Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Матина А.В, Денисова Ю.А.
с участием прокурора Саниной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г.Москвы на решение Московского городского суда от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2024 года, вынесенные по административному делу N3а-4932/2023 по административному исковому заявлению ООО "АСВТ-недвижимость" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Матина А.В, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - по доверенностям ФИО10, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ООО "АСВТ-недвижимость" - по доверенности ФИО9 возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "АСВТ-недвижимость" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 3 556, 1 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2023 года.
В Перечень на 2023 год под пунктом 7378 включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3 556, 1 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес"
Оспаривая включение вышеуказанного здания в Перечень на 2023 год, общество указало, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение здания в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере, в связи с чем, он просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2023 год.
Решением Московского городского суда от 31 мая 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2024 года решение Московского городского суда от 31 мая 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 мая 2024 года, представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы ставит вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, по основаниям несоответствия выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела. По мнению административного ответчика и заинтересованного лица, суды пришли к неверному выводу о несоответствии здания признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; суды не дали надлежащую оценку доказательствам, содержащимся в актах обследования, составленных в отношении здания в 2021 и 2023 годах; в материалах дела отсутствуют доказательства обращения административного истца с заявлением о несогласии с результатами проведения мероприятий по определению вида фактического использования, а также доказательств обращения в целях первичного проведения мероприятий по определению вида фактического использования; помещения в здании, используемые для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, направленной на извлечение прибыли, являются офисами; в здании находятся организации, указывающие адрес здания как адрес своего местонахождения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором в том числе указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Исходя из пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Кроме этого, на территории города Москвы действует закон от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 1, 2 статьи 1.1).
Исходя из приведенных актов налогового законодательства, в Перечень подлежит включению только такой объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми актами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "АСВТ-недвижимость" принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3 556, 1 кв. м, расположенное по адресу: город "адрес". Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7).
Обществу с ограниченной ответственностью "АСВТ-недвижимость" указанный земельный участок был предоставлен Департаментом городского имущества города Москвы по договору аренды от 28 октября 1998 года N N с последующими дополнительными соглашениями к нему для эксплуатации административного здания и открытой автостоянки автомобилей. Условиями договора определен вид разрешенного использования земельного участка - "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "АСВТ-недвижимость" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (ОКВЭД N).
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Согласно акту обследования Госинспекции N N/ОФИ от 20 октября 2021 года, 41, 8% от общей площади здания используется для размещения офисов, акт составлен с доступом в здание.
Также административным ответчиком представлен акт N N/ОФИ от 7 апреля 2023 года, согласно которому 100% общей площади используется для размещения офисов, составлен без доступа в здание.
Акт N N/ОФИ от 20 октября 2021 года был обоснованно был оценен судами двух инстанций критически, поскольку он не подтверждает факта осуществления деятельности, подпадающей под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и опровергается представленными стороной административного истца договорами аренды нежилых помещений, действующими в рассматриваемый период времени.
Как следует из материалов дела, акт N N/ОФИ от 7 апреля 2023 года не является повторным, составлен на новый налоговый период, который не относится к спорному периоду. Кроме того, акт составлен на основании сведений технического учета и внешнего визуального осмотра (без доступа в здание). Вывод об использовании 100% площади здания под размещение офисов сделан сотрудниками Госинспекции произвольно, без указания каких-либо выявленных признаков размещения офисов и противоречит технической документации, положенной в основу акта, согласно которой часть помещений в здании являются гаражами, а часть - складскими и учрежденческими.
Как установлено судами обеих инстанций из представленных договоров аренды нежилых помещений, действующих в рассматриваемый период времени и пояснений представителя административного истца, по состоянию на 1 января 2023 года, площадь помещений, используемых в спорном здании в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляла лишь 15, 98%, поскольку 2 068, 80 кв. метров площади переданы в аренду АО "АСВТ", основным видом деятельности которого является деятельность в области связи на базе производных технологий, 173, 3 кв.м. заняты АО " "данные изъяты"" для размещения офиса организации, 234, 4 кв.м. использовались непосредственно административным истцом для своей уставной деятельности. Указанное обстоятельство подтверждается и фототаблицей, приложенной к акту N N/ОФИ от 20 октября 2021 года, сведениями, представленными непосредственно административным истцом из сети "Интернет".
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обеих инстанций правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассатора повторяют доводы апелляционной жалобы, которым была дана оценка судом апелляционной инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств, представленных суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Выводы, изложенные в решении суда и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.