Судебная коллегия по административным деламВторого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Иванова Д.А. и Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы (далее также - департамент) на решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 октября 2023 года по административному делу по административному иску Шамардиной Олеси Алексеевны в интересах несовершеннолетнего ФИО1 об оспаривании бездействия департамента, выразившегося в непредоставлении несовершеннолетнему места в дошкольном образовательном учреждении (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-356/2023).
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А, представителя департамента, а также Правительства Москвы, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ФИО2 А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
30 января 2023 года Шамардина О.А. подала в Мещанский районный суд города Москвы административное исковое заявление к департаменту, просила признать незаконным бездействие, выразившееся в неразрешении вопроса о предоставлении её ребёнку, ФИО1, места в дошкольном учреждении, находившемся в доступной близости от места проживания (далее - оспариваемое бездействие), обязать департамент создать и предоставить её сыну место в группе полного дня Государственного бюджетного образовательного учреждения "Школа N 1286" (л.д. 2-11).
15 марта 2023 года районный суд вынес решение о частичном удовлетворении административного иска: признал оспариваемое бездействие незаконным, возложил на департамент обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетнего (л.д. 50-57).
Стороны подали апелляционные жалобы. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 октября 2023 года решение суда оставлено без изменения (л.д. 90-95).
В кассационной жалобе, поданной 4 апреля 2024 года, департамент просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении административного иска.
В суде кассационной инстанции представитель департамента и Правительства Москвы Коновалов А.М. поддержал кассационную жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, о заседании суда кассационной инстанции извещались надлежащим образом, в суд не явились, представителей не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя ответчика и заинтересованного лица, судебная коллегия полагает, что в данном случае такие основания отсутствуют.
Суды установили, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, проживал в городе Москве и имел право на получение дошкольного образования в бюджетной общеобразовательной организации. Шамардина О.А. подала в департамент заявление, в котором просила обеспечить ФИО1, местом в дошкольной группе такой организации. 28 декабря 2022 года Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской психолого-педагогический центр" по поручению департамента дал Шамардиной О.А. письменный ответ о том, что её заявление зарегистрировано в соответствующей системе и подлежит рассмотрению в порядке очерёдности. На момент подготовки ответа дошкольные группы в выбранном истцом образовательном учреждении укомплектованы полностью (л.д. 18).
Удовлетворяя административный иск и отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, суды согласились с доводами истца о том, что оспариваемое бездействие противоречило закону и нарушало право несовершеннолетнего на образование.
В кассационной жалобе указано, что отказ в зачислении несовершеннолетнего в дошкольное образовательное учреждение обусловлен отсутствием свободных мест и не может расцениваться как нарушение права на образование, поскольку имел объективные причины, а соответствующее право реализуется в установленном законом порядке, предполагающем, в том числе, очерёдность его предоставления.
Проверив доводы административного ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона об образовании).
Закон об образовании закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приёма в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 1 и 3 ст. 67).
Законом города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" организация предоставления дошкольного образования детей в образовательных организациях города Москвы возложена на органы исполнительной власти города Москвы в области образования (п. 3 ч. 1 ст. 10).
Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного образования (п. 1 Положения о департаменте, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, направленным письмом Минобрнауки России от 8 августа 2013 года N 08-1063, в случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребёнка из списка поставленных на учёт с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21).
Исходя из обстоятельств административного дела и приведённых правовых норм судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что на департаменте лежала обязанность принять меры, направленные на обеспечение права ФИО1 на бесплатное образование. Доказательств принятия таких мер административный ответчик не представил. Постановка в очередь на зачисление в детские общеобразовательные организации к ним не относится, поскольку сама по себе не позволяет реализовать право на получение образования.
При изложенных обстоятельствах приведённые в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии причин для отмены постановленных по делу судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. 328-330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.