Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Иванова Д.А, Смирновой Е.Д.
с участием прокурора Саниной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности адвоката ФИО2 (поступившую в суд первой инстанции 11 марта 2024 года, в суд кассационной инстанции с делом - 19 марта 2024 года) на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 23 октября 2023 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 20 декабря 2023 года, вынесенные
по административному делу N 2а-707/2023 по административному
исковому заявлению ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области
к ФИО1 об установлении административного надзора, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес" обратилось
в суд с административным иском об установлении в отношении ФИО1 административного надзора сроком на 8 лет и следующих административных ограничений: обязательная явка один раз
в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации - Республики Дагестан, избранного в качестве места жительства, без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднование знаменательных дат) и участия в них; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 осужден за совершение особо тяжких преступлений и отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес", где был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Решением Скопинского районного суда "адрес"
от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное
исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес"
об установлении в отношении ФИО1 административного надзора и ограничений удовлетворено.
В поданной во ФИО3 кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем административного ответчика ФИО1 по доверенности адвокатом ФИО2 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Определением судьи ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО7, полагавшую состоявшиеся по делу судебные постановления оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре).
В статье 2 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, пунктом "з" части 2 статьи 117, частью 4 статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, при этом срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, определен в статье 4 Закона об административном надзоре.
В частности, в части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Северо-Кавказского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную сил ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 осужден по части 1 статьи 159 УК РФ с прим. части 2 статьи 64 УК РФ, части 1 статьи 208 УК РФ с прим. части 2 статьи 62, статьи 64 УК РФ, части 1 статьи 209 УК РФ с прим. части 2 статьи 62, 64 УК РФ, пункта "в" части 2 статьи 205 УК РФ с прим. части 2 статьи 62, 64 УК РФ, части 3 статьи 30, пунктов "б, ж, з" статьи 105 УК РФ с прим. части 4 статьи 62, 64 УК РФ, статьи 295 УК РФ с прим. части 4 статьи 62, 64 УК РФ, части 3 статьи 222 УК РФ с прим. части 2 статьи 62 УК РФ к 11 (одиннадцати) годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес" за преступления, которые в силу статьи 15 УК РФ относятся к категории особо тяжких преступлений и в соответствии с пунктом "д" части 2 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно характеристики на осужденного ФИО1, утвержденной начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осужденный характеризуется отрицательно. Находясь в СИЗО N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, СИЗО N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, СИЗО N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, в ИЗ 99/2 "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, СИЗО N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, СИЗО N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, СИЗО N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, СИЗО N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, поощрений и взысканий не имел. В ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес" прибыл ДД.ММ.ГГГГ. За примерное поведение, добросовестное отношение к труду имеет 11 поощрений. Согласно материалов личного дела с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 122 УИК РФ был переведен из обычных условий отбывания наказания на облегченные условия. За период отбывания наказания в ФКУ ИК-3 нарушения установленного порядка отбывания наказания допускал, имеет 17 дисциплинарных взысканий, объявленных правами начальника отряда и начальника учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ по постановлению начальника исправительного учреждения был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, за совершение в течение одного года повторного нарушения, за каждое из которых был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор и переведен в строгие условия отбывания наказания.
Отбыв установленный законом срок в строгих условиях отбывания наказания, переведен в обычные условия отбывания наказания, с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в обычных условиях. С ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на профилактический учет, как лицо изучающее, пропагандирующее, исповедующее, либо распространяющее экстремистскую идеологию. С ДД.ММ.ГГГГ снят с профилактического учета, с указанного времени поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности. С ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен на должность сборщика участка по изготовлению искусственных цветов. К труду относился не всегда добросовестно, допускал невыход на работу, отказов от работы не имеет. К работам без оплаты труда, в соответствии со статьей 106 УИК РФ привлекался сверхустановленного времени согласно личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ относился добросовестно, работу выполнял качественно и в срок. В общении с представителями администрации вежлив, тактичен, указания и распоряжения выполняет. Принимает активное участие в организации и проведении культурно-массовых, спортивных и воспитательных мероприятиях, проводимых в рамках учреждения. Является членом спортивного кружка. Принимал участие в спартакиаде учреждения. В учреждении занимается самообразованием. Регулярно присутствует на занятиях по социально правовым вопросам, на занятиях иногда проявляет активность. Вину в совершенном преступлении по приговору суда признал полностью, раскаивается. Комплекс воспитательных мероприятий, проводимых с осужденными оказывает положительное влияние на его поведение, однако устойчивое правопослушное поведение не выработано, о чем свидетельствует наличие взысканий, не снятых и не погашенных в установленном законом порядке, а также наличие взысканий за весь период отбывания наказания.
Из справки о поощрениях и взысканиях ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес" и материалов личного дела осужденного следует, что за время отбывания наказания осужденный ФИО1 имеет 17 взысканий, 2 из которых не сняты и не погашены в установленном законом порядке, имеет 10 поощрений.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенных ФИО1 преступлений, его поведения в период отбытия наказания, характеризующих его данных, в целях защиты государственных и общественных интересов, а также предупреждения совершения им преступлений и иных правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия пришел к выводу о наличии предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре оснований для установления в отношении него административного надзора на срок погашения судимости в восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с изложенными в административном исковом заявлении ограничениями.
Срок административного надзора определен на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре с учетом пункта "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации. Виды административных ограничений установлены судом в соответствии со статьей 4 названного Закона с учетом конкретных обстоятельств дела и личности ФИО1, а также характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом (пункт 1 статьи 1 Закона об административном надзоре), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2 Закона об административном надзоре), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Законом об административном надзоре оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2, 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
Примененные судом в отношении ФИО1 административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенных им преступлений и способствуют предупреждению совершения им иных преступлений и правонарушений.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что судом неправомерно дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, являются несостоятельными. Как видно из материалов дела, судом было удовлетворено ходатайство представителя ФИО8 - ФИО2 об отложении рассмотрения административного дела, назначенного на 14 час. ДД.ММ.ГГГГ и по делу был объявлен перерыв до 14 час.-30 мин. ДД.ММ.ГГГГ, о чем представитель административного ответчика был надлежащим образом уведомлен. При таких обстоятельствах неявка представителя административного ответчика в судебное заседание, не препятствовала суду рассмотрению дела по существу, при том, что уважительных причин, подтверждающих причину неявки представителя административного ответчика, суду представлено не было.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Скопинского районного суда Рязанской области
от 23 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Рязанского областного суда от 20 декабря
2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности адвоката ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.