Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лысовой Е.В, судей Курлаевой Л.И, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, возражения ФИО3 об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
истец ФИО3 обратилась в суд с иском, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по "адрес" (далее по тексту ОСФР по "адрес") признать неправомерным решение ОСФР по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры профилактория фабрики "Парижская Коммуна", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры патронажного отделения ГБУ "адрес" для ветеранов труда N Департамента социальной защиты населении "адрес".
Решением Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по "адрес" о включении в страховой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в профилактории фабрики "Парижская коммуна", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры патронажного отделения в ГБУ "адрес" для ветеранов труда N Департамента социальной защиты населения "адрес", о признании решения ГУ Отделения пенсионного фонда в РФ по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным, - оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО3 удовлетворены.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации но "адрес" возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в профилактории фабрики "Парижская коммуна";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры патронажного отделения в ГБУ "адрес" для ветеранов труда N Департамента социальной защиты населения "адрес".
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда в РФ по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения указанных периодов из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес", поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить апелляционное определение как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" ходатайствовало о рассмотрении дела судом кассационной инстанции в отсутствие его представителя. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы ответчика.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3B. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной.
Решением ОПФР N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3B. отказано в установлении досрочной страховой пенсии, при этом, не включены в специальный стаж периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медсестры профилактория фабрики "Парижская Коммуна", так как наименования учреждения "Фабрика" не предусмотрено Положением "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N, действовавшим в период работы заявителя. Наименование структурного подразделения "профилакторий" не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой деятельности по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения и п. 6 Правил N;
с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком, согласно постановлению Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснению Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержденному постановлением Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения в отпуске без сохранения зарплаты в страховой и специальный стаж работы: в ГБУЗ ВО "Станция переливание крови "адрес"", согласно постановлению Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры участковой в поликлиническом отделении на 0, 5 ставки по причине несоблюдения
требований п.4 Правил N;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры патронажного отделения в ГБУ "адрес" для ветеранов труда N Департамента социальной защиты "адрес", так как наименование учреждения "пансионат для ветеранов труда" не поименовано Списком N.
По результатам оценки пенсионных прав истца, ответчик пришел к выводу о том, что специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 11 месяц 24 дня, в связи с чем право на досрочное назначение пенсии по старости по указанному выше основанию у ФИО3 отсутствует.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ФИО3B. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала медсестрой в профилактории фабрики Парижской коммуны.
Как следует из трудовой книжки, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность медсестры санатория-профил. ф-ки "П. Коммуна" (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ), запись заверена печатью Профилактория фабрики Парижская коммуна. ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности и в порядке перевода направлена в распоряжение главного врача станции переливания крови, запись заверена печатью Санатория- профилактория акционерного общества - предприятия им. Парижская коммуна (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ). При этом сведения о переименовании организации в трудовой книжке не отражены.
ДД.ММ.ГГГГ принята в государственное бюджетное учреждение "адрес" для ветеранов труда N Департамента социальной защиты населения "адрес" на должность медицинской сестры патронажного отделения по 10 разряду ЕТС (приказ Nк от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному, желанию (приказ Nк от 20.04.2015г.).
Согласно справке архивного отдела администрации МО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в документах архивного фонда "ОАО "Предприятие имени Парижской коммуны" "адрес" документов профилактория на хранении не имеется. Также в справке указано на не поступление на хранение штатных расписаний профилактория фабрики и на невозможность выдачи ФИО3 справки о работе медицинской сестрой в профилактории и заработной плате с июля 1991 г. по июнь 1993 г. по документам архивного отдела.
Разрешая заявленные истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, сославшись на положения ст.ст. 22, 30 Закона о страховых пенсиях, исходил из того, что Списком должностей и учреждений от ДД.ММ.ГГГГ N, распространяющим свое действие на все спорные периоды работы истца в должности медицинской сестры, среди учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочную пенсию, ни "профилакторий", ни "санаторий-профилакторий", ни "фабрика", ни "пансионат для ветеранов" не поименованы, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО3 работа истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ протекала в обычных условиях, индивидуальные сведения работодателем в отношении спорного периода времени представлены без особого кода условий для досрочного назначения страховой пенсии, в связи с чем, у ФИО3 отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения, с выводами районного суда не согласился, указав, что судом неверно применены нормы материального права, выводы постановлены без учета всех юридически значимых по делу обстоятельств.
