схем N 260-ОД и N 630-ОД требованиям к составу и структуре территориальной схемы в области обращения с отходами подтверждаются вступившим в законную силу решением Амурского областного суда от 05 июля 2023 года по делу N 3а-49/2023, которым таблица N 8, приложение N7 Территориальной схемы N 260-ОД в части определения объемов образования твердых коммунальных отходов в отношении кластера четыре и кластера пять и таблица N 6, приложение N 6 Территориальной схемы N 68-ОД в части определения объемов образования твердых коммунальных отходов в отношении кластера четыре и кластера пять признаны недействующими.
Решение Амурского областного суда от 05 июля 2023 года по делу N 3а-49/2023 в силу положений статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразовании тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 18 названных Основ ценообразовании тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Поскольку при расчете тарифа на оказание услуг регионального оператора применяются данные об объеме твердых коммунальных отходах, которые были определены в соответствии с данными Территориальных схем N 260-ОД и N 630-ОД, признанными недействующими, то суд обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемых по настоящему делу Приказа N 101-пр/у в редакциях и Приказа N 167-при/у законодательству, имеющему большую юридическую силу, признав их недействующими в части определения тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области по четвертому кластеру для потребителей ООО "Полигон" и по пятому кластеру для потребителей ООО "Спецавтохозяйство".
Вопреки доводам апелляционной жалобы момент признания Территориальных схем N 260-ОД и N 630-ОД недействующими не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку юридически значимым обстоятельством в рамках рассматриваемого спора является наличие или отсутствие достоверных данных в Территориальных схемах N 260-ОД и N 630-ОД, используемых при установлении и корректировке тарифа, территориальные схемы должны отвечать предусмотренным законом требованиям.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика по существу спора в указанной части, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Поскольку обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, основания для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 02 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Амурский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи С.Н. Войтко
А.В. Бутырин
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.