N 88а-14365/2024
г. Москва 21 июня 2024 года
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Репина Е.В, рассмотрев в порядке ст. 327.1 КАС РФ материал по кассационной жалобе ФИО1 на определение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 25 октября 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 апреля 2024 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании бездействия незаконным, обязании внести изменения в информационную систему (Ма-1145/2023),
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании бездействия незаконным, обязании внести изменения в информационную систему.
Определением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 25 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 апреля 2024 года, административное исковое заявление возращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, как поданное с нарушением территориальной подсудности.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 мая 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии распространяются на территорию всей Российской Федерации, которая не принимает мер реагирования в отношении должностных лиц Хостинского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю. Территориальные органы Росреестра не имеют тех полномочий по внесению изменений в информационную систему, о которых заявлено в иске.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 КАС РФ, без проведения судебного заседания.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, оснований для её удовлетворения не усматриваю, в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции является, в том числе, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В соответствии с частью 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
В то же время частью 3 статьи 24 КАС РФ предусмотрена возможность подачи административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Из разъяснений, данных судам в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", следует, что по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 КАС РФ, статья 35 АПК РФ).
ФИО1 оспаривает бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по невнесению изменений в ЕГРН в части исключения земельного участка из первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, зоны затопления, подтопления.
Возвращая административное исковое заявление, суды исходили из того, что объект недвижимости в отношении которого административный истец просит внести изменения в ЕГРН находится по адресу: "адрес", административный истец проживает по адресу: "адрес", что не относится к территориальной юрисдикции Басманного районного суда г. Москвы.
С учетом приведенного правового регулирования выводы судов о том, что подсудность административного дела по требованиям об оспаривании действий (бездействия) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по невнесению изменений в ЕРГН, определяется территорией, где оспаривается действие (бездействие), являются правильными.
Позиция представителя административного истца о том, что полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии распространяются на территорию всей Российской Федерации, не влекут отмены судебных актов. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 1 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельностии кадастровых отношений, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственной кадастровой оценки, геодезии и картографии, организации инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, имущественных отношений в части гражданского оборота недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, участков недр), земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель лесного фонда и водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), федерального государственного земельного контроля (надзора) (за исключением случаев, когда указанные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи: 1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав; 2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости; 3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав; 5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу части 3 статьи 3 указанного Федерального закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
С учетом указанного, полномочия по ведению Единого государственного реестра недвижимости, совершение регистрационных действий относительно недвижимого имущества, в зависимости от его местонахождения, предоставлены территориальным органам - региональным Управлениям Росреестра - в соответствии с их территориальной юрисдикцией.
Как верно указано административный истец по своему выбору мог подать настоящее административное исковое заявление как в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия Росреестра и где должно быть совершено оспариваемое действие либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемого решения (часть 2 статьи 22 КАС РФ), так и в суд по месту своего жительства (часть 3 статьи 24 КАС РФ).
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на правильность принятых судьями первой и апелляционной инстанции судебных актов, не допущено. Несогласие с вынесенными судебными актами основанием для их отмены являться не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 329, 330 КАС РФ, судья
определила:
определение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 25 октября 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Репина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.