Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей: Шамрай М.С, Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Тореза о признании действий незаконными, возложении обязанности назначить выплату, по кассационной жалобе Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Тореза на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Тореза о признании действий незаконными, возложении обязанности назначить выплату, указав в обоснование заявленных требований, что имеет стаж работы на угольных предприятиях более 18 лет, в связи с чем, приобрел право на получение бесплатного твердого топлива на бытовые нужды. До 2022 года истец обеспечивался углем Торезской дирекцией по ликвидации шахт. На отопительный сезон 2022-2023 года получил денежную компенсацию в размере 25 000 руб. Уведомлением от 11 августа 2023 г. N УТСЗН администрации г. Тореза отказало истцу в назначении компенсационной выплаты на отопительный сезон 2023-2024 года, ссылаясь на недостаточность трудового стажа для его получения согласно пункту 2 части 2 статьи 221 Закона N 57-IHC. С отказом истец не согласен, поскольку имеет подземный стаж на угольных предприятиях более 10 лет, что, по его мнению, является основанием для назначения компенсационной выплаты.
Истец просил суд признать незаконным отказ ответчика в назначении компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд, возложить на ответчика обязанность назначить выплату на отопительный сезон 2023-2024 года в размере 25 000 руб. согласно пункту 2 части 2 статьи 221 Закона Донецкой Народной Республики "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 12 июня 2015 г. N 57-IHC.
Решением Харцызского межрайонного суда от 2 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 25 января 2024 г. решение Харцызского межрайонного суда Донецкой Народной Республики от 2 ноября 2023 г. отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО4 удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Тореза ДНР в назначении Оприщенко А.И. компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд. На ответчика возложена обязанность назначить ФИО5И. компенсационные выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд на отопительный сезон 2023-2024 года в размере 25 000 руб.
В кассационной жалобе Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Тореза просит апелляционное определение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что стаж истца на подземных работах на ликвидируемом предприятии составляет 7 месяцев 11 дней, стаж на горном предприятии государственной формы собственности, не прекратившем работу, составляет 17 лет 9 месяцев 9 дней. В совокупности стаж учитываться не может. Для назначения компенсации учитывается только стаж на ликвидируемом государственном горном предприятии, который менее 10 лет.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО6 с 27 марта 1980 г. по 4 января 1998 г. работал горнорабочим очистного забоя на шахте "Прогресс" (17 лет 9 месяцев 9 дней), с 16 февраля 1998 г. по 28 сентября 1998 г. - горнорабочим очистного забоя на шахте "Объединенная" (7 месяцев 12 дней). Указанные шахты, как структурные предприятия, входили в ГП "Торезантрацит".
Филиал "Шахта Прогресс" ГУП ДНР "Торезантрацит" является предприятием, не прекратившим работу по основному виду производственной деятельности, СП "ЛШ "Объединенная" внесена в перечень ликвидируемых горных предприятий государственной формы собственности.
Также судом установлено, что с 24 июня 1998 г. Оприщенко А.И. является получателем пенсии по возрасту, проживает в доме с печным отоплением, расположенным по адресу: "адрес".
Уведомлением УТСЗН администрации г. Тореза от 11 августа 2023 г. N истцу отказано в назначении компенсационной выплаты на отопительный сезон 2023-2024 года по причине того, что стаж его работы не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 221 Закона N 57-IHC.
Полагая свои права нарушенными, и обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что отказ ответчика в выплате компенсации на отопительный сезон 2023-2024 года является незаконным, поскольку истец имеет подземный стаж на угольных предприятиях более 10 лет.
Разрешая спор и постановляя решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец является пенсионером ликвидируемого горного предприятия государственной формы собственности СП "ЛШ "Объединенная", где стаж его работы составляет 7 месяцев 12 дней, что не дает оснований для предоставления ему компенсационных выплат на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 221 Закона N 57-IHC.