Отменяя решение суда и принимая новое судебное постановление, судебная коллегия, проанализировав положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления ФИО2 от б сентября 1991 г. N, приняв во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшую свое отражение в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П, а также в определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О, разъяснения, содержащиеся в абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пришла к выводу об обоснованности требований истца и наличии оснований для удовлетворения заявленных ею требований о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в профилактории фабрики "Парижская коммуна", а также в должности медицинской сестры патронажного отделения в ГБУ "адрес" для ветеранов труда N Департамента социальной защиты населения "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях и наличии в связи с этим оснований для признания решения пенсионного органа в части исключения указанных периодов из специального стажа незаконным.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ правовому регулированию (Постановление ФИО2 от б сентября 1991 г. N) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Поскольку Списком профессий и должностей от ДД.ММ.ГГГГ N конкретно не приведен перечень должностей, то при исчислении до ДД.ММ.ГГГГ специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием и в учреждениях здравоохранения, утв. приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 1 постановления N, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 3 постановления N, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Поскольку в п. 1 Списка профессий и должностей от ДД.ММ.ГГГГ N, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в профилактории фабрики "Парижская коммуна" подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры патронажного отделения в государственном бюджетном учреждении Пансионат для ветеранов труда N Департамента социальной защиты "адрес" и проверяя доводы апелляционной жалобы истца в указанной части, суд апелляционной инстанции, исследовав дополнительно представленные в материалы дела доказательства, в частности, приказы Департаменты социальной защиты населения "адрес" о переименовании Пансионата для ветеранов труда N, Устав учреждения, лицензии выданные учреждению на осуществление медицинской деятельности, должностную инструкцию медицинской сестры патронажного отделения Пансионата, подписанную ФИО3, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в указанной части, поскольку истец в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляла свою трудовую деятельность в должности медицинской сестры патронажного отделения в учреждении социального обслуживания, соответствующего п.31 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку его уставные задачи, цели и предмет деятельности равнозначны учреждениям, указанным в Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утв. Письмом Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-К, в соответствии с которым к числу стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится дом- интернат(пансионат) для престарелых и инвалидов, дом-интернат(пансионат) для ветеранов войны и труда, специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы суда апелляционной инстанции верными, поскольку при разрешении спора судом апелляционной инстанции дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорного правоотношение, правильно и полно установлены юридические значимые обстоятельства по делу.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ст. 2 Закона о страховых пенсиях страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о страховых пенсиях.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону о страховых пенсиях (ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В целях реализации положений ст.ст. 30, 31 указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "н" п. 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4, 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, применяемом для учета периодов работы до 01 января 1992 г. поименованы медицинские сестры лечебно-профилактических учреждений.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от б сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
При этом пункте 2.10 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъяснено, что санатории-профилактории являются лечебно-профилактическими учреждениями.
Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предоставлял право на пенсию среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С 1 ноября 1999 г. были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 г.
Поскольку Списком профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464 конкретно не приведен перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием и в учреждениях здравоохранения, утв. приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г.
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 г, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 г.
В соответствии с п. 3 постановления N 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. " О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Вопреки доводам жалобы ответчика, разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенным законодательством, верно установив фактические обстоятельства по делу, свидетельствующие об осуществлении истцом в спорные периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в лечебно-профилактическом учреждении, учреждении социального обслуживания, пришел к обоснованному выводу о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в профилактории (санатории-проф.) фабрики "Парижская коммуна", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры патронажного отделения в ГБУ "адрес" для ветеранов труда N Департамента социальной защиты населения "адрес" в специальный стаж истца.
Перечень доказательств и их анализ, подробные выводы судов со ссылкой на правовые нормы и установленные обстоятельства дела приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции, основываясь на правильном толковании норм материального права, регулирующим спорное правоотношение, и оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения Устава Государственного бюджетного учреждения "адрес" для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения "адрес", должностной инструкции медицинской сестры, сведения о переименовании организации, обоснованно пришел к выводу о том, что данное учреждение является учреждением социального обслуживания, соответствующим Списку от ДД.ММ.ГГГГ N 781, его уставные задачи, цели и предмет деятельности равнозначны задачам, целям и предмету деятельности, указанным в Номенклатурах учреждений социального обслуживания, утвержденных письмом Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30-ГК и приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 258н, для дома-интерната (пансионата) для престарелых и инвалидов.
Государственное учреждение Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения "адрес" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, истец в спорный период работала в должности медицинской сестры, что соответствует Списку от ДД.ММ.ГГГГ N 781, по сведениям ГБУ о выработке нормы часов рабочего времени на основании приказов и лицевых счетов в период работы истца учебные отпуска, отпуска по уходу за детьми, отпуска без сохранения заработной платы ей не предоставлялись.
Ссылки, изложенные в кассационной жалобе, на то, что спорный период работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отражен без указания кода "Особые условия труда", также не влекут отмены постановления, поскольку, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, невыполнение работодателем надлежащим образом своих обязанностей не должно препятствовать реализации права работавших у него по трудовому договору застрахованных лиц и выполнивших требуемые от них законом условия своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию.
Таким образом, при разрешении спора судом дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, в обжалуемом судебном постановлении содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку изложенные заявителем кассационной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Несогласие ответчика с толкованием судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой, представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.