Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Циркуновой О.М, судей Войты И.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карпова Дениса Николаевича на решение Мещанского районного суда города Москвы от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 октября 2023 года по административному делу по иску Карпова Д.Н. к военному комиссариату города Москвы о выдаче военного билета и восстановлении утраченного личного дела (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-482/2022).
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А. и объяснения Карпова Д.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6.
Из заявления следует, что с 1999 по 2002 годы Карпов Д.Н. обучался в Московском педагогическом университете. С 1 по 30 июня 2002 года он прошёл учебные сборы при войсковой части и был приведён к военной присяге. Впоследствии ему присвоено воинское звание лейтенанта. 31 января 2005 года Бутовским военным комиссариатом города Москвы выдано временное удостоверение взамен военного билета, согласно которому Карпов Д.Н. зачислен в запас в звании лейтенанта. В 2020 году Карпов Д.Н. обратился в Бутовский военный комиссариат города Москвы с просьбой выдать военный билет. В выдаче военного билета было отказано в связи с отсутствием личного дела заявителя. Карпов Д.Н. направил обращения в структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации. От них поступили ответы о том, что информации о прохождении истцом обучения на военной кафедре Московского педагогического университета и о присвоении ему воинского звания не имелось.
В связи с этим Карпов Д.Н просил в судебном порядке: - установить факты прохождения им обучения на военной кафедре Московского педагогического университета, военных сборов при войсковой части и приведения к военной присяге; возложить на военный комиссариат города Москвы обязанности восстановить его личное дело и выдать ему военный билет офицера запаса (л.д. 2-4, 25).
24 марта 2022 года районный суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска (л.д. 128-132). Карпов Д.Н. направил апелляционную жалобу. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 октября 2023 года решение суда оставлено без изменения (л.д. 204-207). Отказывая в удовлетворении иска и апелляционной жалобы, суды пришли к выводу о том, что сведения об успешном окончании Карповым Д.Н. обучения по программе подготовки офицеров запаса и об утрате его личного дела не нашли подтверждения.
В кассационной жалобе, поданной 22 февраля 2024 года, Карпов Д.Н. просил отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению истца, суды допустили неправильное применение норм материального и процессуального права, не установили, где находилось его личное дело, не дали надлежащей оценки доказательствам, которые подтверждают факты его обучения на военной кафедре, нахождения на учебных сборах и присвоения ему звания офицера запаса (л.д. 211-215).
9 апреля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции вынесла определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства и передаче дела в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции (л.д. 228-231).
В суде кассационной инстанции Карпов Д.Н. поддержал кассационную жалобу. Военный комиссариат города Москвы и Министерство обороны Российской Федерации, привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, представителей в суд не направили, о судебном заседании извещались надлежащим образом, о его отложении не ходатайствовали. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав административного истца, судебная коллегия полагает, что в данном случае такие основания имеются.
Из Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в соответствующей редакции следует, что гражданин вправе пройти добровольную подготовку к военной службе в виде обучения по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (абз. 4 п. 1 ст. 17). Гражданин, обучающийся по очной форме обучения в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным данным законом требованиям, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам (п. 1 и 5 ст. 20). Гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, одновременно с зачислением в запас Министром обороны Российской Федерации присваивается воинское звание офицера (п. 2 ст. 52). Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учёта, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ст. 4).
Согласно ранее действовавшему Положению о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 768, военные кафедры создавались с целью подготовки из числа граждан Российской Федерации, обучавшихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях запаса офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 1). Учебная работа с гражданами проводилась военными кафедрами в соответствии с программами подготовки офицеров запаса и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 3). Учебные сборы граждан являлись завершающим этапом курса обучения по программам подготовки офицеров запаса (п. 19). Учебные сборы проходили все граждане, прошедшие теоретический курс обучения в вузе и сдавшие установленные зачёты и экзамены по программам подготовки офицеров запаса (п. 20). По завершении обучения на военной кафедре граждане сдавали государственный выпускной экзамен (п. 30). Аттестационные листы и учётные документы на граждан, представляемых к присвоению воинского звания офицера с одновременным зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, направлялись начальником военной кафедры в установленном порядке в управления кадров соответствующих военных округов (п. 34).
В перечне государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых осуществлялось обучение граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, утверждённом указанным выше постановлением, числился Московский педагогический университет.
Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в соответствующей редакции устанавливалось, что гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре, присваивалось воинское звание лейтенанта (подп. "б" п. 2 ст. 21).
Согласно ранее действовавшему Положению о воинском учёте, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 1541, гражданам, пребывающим в запасе, выдавался военный билет или временное удостоверение взамен военного билета (п. 27).
В обоснование своих требований истец представил документы, подтверждающие, по его мнению, что он обучался в Московском педагогическом университете (л.д. 9), состоял на воинском учёте в Бутовском военном комиссариате, с 1 по 30 июня 2002 года прошёл учебные сборы при войсковой части и был приведён к воинской присяге (л.д. 11-13, 111, 112), получил в военном комиссариате временное удостоверение, выданное взамен военного билета, согласно которому он зачислен в запас в звании лейтенанта (л.д. 14-15).
Судом были получены сведения, из которых можно сделать вывод о том, что учебные сборы со студентами Московского педагогического университета действительно имели место. Целью сборов было закрепление и совершенствование командных, практических и методических навыков, полученных студентами при изучении курса обучения по программе подготовки офицеров запасе в университете (л.д. 76-77).
Согласно КАС Российской Федерации принципами административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (п. 3 и 7 ст. 6).
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод (ст. 9). Суд принимает предусмотренные данным кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (ч. 2 ст. 14).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений и действий, принятых или совершённых органами государственной власти или должностными лицами (ч. 2 и 3 ст. 62). Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 176).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Обжалованные судебные акты не отвечают указанным требованиям, поскольку суды приняли преждевременное решение об отказе в удовлетворении иска в части возложения обязанности выдать Карпову Д.Н. военный билет без надлежащей проверки и оценки доводов административного истца и представленных им доказательств, сославшись лишь на отсутствие документов, которые согласно приведённым правовым нормам должен был хранить и представить суду административный ответчик. С учётом доводов Карпова Д.Н. судам следовало проверить обстоятельства выдачи и достоверность временного удостоверения, которое являлось официальным документом воинского учёта, выдаваемым взамен военного билета, дать ему оценку в совокупности с другими доказательствами по делу и принять по делу решение в соответствии с установленными обстоятельствами и правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения.
При таких условиях согласно п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС Российской Федерации судебные акты подлежат отмене. Дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 октября 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.