С приведенными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Приняв во внимание положения Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 г. N 57-IHC "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Указ Главы Донецкой Народной Республики от 30 августа 2019 г. N 276 "О предоставлении компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд отдельным категориям лиц, проживающих на территории Донецкой Народной Республики", Порядок предоставления компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд отдельным категориям лиц, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, утверждённый Указом Главы Донецкой Народной Республики от 30 августа 2019 года N 276, установив значимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовав представленные в дело доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, установив, что ранее Оприщенко А.И. был включен в списки на получение твердого топлива (угля) для бытовых нужд на 2021 год на основании Временного порядка по выполнению социальных обязательств в виде обеспечения твердым топливом (углем) для бытовых нужд, утвержденного постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики N 8-1 от 2 октября 2018 г, обеспечивался углем до 2022 года; на отопительный сезон 2022-2023 года получил денежную компенсацию в размере 25 000 руб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что истец, как неработающий пенсионер горного предприятия, отработавший на подземных работах не менее 10 лет, ранее пользовался правом и обеспечивался твердым топливом (углем) для бытовых нужд в соответствии со статьей 20 Закона 57-1 НС, соответственно, в настоящее время истец не может быть лишен социальной гарантии, ранее предоставляемой и признаваемой за ним.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, "данные изъяты", потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 1, подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 221 Закона Донецкой Народной Республики "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 12 июня 2015 г. N 57-IHC, в случае консервации, реструктуризации или ликвидации (закрытия) горных предприятий государственной формы собственности компенсационные выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, при наличии в их жилых помещениях по месту регистрации (фактического проживания перемещенного лица) печного отопления и (или) кухонного очага на твердом топливе (угле). К лицам, имеющим право на предоставление компенсационных выплат на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд в случае консервации, реструктуризации или ликвидации (закрытия) горных предприятий государственной формы собственности, относятся пенсионеры, которые отработали на таких предприятиях на подземных работах - не менее 10 лет для мужчин и не менее 7 лет и 6 месяцев для женщин.
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 30 августа 2019 г. N 276 "О предоставлении компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд отдельным категориям лиц, проживающих на территории Донецкой Народной Республики" определено предоставление компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд пенсионерам государственных ликвидированных горных предприятий, имеющим право на компенсацию по основаниям, установленным пунктом 2 части 2 статьи 221 Закона N 57-IHC.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка предоставления компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд отдельным категориям лиц, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, утверждённого Указом Главы Донецкой Народной Республики от 30 августа 2019 г. N 276 размер компенсации составляет: для лиц, зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях с печным отоплением, а также для лиц, зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях с печным отоплением и кухонным очагом на твердом топливе (угле) для приготовления пищи, - 25 000 руб.; для лиц, зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях, кухни которых оборудованы кухонным очагом на твердом топливе (угле) для приготовления пищи - 12 500 руб.
Пунктом 2.1.1 Временного порядка по выполнению социальных обязательств в виде обеспечения твердым топливом (углем) для бытовых нужд, утвержденного постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики N 8-1 от 2 октября 2018 г. предусмотрено, что право на получение твердого топлива (угля) для бытовых нужд имеют пенсионеры, вышедшие на пенсию с РП "Донбассуглереструктуризация", других государственных предприятий угольной промышленности и имеющим основания, установленные статьей 20 Закона 57-1 НС, для обеспечения твердым топливом (углем) для бытовых нужд.
На основании Указа Врио Главы Донецкой Народной Республики от 20 октября 2022 г. внесены изменения в Указ Главы Донецкой Народной Республики от 30 августа 2019 года N 276 и пункт 1 дополнен подпунктом 1.61 следующего содержания: "Неработающие пенсионеры горных предприятий государственной формы собственности, не прекративших работу по основному виду производственной деятельности, имеющие право на компенсацию по основаниям, установленным пунктом 1 части 3 статьи 20 Закона Донецкой Народной Республики N 57-1НС; пенсионеры ликвидируемых горных предприятий государственной формы собственности, планируемых к реструктуризации и консервации, по основаниям установленным пунктом 2 части 2 статьи 221 Закона N 57-1 НС".
Пунктом 1 части 3 статьи 20 Закона 57-1 НС предусмотрено, что право на предоставление компенсационных выплат на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд имеют следующие льготные категории лиц горных предприятий государственной формы собственности, не прекративших работу по основному виду производственной деятельности, проживающих в домах с печным отоплением и(или) в домах, кухни которых оборудованы очагами на твердом топливе(угле) для бытовых нужд: неработающие пенсионеры, которые отработали на горных предприятиях на подземных работах а) не менее 10 лет для мужчин и не менее 7 лет и 6 месяцев для женщин.
Выводы суда апелляционной инстанции приведенным нормам права не противоречат, основаны на установленных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления судебная коллегия по доводам кассационной жалобы не усматривает.
Поскольку истец с 24 июня 1998 г. является получателем пенсии по возрасту, проживает в доме с печным отоплением, СП "ЛШ "Объединенная" внесена в перечень ликвидируемых горных предприятий государственной формы собственности, приняв во внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 221 Закона N 57-1НС истец приобрел право на получение компенсации на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд, в связи с ликвидацией предприятия, как работник такого предприятия, ранее истцу выдавалось бесплатно твердое топливо до 2021 года, а также назначались компенсационные выплаты на 2022-2023 гг. на приобретение твердого топлива в связи с ликвидацией предприятия, то есть, право истца на социальное обеспечение гарантировано принятым решением уполномоченного органа, назначившего ранее истцу оспариваемые выплаты, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного истцом иска.
По существу приведенные кассатором в жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене апелляционного определения являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Тореза - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.