Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Иванова Д.А, Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
главы администрации Левобережного сельского поселения
Тутаевского муниципального района Ярославской области ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции
7 марта 2024 года, в суд кассационной инстанции с делом - 21 марта
2024 года) на решение Тутаевского городского суда Ярославской области
от 28 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Ярославского областного суда от 20 сентября
2023 года, вынесенные по административному делу N 2-64/2023
по административному исковому заявлению Тутаевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по выполнению работ по обеспечению в населенном пункте противопожарного водоснабжения, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тутаевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным
иском к администрации Левобережного сельского поселения ФИО2 муниципального района "адрес", администрации ФИО2 муниципального района "адрес", в котором, с учетом уточнения, просил обязать администрацию Левобережного сельского поселения ФИО2 муниципального района "адрес" создать
вокруг территории "адрес" противопожарную минерализованную
полосу шириной не менее 10 метров или иные противопожарные
барьеры в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного
режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ; создать в населенном пункте п. ФИО2, "адрес" дача источник наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора
в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 75 вышеупомянутых Правил.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки с привлечением специалистов Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по ФИО2 "адрес" ГУ МЧС России по "адрес" выявлены нарушения требований нормативных правовых актов, а именно: в нарушение пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в населенном пункте п. ФИО2, "адрес" дача, объекты не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением; в нарушение пункта 70 указанных Правил в населенном пункте д. Летешовка не по всей границе с лесным массивом выполнена минерализованная полоса (местами заросла травой). ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес главы Левобережного сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и пожарной безопасности; ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением ФИО2 городского суда "адрес"
от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО2 межрайонного прокурора удовлетворено.
На администрацию Левобережного сельского поселения ФИО2 муниципального района возложена обязанность создать вокруг территории "адрес" противопожарную минерализованную полосу шириной
не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, а также создать
в населенном пункте п. ФИО2, "адрес" дача источник наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктами 70, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше решение суда изменено, его резолютивная часть дополнена указанием на срок для выполнения администрацией Левобережного сельского поселения ФИО2 муниципального района возложенных решением
суда обязанностей - до ДД.ММ.ГГГГ.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе главой администрации Левобережного сельского поселения ФИО2 муниципального района "адрес" ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с вынесением по делу нового решения об отказе
в удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО6, полагавшую, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований
для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Абзацем 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N) предусмотрено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
В ранее действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ редакции Правил аналогичное положение содержалось в абзаце 7 пункта 63, согласно которому предусматривалось, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (пункт 75 Правил).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что населенные пункты Летешовка и ФИО2 "адрес" включены в Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров на территории "адрес", утвержденный постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п. По результатам проверки ОНД МЧС России установлено, что на "адрес" дача в пос. ФИО2 объекты не обеспечены наружным водоснабжением, в населенном пункте д. Летешовка не по всей границе с лесным массивом выполнена минерализованная полоса.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами, поскольку выводы судов обоснованы и мотивированы, всем собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что администрация сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку статья 19 Федерального закона о пожарной безопасности не относит к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения создание минерализованных полос являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения содержатся в статье 8 Устава Левобережного сельского поселения, принятого решением Муниципального Совета Левобережного сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ N.
В статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные минерализованные полосы являются противопожарной преградой.
Следовательно, с учетом указанного нормативного регулирования, создание минерализованных полос и иных противопожарных барьеров относится к первичным мерам пожарной безопасности.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно статье 10 Устава ФИО2 муниципального района "адрес" Тутаевский муниципальный район включает в себя одно городское и четыре сельских поселения, являющиеся муниципальными образованиями: городское поселение Тутаев, Артемьевское сельское поселение, Константиновское сельское поселение, Левобережное сельское поселение, Чебаковское сельское поселение.
Территорию ФИО2 муниципального района составляют земли городских и сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития поселений и другие земли в границах ФИО2 муниципального района (статья 9 Устава).
Оспариваемыми судебными актами на административного ответчика - администрацию Левобережного сельского поселения не возложена обязанность по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах за границами Левобережного сельского поселения, доказательства обратного в материалах настоящего административного дела отсутствуют, также как и не представлено доказательств того, что населенный пункт "адрес", вокруг территории которого судом на административного ответчика возложена обязанность по созданию минерализованной полосы или иных противопожарных барьеров, находится за пределами границ данного сельского поселения.
Позиция административного ответчика о наличии у администрации ФИО2 муниципального района полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, основанием к отмене судебных актов являться не может, поскольку обязанность органа местного самоуправления по организации первичных мер пожарной безопасности вытекает не из полномочий собственника, а вследствие прямого указания закона.
Абзац 5 статьи 21 Закона о пожарной безопасности устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке, независимо от конкретизации данных требований по субъекту, который обязан их выполнять.
Что касается непосредственного примыкания земель лесного фонда к землям населенного пункта, что, по мнению административного ответчика, исключает возможность создания противопожарных минерализованных полос на землях населенного пункта без использования земель лесного фонда, данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии возможности устройства минерализованной полосы, так как действующее законодательство не содержит норм, исключающих обязанность создания противопожарных минерализованных полос при непосредственном примыкании земель лесного фонда к землям населенного пункта или при расположении земель лесных насаждений на территории населенного пункта.
Вопреки доводам административного истца, в тех случаях, когда вырубка леса запрещена, предупреждение пожаров может осуществляться путем создания противопожарных минерализованных полос в виде асфальтированных или грунтовых дорог с учетом входящих в них элементов (проезжие части, обочины, водоотводные канавы), железных дорог, а также путем организации иных мер предупреждения пожаров, не связанных со сплошными рубками лесных насаждений.
Доводы кассационной жалобы об обеспеченности "адрес" дача пос. ФИО2 противопожарным источником водоснабжения в виде естественного водоема - "адрес" в радиусе 200 м, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку обязанность по обеспечению объектов противопожарной защиты источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров лежит на органах местного самоуправления.
Абзацем 2 пункта 75 Правил противопожарного режима предусмотрено, что при наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В материалах дела сведения, свидетельствующие об исчерпывающем соблюдении и выполнении администрацией Левобережного сельского поселения вышеуказанных положений нормативных правовых актов, отсутствуют.
При таких обстоятельствах городской суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о проявленном ответчиком незаконном бездействии и возложили обязанность по созданию в населенном пункте источника наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неправильном понимании закона и фактически повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, в оспариваемых судебных актах им дана правильная правовая оценка, оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции не содержат.
Кассационная жалоба не содержит иных ссылок на предусмотренные частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Каких-либо существенных нарушений процессуального закона, влекущих отмену правильных по существу судебных постановлений, нижестоящими судебными инстанциями не допущено, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области
от 28 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Ярославского областного суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.