Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Иванова Д.А, Войты И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Сандовского муниципального округа Тверской области по доверенности Чмелевой Анастасии Петровны (поступившую в суд первой инстанции 8 апреля 2024 года, в суд кассационной инстанции с делом - 15 апреля 2024 года) на решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 28 августа 2023 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 декабря 2023 года, вынесенные
по административному делу N 2а-4-22/2023 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к администрации Сандовского муниципального округа Тверской области, Московско-Окскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, ФГБВУ "Центррегионводхоз", ГКУ "Дирекция ТДФ" Тверской области, Министерству транспорта Тверской области, ООО "Сандовское ДРСУ" о возложении обязанности
по уборке отходов производства и потребления, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обратилось в суд с административным иском к администрации
Сандовского муниципального округа Тверской области, Московско-Окскому
бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, ФГБВУ "Центррегионводхоз", ГКУ "Дирекция ТДФ" Тверской области, Министерству транспорта Тверской области, ООО "Сандовское ДРСУ", в котором, с учетом уточнения, просило обязать административных ответчиков в срок 1 (один) месяц со дня вступления решения суда
в законную силу:
убрать из акватории реки Реня, а также в береговой полосе в районе моста, расположенного за д. Вокшино Сандовского муниципального
округа, Тверской области, по координатам 58.439456, 36.742620, отходы производства и потребления в виде конструкции бетонного укрепления конусов моста, а также конструкции бетонного упора для укрепления конусов, входящие в группу отходов в виде отходов строительства зданий, сооружений (код ФККО 82000000000);
убрать из акватории реки Реня, а также с почвы, накапливаемые непосредственно под мостом, расположенным за д. Вокшино Сандовского муниципального округа Тверской области, по координатам 58.439387 36.742590, отходы производства и потребления в виде бетонных конструкций, входящие в группу отходов в виде отходов строительства зданий, сооружений (код ФККО 82000000000).
В обоснование заявленных требований указано, что администрация Сандовского муниципального округа Тверской области обязана организовать проведение заявленных работ в рамках осуществления функций
по содержанию автодороги "Вокшино-Залужье-Дмитровка", при этом соответствующие нарушения были выявлены административным истцом
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках его компетенции.
В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации Сандовского муниципального округа Тверской области была направлена претензия о добровольном устранении нарушений законодательства
в области охраны окружающей среды, в ответе на которую орган местного самоуправления указал на необоснованность такого требования, поскольку администрация ответственность по уборке русла реки не несет.
Решением Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 28 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 декабря 2023 года, административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в части требований к администрации Сандовского муниципального округа Тверской области и ООО "Сандовское ДРСУ" удовлетворено.
В удовлетворении требований административного истца к Московско-Окскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, ФГБВУ "Центррегионводхоз", ГКУ "Дирекция ТДФ" Тверской области, Министерству транспорта Тверской области отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем администрации Сандовского муниципального округа Тверской области по доверенности Чмелевой А.П. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов
с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 апреля 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований
для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании обращения Салахутдиновой М.В. Министерством природных ресурсов
и экологии Тверской области проведена проверка, в ходе которой выявлено, что при движении по автодороге "Вокшино-Залужье-Дмитровка", в районе моста, расположенного за д. Вокшино Сандовского муниципального округа Тверской области, по координатам 58.439456, 36.742620, в акваторию реки Реня, осуществлён сброс отходов производства и потребления в виде бетонных конструкций от разборки моста, относящихся к группе отходов
в виде строительства зданий, сооружений (код ФККО 82000000000).
Отходы производства и потребления находятся непосредственно
в акватории реки Реня, с правой стороны от действующего моста
при движении от д. Вокшино. Часть указанных отходов находятся на левом берегу реки Реня, с правой стороны от моста при движении от д. Вокшино. Аналогичные отходы обнаружены непосредственно под мостом, на почве, по координатам 58.439387, 36.742590.
Постановлением администрации Тверской области от 10 февраля
2009 года N 30-па "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области" автомобильная дорога "Вокшино-Залужье-Дмитровка" отнесена
к дорогам 3 класса.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 4 июня 2010 года данная автомобильная дорога закреплена
за ГКУ "Дирекция ТДФ" на праве оперативного управления.
Согласно приложения N 66 к Закону Тверской области
от 3 февраля 2010 года N 12-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности" полномочие по содержанию автомобильной дороги передано органам местного самоуправления муниципального образования Сандовского муниципального округа.
26 декабря 2022 года между администраций Сандовского муниципального округа (заказчик) и ООО "Сандовское ДРСУ" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 01363000303220000350001, предметом которого является содержание автомобильных дорог 3 класса общего пользования межмуниципального значения Сандовского муниципального округа Тверской области на 2023 год.
Направленная 18 августа 2022 года Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в адрес администрации Сандовского муниципального округа претензия с требованием в течение 30 суток со дня ее получения в добровольном порядке устранить приведённые выше нарушения законодательства в области охраны окружающей среды оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования в части, и возлагая на администрацию Сандовского муниципального округа Тверской области
и ООО "Сандовское ДРСУ" обязанность убрать из акватории реки Реня, а также в береговой полосе в районе моста, расположенного за д. Вокшино Сандовского муниципального округа, отходы производства и потребления, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что именно названные административные ответчики в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги "Вокшино-Залужье- Дмитровка", обязаны выполнить работы по очистке пространства
под мостом и акватории водного объекта от любых посторонних объектов, в т.ч. отходов производства и потребления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, находит их мотивированными, основанными на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствующими обстоятельствам дела и подтвержденными собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги
и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания конструктивных элементов мостовых сооружений устанавливает ГОСТ Р 59200-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила", утвержденный и введенный
в действие Приказом Росстандарта от 5 августа 2021 года N 690-ст.
Данный стандарт предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, выполняющими работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений и водопропускных труб.
Согласно пункту 7.3.5.1 указанного ГОСТа к работам по весенне-летне-осеннему содержанию подмостового пространства относят, в т.ч. очистку подмостовых русел. Подмостовое русло на длину 100 м выше и ниже по течению следует расчищать от посторонних предметов (пункт 7.3.5.2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия
по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся
в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями
24-27 данного кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 названного кодекса
к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
В силу положений статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное
не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1). Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, помимо прочего, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; вопросы благоустройства территорий поселений.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов
в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии
с данным Федеральным законом.
С учетом вышеуказанного правового регулирования являются верными
выводы судов нижестоящих инстанций о том, что поскольку в данном случае конструкции бетонного укрепления конусов моста и конструкции бетонного упора для укрепления конусов обнаружены непосредственно под мостом
и в акватории реки на расстоянии, не превышающем 100 м вверх по течению, и на почве у моста непосредственно возле водного объекта, то именно
в рамках осуществления работ по содержанию автомобильных дорог должны осуществляться работы по очистке пространства под мостом
и акватории водного объекта от любых посторонних предметов, в том числе отходов производства и потребления.
Несогласие административного ответчика с произведенной оценкой представленных доказательств и обстоятельств дела не свидетельствует
о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не является достаточным основанием для пересмотра судебных
актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены
на переоценку доказательств по делу и установление иных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судебных инстанций, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 декабря
2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Сандовского муниципального округа Тверской области
по доверенности Чмелевой Анастасии Петровны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.