Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнеева Андрея Валентиновича к Министерству здравоохранения Тамбовской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о выплате единовременной компенсационной выплаты и взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Корнеева Андрея Валентиновича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 12 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 10 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корнеев А.В. обратился в суд с иском к управлению здравоохранения Тамбовской области о выплате единовременной компенсационной выплаты и взыскании судебных расходов, указав в обоснование заявленных требований, что согласно трудовой книжке AT-III N от 1 ноября 1985 г. он был принят в Первомайскую НРБ Тамбовской области для прохождения интернатуры по специальности "Педиатрия" 31 июля 1987 г. по окончании интернатуры был назначен на должность участкового врача - педиатра Первомайской ЦРБ с 15 июня 1988 г, а далее работал в других учреждениях здравоохранения Тамбовской области, 16 февраля 2001 г. в порядке служебного перевода вновь был принят в Первомайскую ЦРБ на должность врача-иглорефлексотерапевта, 1 октября 2002 г. уволился по собственному желанию. После этого истец переехал в г. Саратов, где работал в различных организациях, не связанных с медицинской деятельностью.
В 2021 году истец решилпереехать в р.п. Первомайский Тамбовской области на работу в ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница" по программе "Земский доктор", где имелась вакантная должность врача-эндоскописта. В управлении здравоохранения Тамбовской области истца заверили в том, что он имеет право рассчитывать на единовременную компенсационную выплату как врачу, переехавшему на работу в рабочий поселок с населением до 50 тысяч человек.
Пройдя профессиональную переподготовку в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского по должности врача-эндоскописта эндоскопического кабинета на основании гарантийного письма, выданного ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница", 4 февраля 2021 г. истец принят на должность врача-эндоскописта на 1, 0 станку в ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница".
Кадровой службой больницы были собраны документы для передачи в управление здравоохранения Тамбовской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области с целью выплаты единовременной компенсации, однако, в управлении просили подождать выплат в связи с отсутствием денежных средств, а затем 17 марта 2022 г. на письменный запрос истца был получен ответ из управления здравоохранения области об отказе в получении денежной выплаты по программе "Земский доктор", поскольку в 2001 году истец уже работал в Первомайской ЦРБ.
Истец просил суд возложить на ответчика обязанность выплатить ему, как врачу, переехавшему на работу в рабочий поселок с населением до 50 тысяч человек, единовременную денежную компенсацию в размере 1 500 000 руб, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 700 руб.
Протокольным определением суда произведена замена ответчика управления здравоохранения Тамбовской области на Министерство здравоохранения Тамбовской области, в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 12 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 10 января 2024 г, в удовлетворении исковых требований Корнееву А.В. отказано.
В кассационной жалобе Корнеев А.В. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что более 10 лет работал за пределами места регистрации. Переехал в рабочий поселок Первомайский в связи программой "земский доктор". Основным мотивом прибытия являлось получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной медицинским работникам по указанной программе, наличие вакантной должности. ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" истцу были даны гарантии в получении данной выплаты, выдано гарантийное письмо о приеме на работу. Занимаемая истцом должность входит в примерный перечень должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляется единовременные компенсационные выплаты. Кассатор считает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в осуществлении выплаты, поскольку он соответствовал всем условиям. Обращает внимание на то, что целью прибытия явилось получение социальных выплат, а также заполнение дефицита кадров по редкой специальности врача-эндоскописта, в которой нуждалась районная больница.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке (N). В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 28 марта 2024 г. в 12.35, часов, затем в судебном заседании объявлены перерывы 18 апреля 2024 г. в 15.35 часов, 16 мая 2024 г. в 15.50 часов, на 23 мая 20245 г. в 13.55 часов; 23 мая 2024 г. дело рассмотрено судом кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела допущены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, соглашением от 24 декабря 2019 г. N и дополнительными соглашениями к нему от 28 декабря 2020 г. N, от 27 декабря 2021 г. N, соглашением от 27 декабря 2021 г. N установлено предоставление из федерального бюджета бюджету Тамбовской области субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N1640
17 марта 2022 г. Управление здравоохранения Тамбовской области письмом N сообщило Корнееву А.В, что его обращение от 9 марта 2022 г. рассмотрено. Согласно данным его трудовой книжки Корнеев А.В. не является прибывшим (переехавшим) на работу в ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница", т.к. он уже работал в указанной медицинской организации в 2001 году, в связи с чем, у управления отсутствуют правовые основания для предоставления истцу единовременной компенсационной выплаты. Иных основания для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты не приведено.
