Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу начальника отдела административных расследований ГКУ "Организатор перевозок" Суркова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 6 июля 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 23 мая 2023 года, вынесенные в отношении Халитова ФИО5, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
постановлениями заместителя начальника отдела административных расследований ГКУ "Организатор перевозок" Суркова А.В. от 11 апреля 2022 года N и N, Халитов А.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 5 статьи 8.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - Кодекс города Москвы об административных правонарушениях), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей по каждому совершенному правонарушению.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 6 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 23 мая 2023 года, дела об указанных административных правонарушениях в отношении Халитова А.А. объединены в одно производство, постановления должностного лица от 11 апреля 2022 года изменены, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Начальник отдела административных расследований ГКУ "Организатор перевозок" Сурков А.В. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Халитов А.А. извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении жалобы на указанные судебные решения, в установленный срок возражения на них не представил.
Изучение материалов дела и доводов заявителя жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 8.13 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях нанесение надписей, изображений, размещение информационных и рекламных материалов на объекты инфраструктуры городского транспорта общего пользования, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и (или) наносимых (размещаемых) в рамках исполнения государственного контракта или иного договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, государственным унитарным предприятием города Москвы или государственным учреждением города Москвы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 3 марта 2022 года в 09 часов 12 минут по адресу: "адрес", на остановочном пункте наземного городского транспорта общего пользования "Метро Щелковская", инвентарный N, и 3 марта 2022 года в 09 часов 15 минут по адресу: "адрес", на остановочном пункте наземного городского транспорта общего пользования "Метро Щелковская", инвентарный N, должностными лицами административного органа выявлено, что Халитов А.А. осуществлял несанкционированное размещение информационных и рекламных материалов, а именно: объявлений, на объекте инфраструктуры городского транспорта общего пользования - остановочном пункте наземного городского транспорта общего пользования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Халитова А.А. к административной ответственности по части 5 статьи 8.13 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Между тем, при рассмотрении жалоб на указанные постановления судья Преображенского районного суда г. Москвы с учетом положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что вменяемые Халитову А.А. административные правонарушения были выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, пришел к выводу о необходимости применения положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем изменил вынесенные по делу постановления, объединив дела об административных правонарушениях в одно производство с назначением одного наказания, предусмотренного санкцией части 5 статьи 8.13 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Решением судьи Московского городского суда от 23 мая 2023 года решение судьи нижестоящей инстанции оставлено без изменения.
Так, по общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 Кодекса).
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 Кодекса).
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, 5 и 6 статьи 4.4 Кодекса в отсутствие совокупности всех упомянутых в них обстоятельств возможность назначения одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса, не допускается.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Халитова А.А. к административной ответственности по части 5 статьи 8.13 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, были выявлены должностными лицами ГКУ "Организатор перевозок". Вместе с тем вопросы о том, какой вид государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, пределы полномочий должностных лиц административного органа по осуществлению такого вида контроля выяснены не были.
Таким образом, разрешая вопрос о возможности применения в отношении Халитова А.А. положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предыдущие судебные инстанции не учли обстоятельства дела и вышеприведенные нормы.
В рассматриваемом случае вся совокупность условий, позволяющих применить указанную норму процессуального закона, надлежащей проверки и оценки судебных инстанций не получила, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Указанным случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела судьей Преображенского районного суда г.Москвы нарушение предусмотренных статьей 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, оставленное без внимания судьей Московского городского суда, является существенным, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Преображенский районный суд г.Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 6 июля 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 23 мая 2023 года, вынесенные в отношении Халитова ФИО6, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", отменить.
Дела об административных правонарушениях направить на новое рассмотрение в Преображенский районный суд города Москвы.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.