Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М, Войты И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Шлипуновой Ольги Александровны (поступившую в суд первой инстанции 21 февраля 2024 года, в суд кассационной инстанции с делом - 12 марта 2024 года) на решение Палехского районного
суда Ивановской области от 16 августа 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Ивановского
областного суда от 28 ноября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-587/2023 по административному исковому заявлению Шлипуновой О.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области
о признании решения незаконным, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шлипунова О.А. обратилась в суд с административным иском
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района "адрес" о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче согласования
на переустройство жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", обязании выдать решение о согласовании ее переустройства в соответствии с проектами переустройства сети газопотребления в ней, разработанными ООО "Стрит Севен" по заказу 073-04-2023, взыскании судебных расходов на оплату госпошлины за обращение в суд в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1, ее супруг ФИО8 и их несовершеннолетние дети ФИО9, ФИО10, ФИО3 являются долевыми сособственниками указанного жилого помещения, каждому из которых принадлежит по 1/5 доле в праве общей долевой собственности на него.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района "адрес"
от ДД.ММ.ГГГГ N обращение административного истца, ее супруга, действующих, в том числе и от имени своих несовершеннолетних детей, о согласовании переустройства принадлежащей им квартиры путем установки индивидуального газового отопления в соответствии с проектом переустройства сети газопотребления, разработанного вышеуказанной проектной организацией, оставлено без удовлетворения на основании пункта 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ, поскольку данный проект переустройства
не соответствует требованиям законодательства.
Также заявителям со ссылкой на положения части 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" разъяснено, что в Южском городском поселении Южского муниципального района "адрес" перевод потребителей в многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное
не осуществляется, поскольку это не предусмотрено схемой теплоснабжения.
ФИО1 полагала данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы ее и членов ее семьи, указывая, в числе прочего, что часть собственников квартир многоквартирного дома уже перешли
на индивидуальное отопление своих квартир и дали свое согласие
на осуществление такого перехода ее семье, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
Также указывала, что представленный ею проект переустройства квартиры отвечает необходимым требованиям законодательства, а основанием для подачи соответствующего заявления послужило то, что она является угловой и зимой в ней не обеспечивается необходимый уровень тепла.
Решением Палехского районного суда "адрес"
от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам
Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В поданной во ФИО2 кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административным истцом ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с вынесением
по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований
по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Определением судьи ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований
для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
В силу части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройством помещения
в многоквартирном доме являются в том числе установка, замена, перенос инженерных сетей, санитарно-технического и другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения
в многоквартирном доме.
Положениями части 1, пункта 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном
доме подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления, для этого в указанный орган предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого помещения в многоквартирном доме.
Вместе с тем внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса (пункт 3.8 " ФИО11 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N-ст).
Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил N запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.
В силу части 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных
квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется
правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения муниципального образования
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что отключение жилого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения возможно лишь при переустройстве данной системы в целом и при наличии такой возможности согласно схеме теплоснабжения муниципального образования.
Данный вывод следует, в частности, из пункта 14 Обзора
судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством
и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Южского муниципального района
от ДД.ММ.ГГГГ N-п утвержден доработанный проект схемы теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района, актуализированный на 2023 год (далее также - "схема теплоснабжения"), в соответствии с которым перевод потребителей
в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение не предусматривается (подпункт 2.2 схемы теплоснабжения).
Судами при рассмотрении настоящего дела установлено, что в общей долевой собственности супругов ФИО1, ФИО8, а также их несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10, ФИО3 (по 1/5 доли у каждого члена семьи) находится квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: "адрес", "адрес". Данный многоквартирный дом включен
в перечень потребителей централизованного теплоснабжения (подпункт 1.1.1 схемы теплоснабжения).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО8, действуя
от своего имени, а также в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10, ФИО3, обратилась
в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района "адрес" с заявлением
о согласовании переустройства и перепланировки принадлежащей
им квартиры путем перехода на индивидуальное газовое отопление, к которому приложили копии выписок из Единого государственного
реестра недвижимости, проект переустройства, а также технический
паспорт квартиры. Кроме того, ими было получено согласие остальных собственников помещений в указанном многоквартирном доме, что следует из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района "адрес"
от ДД.ММ.ГГГГ N в согласовании переустройства вышеуказанной квартиры отказано со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ
по причине несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, а именно ввиду того, что постановлением администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об утверждении доработанного проекта схемы теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района. Актуализация на 2023 год"
не предусмотрен перевод потребителей указанного городского поселения
в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска ФИО1, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение вынесено административным ответчиком в рамках его компетенции
и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, согласно которому перевод отдельных помещений в многоквартирных жилых домах на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения муниципального образования, предусматривающей такую возможность, в то время как в данном конкретном случае она отсутствует и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, подтвержденных имеющимися в материалах административного дела доказательствами, оценка которых в полной мере соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций верными, исчерпывающе мотивированными и основанными на правильном применении и толковании вышеперечисленных положений законодательства.
По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из материалов настоящего административного дела, вопреки доводам кассационной жалобы, совокупность указанных условий не усматривается.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой
и апелляционной инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права
не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Палехского районного суда Ивановской области от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 28 ноября
2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Шлипуновой Ольги Александровны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.