Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Войты И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Тверской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 7 февраля 2024 года, кассационную жалобу Администрации г. Твери, поступившую 2 мая 2024 года в суд первой инстанции, на решение Центрального районного суда г. Твери от 27 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 7 февраля 2024 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Тверской области об оспаривании бездействий Администрации г. Твери, Управления образования Администрации г. Твери, возложении обязанности устранить нарушения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным иском (с учетом последующего уточнения) о признании незаконным бездействия Управления образования Администрации г. Твери, выраженного в непринятии мер по созданию надлежащих условий осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в МБДОУ Детский сад N 48 в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;
возложении на Управления образования Администрации г. Твери обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование устранения нарушений санитарного законодательства, а именно:
установить на период отсутствия горячего централизованного водоснабжения в туалетах всех групп, на пищеблоке, в медицинском блоке водонагревающие устройства с разводкой по сети в соответствии с пунктом 2.6.1 СП 2.4.3648-20;
обеспечить подачу горячей воды к умывальным раковинам в туалетах для персонала через смесители в соответствии с пунктом 2.6.3 СП 2.4.3648-20;
обеспечить в группах с ограниченными возможностями здоровья количество воспитанников в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20;
обеспечить проведение химической чистки или дезинфекционной обработки постельных принадлежностей (матрацы, подушки) единовременно и далее не реже одного раза в год в соответствии с пунктом 2.11.5 СП 2.4.3648-20;
осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в соответствии с СП 2.4.3648-20 и МР 2.3.6.0233-21;
предоставить результаты производственного контроля в соответствии с разработанной МБДОУ Детский сад N 48 программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов (протоколы лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области");
обеспечить проведение профилактических прививок у сотрудников МБДОУ Детский сад N 48: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; против кори, гепатита В; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, машиниста по стирке белья, против дифтерии, гепатита В; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помощника воспитателя, против гепатита В; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитателя, против дифтерии, кори, гепатита В; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, музыкального руководителя, против дифтерии;
возложении на МБДОУ Детский сад N 48 в срок не позднее 6 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, обеспечить устранение перечисленных выше нарушений санитарного законодательства.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 27 октября 2023 года постановлено:
Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тверской области к Администрации г. Твери, Управлению образования Администрации г. Твери, МБДОУ Детский сад N 48 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Твери, Управления образования Администрации г. Твери, выразившиеся в непринятии мер по созданию надлежащих условий осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в МБДОУ Детский сад N 48 в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на Администрацию г. Твери, Управление образования Администрации г. Твери в пределах предоставленных каждому из них полномочий обязанность обеспечить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу финансирование расходов МБДОУ Детский сад N 48 в объеме, необходимом для установления на период отсутствия горячего централизованного водоснабжения в туалетах всех групп, на пищеблоке, в медицинском блоке водонагревающие устройства с разводкой по сети в соответствии с пунктом 2.6.1 СП 2.4.3648-20;
обеспечить подачу горячей воды к умывальным раковинам в туалетах для персонала через смесители в соответствии с пунктом 2.6.3 СП 2.4.3648-20;
обеспечить в группах с ограниченными возможностями здоровья количество воспитанников в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20;
обеспечить проведение химической чистки или дезинфекционной обработки постельных принадлежностей (матрацы, подушки) единовременно и далее не реже одного раза в год в соответствии с пунктом 2.11.5 СП 2.4.3648-20;
осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в соответствии с СП 2.4.3648-20 и МР 2.3.6.0233-21;
предоставить результаты производственного контроля в соответствии с разработанной МБДОУ Детский сад N 48 программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов (протоколы лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области");
обеспечить проведение профилактических прививок у сотрудников МБДОУ Детский сад N 48: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; против кори, гепатита В; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, машиниста по стирке белья, против дифтерии, гепатита В; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помощника воспитателя, против гепатита В; ФИО12 ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитателя, против дифтерии, кори, гепатита В; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, музыкального руководителя, против дифтерии.
Возложить на МБДОУ Детский сад N в срок не позднее 6 месяцев со дня выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, обеспечить устранение перечисленных выше нарушений санитарного законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 7 февраля 2024 года решение Центрального районного суда г. Твери от 27 октября 2023 года отменено в части признания незаконным бездействия Администрации г. Твери, Управления образования Администрации г. Твери по необеспечению проведения профилактических прививок у сотрудников МБДОУ Детский сад N 48 и возложении обязанности по финансированию расходов для их проведения.
В указанной части постановлено новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Решение суда частично изменено, абзацы 3, 4 резолютивной части решения изложены в следующей редакции:
"Возложить на МБДОУ Детский сад N 48, Управление образования Администрации г. Твери, Администрацию г. Твери в пределах предоставленных каждому из них полномочий в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по установлению на период отсутствия горячего централизованного водоснабжения в туалетах всех групп, на пищеблоке, в медицинском блоке водонагревающие устройства с разводкой по сети в соответствии с пунктом 2.6.1 СП 2.4.3648-20;
обеспечению подачи горячей воды к умывальным раковинам в туалетах для персонала через смесители в соответствии с пунктом 2.6.3 СП 2.4.3648-20;
обеспечению в группах с ограниченными возможностями здоровья количество воспитанников в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20;
обеспечению проведение химической чистки или дезинфекционной обработки постельных принадлежностей (матрацы, подушки) единовременно и далее не реже одного раза в год в соответствии с пунктом 2.11.5 СП 2.4.3648-20;
осуществлению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в соответствии с СП 2.4.3648-20 с предоставлением результатов производственного контроля в соответствии с разработанной МБДОУ Детский сад N 48 программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов (протоколы лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области").