Также суд установил, что истец с 3 июня 1994 г. зарегистрирован по месту жительства в р.п. Первомайский Тамбовской области, снят с регистрационного учета 4 июля 2022 г. и вновь зарегистрирован в этом же населенном пункте 4 июля 2022 г. по иному адресу.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N Корнеев А.В. был зарегистрирован в Саратовской области в период с 8 октября 2013 г. по 8 октября 2023 г, что также подтверждается сведениями ОАСР УВМ ГУ МВД России по Саратовской области, снят с регистрационного учета 15 декабря 2020 г. на основании заявления об аннулировании регистрации по месту пребывания.
Из трудовой книжки Корнеева А.В. и вкладыша к ней следует, что 16 февраля 2001 г. Корнеев А.В. принят в ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" на должность врача-иглорефлексотерапевта в порядке служебного перевода из отделения скорой медпомощи МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Мичуринск Тамбовской области и уволен по собственному желанию 1 октября 2002 г.
В период с 7 октября 2022 г. по 10 марта 2016г. согласно записям в трудовой книжке истец работал в различных организациях, в том числе не связанных с лечебной деятельностью, расположенных за пределами Тамбовской области, а также за пределами Российской Федерации.
4 февраля 2021 г. истец принят в ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" на должность врача - эндоскописта на 1, 0 ставку, где работает по настоящее время.
Установлено, что 4 февраля 2021 г. между ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница" и Корнеевым А.В. заключен трудовой договор N, согласно которому работодатель предоставляет работнику работу по должности врача - эндоскописта на 1, 0 ставки, а работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с условиями трудового договора. Работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя - стационар - хирургическое отделение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", р. "адрес".
Из материалов дела также следует, что 26 июня 2020 г. ТОГБУЗ "Первомайская НРБ" выдавалось гарантийное письмо директору центра дополнительного профессионального образования Саратовского государственного медицинского университета им В.И. Разумовского о трудоустройстве Корнеева А.В. после профессиональной переподготовки в должности врача - эндоскописта.
Как следует из ответа ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" от 25 декабря 2023 г, данного суду апелляционной инстанции, сведения о наличии вакантной должности врача-эндоскописта для включения в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществлялись единовременные компенсационные выплаты 2020-2021 г.г. осуществлялись путем ежемесячного предоставления информации о вакантной ставке в Управление здравоохранения Тамбовской области на электронную почту отдела кадров. Ежемесячно размещались сведения о наличии вакансии должности врача-эндоскописта на портале - работа России, ежемесячно предоставлялся отчет в Центр занятости Первомайскою района Тамбовской области о наличии вакантных ставок в учреждении, 8 февраля 2021 г. учреждением направлено письмо в адрес Управления здравоохранения Тамбовской области на электронную почту о включении врача-эндоскописта в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2021 году, так как медицинский работник трудоустроен с 4 февраля 2021 г.
Министерством здравоохранения Тамбовской области в материалы дела представлены копии приказов с приложениями к ним от 30 декабря 2020г. N от 13 октября 2021 г. N, от 29 октября 2021 г. N, от
2 ноября 2021 г. N, от 17 декабря 2021 г. N, от 20 декабря 2021 г. N, от 10 августа 2020 г. N, от 6 ноября 2020 г. N, от 2 декабря 2020 г, от 21 декабря 2020 г. N, в соответствии с которыми, должность врача-эндоскописта в ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" не включалась в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 и 2021 годах.
