Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по доверенности Пестуновой Э.М. на вступившее в законную силу постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.20 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.20 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 февраля 2022 года, постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года оставлено без изменения.
Защитник Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по доверенности Пестунова Э.М. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 февраля 2022 года за необоснованностью, а производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.20 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях нарушение правил содержания и эксплуатации автомобильных дорог (объектов улично-дорожной сети) и технических средств их обустройства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч.
Постановлением Правительства Москвы утверждены Требования к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства и улично-дорожной сети адрес, разработанные во исполнение требований Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 18 "О благоустройстве в городе Москве", предназначены для обеспечения беспрепятственного и безопасного движения автотранспорта и пешеходов в городе Москве, для поддержания надлежащего санитарно-технического и транспортно-эксплуатационного состояния объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети и элементов их обустройства, продления межремонтных сроков службы дорожных покрытий и распространяются на объекты дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы (магистрали, улицы, проезды, площади), а также на дорожные покрытия инженерных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей), на что указано в пункте 1.1 данных Требований.
Пунктом 4.3.1 тех же Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства и улично-дорожной сети города Москвы определено, что на дорожном покрытии проезжей части и тротуаров должно быть отсутствие открытых выбоин (ям), в том числе на сопряжениях с трамвайными путями, деформационными швами мостовых сооружений, люками смотровых колодцев подземных коммуникаций и дождеприемниками ливнесточных колодцев, размеры которых превышают по глубине 3 см, по длине и по ширине - 10 см; отсутствие дефектов аварийного характера; отсутствие проломов и деформаций (мелких до 1 кв. м) глубиной более 30 мм, зон с образованием сетки трещин с подвижными ячейками, выкрашиваний на площади более 1 кв. м, не устраненных в суточный срок или не зарегистрированных в журнале; отсутствие дефектов аварийного характера, не устраненных в течение 24 часов с момента обнаружения или получения предписания от заказчика/учредителя; отсутствие сорной растительности; отсутствие в период с 1 сентября по 1 октября открытых трещин шириной более 5 мм (ширина трещины принимается по максимальному зазору между кромками дорожного покрытия на всей ее протяженности).
В соответствии с Порядком осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 06 июля 2016 года N 387-ПП "О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве", ОАТИ осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) текущего состояния объектов (элементов объектов) благоустройства в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки. При проведении мониторинга не требуется взаимодействия должностных лиц Объединения с собственниками, иными правообладателями объектов (элементов объектов) благоустройства, лицами, ответственными за содержание объектов (элементами объектов) благоустройства, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченных должностных лиц Объединения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 23 сентября 2021 года в 9 часов 17 минут, по адресу: "адрес", в ходе систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве выявлено неудовлетворительное состояние асфальтобетонного и плиточного покрытия проезда и тротуара, а именно: наличие ям и выбоин глубиной более 5 см и общей площадью более 5 кв.м. Работы по ремонту не организованы. Ответственная организация Военная академия Минобороны РФ, которая нарушила п. 4.3.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.20 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Судья Хорошевского районного суда города Москвы согласился с постановлением должностного лица и оставил его без изменения.Между тем имеются основания для отмены решения судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 февраля 2022 года.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно материалам дела на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года представителем Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по доверенности Пестуновой Э.М. в Хорошевский районный суд города Москвы подана жалоба в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 названного Кодекса жалоба подлежала рассмотрению по месту вынесения должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении.
Из материалов истребованного дела следует, что данное постановление вынесено заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы по адресу: 121467, "адрес", который относится к юрисдикции Кунцевского районного суда города Москвы.
Указанные выводы соответствуют правовому подходу, сформулированному в пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года, и находят отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.
Разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку они касаются порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Таким образом, жалоба представителем Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по доверенности Пестуновой Э.М. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года рассмотрена судьей Хорошевского районного суда города Москвы с нарушением правил территориальной подсудности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное судьей Хорошевского районного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 февраля 2022 года, вынесенное в отношении Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.20 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", не может быть признано законным и подлежит отмене.
Дело об административном правонарушении подлежит направлению на рассмотрение судье Кунцевского районного суда города Москвы на стадию принятия к производству жалобы представителем Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по доверенности Пестуновой Э.М. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы N 21-51-У01-03090/01 от 18 октября 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 февраля 2022 года, вынесенное в отношении Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.20 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", отменить.
Дело направить на рассмотрение в Кунцевский районный суд города Москвы.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что решение о привлечении к административной ответственности за нарушение правил содержания дорожного покрытия было принято с нарушением территориальной подсудности, что является существенным процессуальным нарушением. В связи с этим, решение нижестоящего суда отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в соответствующий суд.