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г. Твери - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации г. Твери ставится вопрос об отмене судебных актов в части, отказав в удовлетворении требований о возложении на МБДОУ Детский сад N 48, Управление образования Администрации г. Твери, Администрацию г. Твери в пределах предоставленных каждому из них полномочий в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обязанности по обеспечению подачи горячей воды к умывальным раковинам в туалетах для персонала через смесители в соответствии с пунктом 2.6.3 СП 2.4.3648-20; обеспечению в группах с ограниченными возможностями здоровья количества воспитанников в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20; а также отказав в удовлетворении требований к Администрации г. Твери в полном объеме.
В кассационной жалобе Управления Роспотребнадзора по Тверской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворении требований о признания незаконным бездействия Администрации г. Твери, Управления образования Администрации г. Твери по необеспечению проведения профилактических прививок у сотрудников МБДОУ Детский сад N 48 и возложении обязанности устранить данное нарушение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования Роспотребнадзора по Тверской области и удовлетворяя их в соответствующей части, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопорфилактике инфекционных болезней", а также требованиями СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28.
При этом Администрация г. Твери правомерно привлечена в качестве административного ответчика на основании положений пункта 5 части 1 статьи 9 Закона N 273-ФЗ, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций; Приказа Управления образовании Администрации г. Твери от 5 февраля 2020 года N 114 "Об утверждении Устава МБДОУ Детский сад N 48, в соответствии с которым собственником имущества Учреждения является муниципальное образование "город Тверь", функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Администрации г. Твери осуществляет департамент Управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, функции и полномочия учредителя Учреждения - Администрация г. Твери в лице Управления образования Администрации г. Твери (пункты 1.2, 1.3, 1.4).
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г. Твери является ненадлежащим ответчиком, являются несостоятельными.
Не основаны на положениях законодательства также утверждения административного ответчика о неверности выводов судов относительно возложения обязанности по обеспечению подачи горячей воды к умывальным раковинам в туалетах для персонала через смесители в соответствии с пунктом 2.6.3 СП 2.4.3648-20.
Приводя соответствующий довод, Администрация г. Твери ссылается на то, что поскольку действовавшие до 1 января 2021 года СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" предусматривали эксплуатацию ранее построенных зданий дошкольных образовательных организаций в соответствии с проектом, по которому они были построены, то требования СП 2.4.3648-20 неприменимы к МБДОУ Детский сад N 48, здание которого введено в эксплуатацию в 1970 году, при строительстве которого централизованное горячее водоснабжение в туалетных комнатах для персонала не предусматривалось.
В соответствии с СП 2.4.3648-20 объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (абзац 13 пункта 1.3);
при отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства (пункт 2.6.1);
горячая и холодная вода должна подаваться через смесители (пункт 2.6.3).
Удовлетворяя требование административного истца в данной части, суды исходили из отсутствия подтверждений тому, что невозможна подача горячей воды через смесители при установлении водонагревающих устройств, учитывая при этом непредоставление административными ответчиками проектной документации на здание садика в нарушение требований части 1 статьи 62 КАС РФ и её отсутствие в городском архиве.
При изложенных выше обстоятельствах суды нижестоящих инстанций правомерно руководствовались положениями СП 2.4.3648-20.
Судами установлено, что в МБДОУ Детский сад N 48 организованы 4 отдельные группы для детей с ограниченными возможностями здоровья - логопедические группы для детей с 5 до 7 лет, в двух группах количество воспитанников составляет по 6 человек, в других двух группах - по 17 человек в каждой, в то время, когда в силу пункта 3.1.1 СП 2.4.3648-20 количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет.
С учетом определенного количества воспитанников в указанных группах, не соответствующего требованиям Санитарных норм как в превышающую, так и недостающую сторону, нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что суд фактически обязывает уменьшить количество детей в группах путем отчисления либо создания новых групп.
При этом сведений относительно соблюдения площади соответствующих групп административным ответчиком не указывается и подтверждения этому не предоставляются.
Отменяя решение районного суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца об обеспечении проведения профилактических прививок у сотрудников МБДОУ Детский сад N 48, судебная коллегия апелляционной инстанции исходила из того, что в нарушение требований пункта 3 статьи 11 Закона "Об иммунопорфилактике инфекционных болезней" соответствующая обязанность возложена в отношении работников, имеющих медицинские противопоказания для проведения профилактических прививок, подтверждающееся представленными медицинскими документами, указав при этом на то, что вопросы наличия оснований для отстранения от работы ввиду отсутствия профилактических прививок должны разрешаться в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.
В кассационной жалобе административного истца приводятся доводы о необходимости иммунопрофилактики в отношении работников хозяйствующих субъектов со ссылкой на соответствующие положения действующего законодательства, а также указывается на негативные последствия особо опасных инфекционных заболеваний.
Судебная коллегия не может признать их влекущими отмену обжалуемого апелляционного определения ввиду отсутствия каких-либо подтверждений в опровержение вывода суда второй инстанции о наличии у перечисленных работников Детского сада N 48 медицинских противопоказаний для проведения профилактических прививок.
В этой связи жалоба административного истца сводится к переоценке установленного судом апелляционной инстанции соответствующего обстоятельства, оснований для чего у кассационного в силу части 3 статьи 329 КАС РФ не имеется.
С учетом вышеизложенного, кассационные жалобы Администрации "адрес" и Управления Роспотребнадзора по "адрес" подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 27 октября 2023 года в неотмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации г. Твери и Управления Роспотребнадзора по Тверской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.В. Войта
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июня 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.