Управлением отказано истцу в выплате единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на Положение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в 2020 - 2024 годах, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 7 августа 2020 г. N - несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям пункта 2 Положения (отсутствие прибытия (переезда) на работу).
Разрешая спор и постановляя решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции согласился с обоснованием причин отказа истцу ответчиком в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, указав, что прибытие истца для трудоустройства в р.п. Первомайский из г. Саратова не может быть расценено как переезд по смыслу, придаваемому постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N1640, поскольку Корнеев А.В. фактически не осуществлял переезд в рабочий поселок. Несмотря на то, что с 8 октября 2013 г. по 15 декабря 2020 г. истец был зарегистрирован в г. Саратове по месту пребывания, до назначения на должность с 1994 года по настоящее время Корнеев А.В. зарегистрирован по месту жительства в р.п. Первомайский, где проживал как в период прохождения интернатуры, так и в 2001 -2002 годах во время работы истца в ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ", в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Также суд первой инстанции указал на то, что занимаемая истцом должность врача-эндоскописта не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременная компенсационная выплата, в связи с чем в силу пункта 2 постановления администрации Тамбовской области от 7 августа 2020 г. N 613 у истца отсутствовало право на получение единовременной компенсационной выплаты.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции по апелляционной жалобе Корнеева А.В. пришел к выводу, что в целом отказ истцу в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 и постановлением администрации Тамбовской области от 7 августа 2020 г. N 613 являлся правомерным.
При этом суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в дело доказательства, в том числе истребованные у сторон непосредственно судебной коллегией, пришел к выводу, что должность врача-эндоскописта в ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 и 2021 годах, то есть ни до принятия на работу истца, ни после, в то время, как одним из оснований отказа в предоставлении оспариваемой выплаты в соответствии с Положением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в 2020 - 2024 годах, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 7 августа 2020 г. N 613 является отсутствие должности медицинского работника в перечне вакантных должностей, утвержденных Управлением на момент трудоустройства в медицинскую организацию, подведомственную Управлению. В связи с приведенным обстоятельством отказ в выплате по причине того, что должность врача-эндоскописта ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" не включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 и 2021 годах, утвержденный Управлением здравоохранения Тамбовской области, признан правильным.
В то же время, суд апелляционной инстанции не согласился с суждениями суда первой инстанции о том, что истец не является прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, поскольку после увольнения 1 октября 2002 г. из ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ" истец длительное время не проживал на территории Тамбовской области, поскольку работал в других юридических лицах, расположенных за пределами Тамбовской области. Сославшись на то, что местом жительства гражданина в соответствии со статьей 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, суд апелляционной инстанции указал, что наличие у истца регистрации в период с 3 июня 1994 г. до 4 февраля 2021 г. в р.п. Первомайский Тамбовской области, при установлении обстоятельств работы и фактического проживания истца за пределами Тамбовской области, не свидетельствует о том, что истец не является приехавшим (переехавшим) лицом в р.п. Первомайский Тамбовской области на момент его трудоустройства в ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ".
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что истец являлся переехавшим лицом в р.п. Первомайский Тамбовской области на момент его трудоустройства в ТОГБУЗ "Первомайская ЦРБ", сторонами не оспариваются.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца права на получение единовременной компенсационной выплаты по причине того, что занимаемая истцом должность врача-эндоскописта не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременная компенсационная выплата, полагая данные выводы основанными на неверном толковании норм материального права.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010г. N 326-ФЗ в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки (пункт 1 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом (пункт 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (пункт 4 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 12.4 Федерального закона от 29 ноября 2010г. N 326-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.
Контроль за использованием средств, предусмотренных на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, осуществляется Федеральным фондом, территориальными фондами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации (статья 12.5 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в рамках которой предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско- акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек регламентированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640).
В соответствии с пунктом 3 Правил критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Утвержденный уполномоченным органом программный реестр должностей на очередной финансовый год представляется в Министерство здравоохранения Российской Федерации до 1 апреля текущего финансового года;
б) наличие заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины).
