Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу защитника Собирова М.Б. на вступившее в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 16 августа 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ходжазода ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 16 августа 2023 года Ходжазода М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Защитник Собиров М.Б. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 данной статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов усматривается, что основанием для привлечения иностранного гражданина к ответственности послужили выводы о том, что 15 августа 2023 года в 19 часов 00 минут, по адресу: "адрес"", был выявлен гражданин Республики Таджикистан Ходжазода М.М, прибывший в Российскую Федерацию 24 апреля 2023 года, который по истечении установленного срока пребывания (22 июля 2023 года) уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования Федерального закона N 115-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемом судебном акте, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Таким образом, Ходжазода М.М. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ему назначено минимальное основное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из представленных материалов, судебной инстанцией требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, и другие обстоятельства дела.
Заявитель жалобы указывает, что применение к Ходжазода М.М. такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его право на уважение семейной жизни, так как у Ходжазода М.М. имеется жена - гражданка Российской Федерации и трое малолетних детей.
В подтверждение данного довода защитник прилагает к жалобе копии паспорта гражданки Российской Федерации ФИО9, свидетельства о заключении брака между Ходжазода М.М. и ФИО5, свидетельств о рождении их детей: ФИО1, 2014 г.р, ФИО6, 2016 г.р, ФИО7, 2020 г.р, свидетельства о регистрации ФИО6 по месту пребывания в Калужской области с отметкой о приобретении им гражданства Российской Федерации.
Указанные документы не являются основанием для изменения постановления, поскольку из них следует, что брак между Ходжазода М.М. и ФИО5 был заключен в 2013 году в Республике Таджикистан, гражданами которой оба они являлись. Там же родились их дети. Паспорт гражданина Российской Федерации ФИО10 получила лишь 17 января 2024 года. Из копии свидетельства о регистрации ФИО6 по месту пребывания следует, что 15 января 2024 года в нем была проставлена отметка о приобретении указанным лицом гражданства Российской Федерации 5 октября 2023 года.
Перечисленные документы не опровергают, изложенных в постановлении о назначении административного наказания, сведений о том, что в момент совершения административного правонарушения жена и дети Ходжазода М.М. являлись гражданами Республики Таджикистан. В связи с этим у судьи Чертановского районного суда г. Москвы оснований для неприменения в отношении Ходжазода М.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имелось. Назначение такого наказания не являлось чрезмерным вмешательством в частную жизнь иностранного гражданина.
Назначение Ходжазода М.М. дополнительного наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Получение ФИО5 в 2024 году паспорта гражданина Российской Федерации не препятствует совместному проживанию Ходжазода М.М. с его супругой и детьми за пределами Российской Федерации.
Постановление о привлечении Ходжазода М.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения Ходжазода М.М. к административной ответственности соблюден, наказание назначено в пределах санкции статьи, оснований для освобождения Ходжазода М.М. от назначенного наказания не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 16 августа 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ходжазода ФИО11 оставить без изменения, жалобу защитника Собирова М.Б. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.