Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М, Войты И.В.
с участием прокурора Драева Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Тверской области Жук М.С. (поступившее в суд первой инстанции
6 марта 2024 года, в суд кассационной инстанции с делом - 15 марта
2024 года) на решение Ржевского городского суда Тверской области
от 1 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Тверского областного суда от 13 декабря
2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-1086/2023
по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России
по Тверской области к ФИО1 об установлении административного надзора и ограничений, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по "адрес" обратилось
в суд с административным иском об установлении административного надзора и ограничений в отношении ФИО1
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 осужден за совершение тяжкого преступления при наличии опасного рецидива.
Решением Ржевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление ФКУ ИК-7 УФСИН России по "адрес" об установлении в отношении ФИО1 административного надзора и ограничений удовлетворено.
В отношении ФИО1 установлен административный надзор по избранному месту жительства (пребывания) или фактического нахождения, на срок до погашения судимости, а именно на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения.
При административном надзоре в отношении ФИО1 установлены административные ограничения в виде:
1) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) или фактического нахождения поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут утра следующего дня, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;
2) запрещения выезда за пределы территории "адрес", если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;
3) запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, и участия в указанных мероприятиях;
4) обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел
по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел.
В поданном во ФИО2 кассационный суд общей юрисдикции кассационном представлении прокурором "адрес" Жук М.С. ставится вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных актов посредством исключения из числа установленных ФИО1 административных ограничений запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях. Приводит доводы о том, что данный вид административного ограничения мотивирован судом абстрактными интересами общественной безопасности, необходимостью предупреждения совершения ФИО1 преступлений и правонарушений, необходимостью оказания на административного ответчика индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, тогда как в судебных актах не приведены конкретные обстоятельства дела в связи с которыми судом выбран этот вид административного ограничения.
Определением судьи ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационное представление передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драев Т.К. доводы кассационного представления поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения судебных постановлений, ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такие обстоятельства имели место быть.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре, Федеральный закон N 64-ФЗ).
В статье 2 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В пункте 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, при этом срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, определен в статье 4 Закона об административном надзоре.
В частности, в части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Из материалов дела следует, что приговором Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 139, частью 1 статьи 111, частью 1 статьи 161 УК РФ, и на основании части 3 статьи 69 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Преступление совершено при опасном рецидиве преступлений. ФИО1 освобожден по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, в соответствии с требованиями Закона об административном надзоре с учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенных ФИО1 преступлений, его поведения в период отбывания наказания, характеризующих его данных, в целях защиты государственных и общественных интересов, а также предупреждения совершения им преступлений и иных правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора на срок 8 лет и необходимости установления в его отношении мер административного ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 часов до 6 часов утра следующего дня, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица; запрета выезда за пределы территории "адрес", если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, и участия в указанных мероприятиях; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел.
Срок административного надзора судом определен на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре с учетом пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Виды административных ограничений установлены судом в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона с учетом конкретных обстоятельств дела и личности ФИО6, а также характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений.
Вместе с тем, принимая решение об установлении административному ответчику ФИО6 административного ограничения в виде запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в указанных мероприятиях, судами нижестоящих инстанций не были учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" согласно которому следует, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них (пункт 30 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Устанавливая в отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суды нижестоящих инстанций не привели конкретные обстоятельства дела, в связи с которыми был выбран этот вид административного ограничения, не конкретизировали какие именно массовые мероприятия запрещено посещать административному ответчику и принимать в них участие.
При этом судом безосновательно не приняты во внимание приводимые административным ответчиком ФИО6 доводы о том, что ему необходимо посещать массовые мероприятия, связанные с соревнованиями его несовершеннолетнего сына, отношениями с которым он очень дорожит, а также не был принят во внимание тот факт, что ни административный иск, ни приложенные к нему материалы, в том числе характеристики ФИО6 не содержат данных, свидетельствующих о том, что ФИО6 может продолжить преступную деятельность, представлять социальную опасность и угрожать общественным интересам.
В то время, как в характеристике ФИО6, представленной исправительным учреждением, отсутствует отрицательная оценка личности административного ответчика и имеются сведения о подтверждении его слов о наличии у него тесных родственных связей, которыми он дорожит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что кассационное представление прокурора "адрес" подлежит удовлетворению; установленное в отношении ФИО1 административное ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в указанных мероприятиях подлежит исключению из судебных актов судов нижестоящих инстанций.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Ржевского городского суда Тверской области от 1 ноября
2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 декабря
2023 года изменить, исключить установленное в отношении ФИО1 административное ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.