Согласно пункту 5 названных Правил условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в том числе в размере:
1, 5 млн. рублей для врачей и 0, 75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;
1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику однократно по одному из оснований, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек;
в) при трудоустройстве медицинского работника по его желанию на работу в медицинскую организацию, расположенную в месте его проживания (в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек), после завершения обучения в медицинской образовательной организации высшего образования или медицинской профессиональной образовательной организации (в том числе на основании договора о целевом обучении).
Во исполнение Правил постановлением администрации Тамбовской области от 7 августа 2020 г. N 613 утверждено Положение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в 2020 - 2024 годах согласно приложению (в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 2 июня 2022 г. N 436).
Управление здравоохранения Тамбовской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Тамбовской области) определено уполномоченным органом исполнительной власти области на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
Данное Положение определяет порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско - акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек в 2020 - 2024 годах.
Единовременная компенсационная выплата согласно Положению, предоставляется медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной управлению здравоохранения Тамбовской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременная компенсационная выплата, утверждаемый Управлением в размере в том числе, 1 500 000 руб. для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях, перечень которых утвержден постановлением администрации области от 9 декабря 2020 г. N 995 "Об утверждении перечня удаленных и труднодоступных территорий, при прибытии на работу (переезде) в которые медицинским работникам (врачам, фельдшерам) осуществляются единовременные компенсационные выплаты.
Выплата предоставляется однократно (пункт 3 Положения).
Выплата носит заявительный характер. Медицинский работник после заключения трудового договора с медицинской организацией, подведомственной управлению здравоохранения области (далее - медицинская организация) обращается в Управление с заявлением о предоставлении выплаты на бумажном носителе по форме согласно приложению N 1 к Положению (пункт 4 Положения).
Медицинский работник представляет заверенные в установленном законом порядке копии документов, указанных в пункте 5 Положения, либо подлинники этих документов с приложением копий (пункт 6 Положения).
Управление в течение 15 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 Положения, рассматривает представленные документы и принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении (пункт 8).
Основаниями для отказа в предоставлении выплаты являются: представление неполного пакета документов, указанных в пункте 5 Положения; несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям пункта 2 Положения; отсутствие должности медицинского работника в перечне вакантных должностей, утвержденных Управлением, на момент трудоустройства и медицинскую организацию, подведомственную Управлению; недостоверность сведений в представленных документах, указанных в пункте 5 Положения.
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений по предоставлению медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. на территории Тамбовской области, единовременной компенсационной выплаты следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, расположенные на территории Тамбовской области, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городов с населением до 50 тыс. и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс, однократно в течение их трудовой деятельности.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность, осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджета субъекта Российской Федерации - Тамбовской области. Иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области для последующего их перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок предоставления органом здравоохранения Тамбовской области, как уполномоченным органом, медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты.
При принятии судами решения об отказе в удовлетворении исковых требований Корнеева А.В. о возложении на ответчика обязанности выплатить ему, как врачу, переехавшему на работу в рабочий поселок с населением до 50 тысяч человек, единовременную денежную компенсацию, приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства, регулирующие порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу на территории Тамбовской области, к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Корнеев А.В. на основании трудового договора от 4 февраля 2021 г. принят на работу ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница" на должность врача - эндоскописта на 1, 0 ставки; местом работы истца определено структурное подразделение - стационар - хирургическое отделение, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", р. "адрес". С 4 июля 2022 г. истец зарегистрирован в этом же населенном пункте по месту жительства.
Управлением отказано истцу в выплате единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на Положение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в 2020 - 2024 годах, утвержденное постановлением администрации Тамбовской области от 7 августа 2020 г. N 613 - несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям пункта 2 Положения (отсутствие прибытия (переезда) на работу).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
Таким образом, при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в рабочий поселок с населением до 50 тысяч человек для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников, в том числе по причине отсутствия в перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 и 2021 годах, утвержденном Управлением здравоохранения Тамбовской области, является недопустимым.
