Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лысовой Е.В, судей Курлаевой Л.И, Ивановой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о включении периодов работы в страховой стаж и стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, объяснения представителя ОСФР по "адрес" по доверенности ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО9 об отсутствии оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" (далее ОСФР по "адрес"), с учетом уточнения требований по правилам статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил включить в специальный стаж периоды работы в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, водителя ООО "Автовокзал-Сервис Плюс" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также включить в страховой стаж - периоды работы в качестве водителя Автобазы треста "Молдсантехмонтаж" Республики Молдова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность на ОСФР по "адрес" учесть при исчислении досрочной страховой пенсии по старости среднемесячный заработок по справке от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной Автобазой треста "Молдсантехмонтаж" Республики Молдова, взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОСФР по "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях".Решением ОСФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ - 20 лет, требуемого страхового стажа - 25 лет, требуемой величины ИПК -23, 4 и в связи с обращением за назначением пенсии ранее, чем за месяц до возникновения права.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
В страховой стаж ФИО1 включены периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя Автобазы треста "Молдсантехмонтаж" Республики Молдова;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова.
В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ФИО1 включены периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя ООО "Автовокзал-Сервис Плюс".
На ОСФР по "адрес" возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, учесть при исчислении досрочной пенсии по старости среднемесячный заработок по справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Автобазой треста "Молдсантехмонтаж" Республики Молдова, по наиболее выгодному варианту.
В удовлетворении требований ФИО1 о компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части включения ФИО1 в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя Автобазы треста "Молдсентехмонтаж" "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова; в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова, возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, учета при исчислении досрочной страховой пенсии по старости среднемесячного заработка по справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Автобазой треста "Молдсентехмонтаж" "адрес".
В указанной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований ФИО1 отказано.
В остальной части это же решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Тамбовский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес", поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова, а также в части назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, принять новое судебное постановление об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы об отсутствии у суда оснований для включения спорных периодов в стаж истца и назначении пенсии.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ - 20 лет, требуемого страхового стажа - 25 лет, требуемой величины ИПК - 23, 4 и в связи с обращением за назначением пенсии ранее, чем за месяц до возникновения права.
ОСФР по "адрес" принят к зачету страховой стаж 18 лет 6 месяцев 10 дней.
В страховой стаж, в числе прочего, не включены периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя Автобазы треста "Молдсантехмонтаж" Республики Молдова, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис", "адрес" Молдова, так как достоверность стажа, приобретенного в "адрес" после распада СССР, не подтвердилась; сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в компетентные органы Республики Молдова отсутствуют. ОСФР по "адрес" был направлен запрос в компетентные органы Республики Молдова об истребовании справок о заработной плате и стаже, приобретенном на территории государства - участника соглашения. По истечении срока, предусмотренного ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях", ответ не поступил.
В специальный стаж, не включены следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис", "адрес" Молдова, так как достоверность стажа на соответствующих видах работ не подтвердилась; информация о действии института досрочных пенсий по данному основанию и сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в компетентные органы Республики Молдова отсутствуют;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя ООО "Автовокзал-Сервис Плюс", так как документально не подтверждается работа в течение полного рабочего дня в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах; кроме того, сведения индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждают работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страхователем не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, отсутствует информация о начислении и уплате страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.
Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя ООО "Автовокзал-Сервис Плюс", суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, нормами Федерального закона "О страховых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, как то табели учета рабочего времени, путевые листы, должностную инструкцию, трудовой договор, схему движения маршрута N, паспорт автобусного маршрута, справку о льготном характере работы и уплате дополнительного тарифа, заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав специалиста ООО "Центр Безопасности Труда", исходил из того, что в указанные периоды ФИО1 фактически осуществлял работу в льготных условиях труда, имел полную занятость на рабочем месте, представленные доказательства свидетельствуют о постоянной занятости истца в эти периоды именно водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в связи с чем, пришел к выводу о включении в специальный стаж истца вышеуказанных периодов работы в качестве водителя в ООО "Автовокзал-Сервис Плюс".
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя Автобазы треста "Молдсантехмонтаж" Республики Молдова, суд первой инстанции, сослался на положения ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пп. 8 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, и принял в качестве надлежащих и достаточных доказательств факта работы и оплаты работодателем страховых взносов трудовую книжку и справку от ДД.ММ.ГГГГ N, выданную компанией автосервиса и транспорта ООО "Севремонт" Республики Молдова, отражающую сведения о заработке истца за период с 1984 по декабрь 1993 года, содержащую отметку о производстве отчислений с заработной платы в фонд социального страхования и пенсионный фонд по установленным тарифам в полном объеме.
Кроме того, суд первой инстанции признал подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 о включении в специальный страховой стаж периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом суд сослался на положения ст. ст. 1, 2, 6, 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, и принял в качестве надлежащих и достаточных доказательств факта работы истца и оплаты работодателем страховых взносов трудовую книжку и справку от ДД.ММ.ГГГГ N, выданную АО "Транссервис", отражающую сведения о работе водителем 1 класса на городских пассажирских перевозках с полным рабочим графиком, содержащую отметку о производстве отчислений в фонд социального страхования и пенсионный фонд по установленным тарифам в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился в полном объеме, отметив, что они соответствуют нормам материального права, применимым к спорным правоотношениям, обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в оспариваемой ответчиком части по доводам приведенным в кассационной жалобе не усматривает.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
10.02.1995 в Москве между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 10.02.1995).
В соответствии со ст. 2 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктами 1, 2 ст. 6 Соглашения от 10.02.1995 определено, что назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31.12.1991.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение на территории обоих государств, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их Полномочными органами (ст. 10 Соглашения от 10.02.1995).
Полномочные органы информируют друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, его изменениях, а также принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера (ст. 11 Соглашения от 10.02.1995).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых возраст, страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также индивидуальный пенсионный коэффициент.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
К регулярным городским пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в черте города с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно п. 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подп. "а" п. 6 Правил N); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подп. "б" п. 6 Правил N); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных налоговых органов (подп. "в" п. 6 Правил N); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подп. "г" п. 6 Правил N).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н (действовал до 01.01.2022) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подп. "а" п. 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подп. "б" п. 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу п. 6 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nр, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или "адрес" или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от ДД.ММ.ГГГГ N) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории "адрес" и Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ЛЧ-25-25/3283 о направлении информации Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов, в Молдове органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Национальная касса социального страхования Республики Молдова.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Удовлетворяя требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" "адрес" Молдова, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности, сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, справки, выданные работодателем, уточняющие характер его работы, в соответствии с которыми истец осуществлял свою трудовую деятельность в с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ) в качестве водителя 1 класса службы сервиса АО "Транссервис" и был занят полный рабочий день в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, оплата страховых взносов за указанный период в Национальную кассу социального страхования Республики Молдова произведена в полном объеме, с учетом указаний суда кассационной инстанции, обоснованно исходил из того, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Республики Молдова, осуществляются в соответствии с заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, в соответствии со статьей 1 которого между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, трудовой (страховой) стаж - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение. При этом учел, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 2 Соглашения).
Учитывая, что специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости, с учетом периодов включенных по решению суда, составил более 20 лет, страховой стаж более 25 лет, суды пришли к правомерному выводу о возложении на ответчика обязанности досрочно назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что судом неверно применены нормы материального права, поскольку на территории Республики Молдова истец не имеет право на включение спорных периодов в специальный стаж, являются необоснованными, поскольку в силу указания в Соглашении, пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Поскольку судом материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.