Право медицинских работников на предоставление им единовременной компенсационной выплаты связано в силу приведенного выше правового регулирования с фактом прибытия медицинского работника в рабочий поселок с населением до 50 тысяч человек, расположенный на территории Тамбовской области, с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании трудового договора, и обращения такого работника в установленный срок с приложением необходимых документов в Министерство здравоохранения Тамбовской области (ранее Управление) с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Суду, с учетом заявленных истцом требований и возражений ответчика, применительно к правовому регулированию возникших правоотношений, надлежало установить, соблюдены ли истцом все установленные нормативными правовыми актами условия для получения спорной выплаты, ввиду этого вывод судов об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате спорной компенсации не соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела судом первой инстанции обстоятельствам, а потому является неправомерным.
Доводы суда первой и апелляционной инстанций в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что в формируемом ответчиком перечне отсутствует занимаемая истцом должность, судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, право на участие в программе имеют работники, перечисленные в Примерном перечне должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), в котором поименована должность врача-эндоскописта, занимаемая истцом.
Как следует из позиции ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница", должность врача-эндоскописта длительное время являлась вакантной. В связи с нуждаемостью во враче-эндоскописте сведения о наличии вакантной должности для включения в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществлялись единовременные компенсационные выплаты 2020-2021 г.г. осуществлялись путем ежемесячного предоставления информации о вакантной ставке в Управление здравоохранения Тамбовской области на электронную почту отдела кадров. Кроме того, ежемесячно размещались сведения о наличии вакансии должности врача-эндоскописта на портале - работа России, ежемесячно предоставлялся отчет в Центр занятости Первомайскою района Тамбовской области о наличии вакантных ставок в учреждении.
Факт направления ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница" ежемесячно информации о вакантной ставке в Управление здравоохранения Тамбовской области ответчиком не опровергнут.
После принятия истца на вакантную должность 8 февраля 2021 г. учреждением направлено письмо в адрес Управления здравоохранения Тамбовской области на электронную почту о включении врача-эндоскописта в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2021 году, так как медицинский работник трудоустроен с 4 февраля 2021 г.
Указанное судами во внимание не принято, обстоятельства, связанные с бездействием Управления здравоохранения Тамбовской области, которое при наличии сведений о потребности длительное время ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница" во враче-эндоскописте, при наличии вакантной должности, не приняло мер по включению данной должности в соответствующий перечень. ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница" расположено в рабочем поселке с населением до 50 тысяч человек.
Судами не учтено, что истец в соответствии с приведенными нормативными положениями как медицинский работник, прибывший в 2021 году на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в поселке городского типа с населением до 50 тыс, приобрел право на предоставление единовременной компенсационной выплаты, следовательно, был вправе рассчитывать на получение спорной выплаты. Отсутствие же в формируемом ответчиком перечне занимаемой истцом должности не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на предоставление единовременной компенсационной выплаты и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению истца такой выплатой, в отсутствие иных обстоятельств, препятствующих ее получению. 4 февраля 2021 г. истец был принят на вакантную должность врача-эндоскописта в ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница", находящуюся в поселке городского типа с населением до 50 тыс, то есть факт трудоустройства на вакантную должность в учреждении здравоохранения, с которым часть 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" связывает возможность получения единовременной компенсационной выплаты, имел место.
Право медицинского работника на спорную единовременную компенсационную выплату связано с соблюдением определенных условий: наличие соответствующего медицинского образования, факт прибытия медицинского работника в поселок городского типа с населением до 50 тыс, расположенный на территории Тамбовской области, с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании трудового договора, наличие вакантной должности. При этом включение вакантной должности в Перечень вакантных должностей, при наличии потребности у медицинской организации в работнике определенной должности - это юридический факт, относящийся к действиям, направленным на достижение определенного правового результата, в связи с чем, не включение должности истца врач-эндоскопист Министерством здравоохранения в Перечень вакантных должностей, при том, что из материалов дела следует, что данная должность в ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница" являлась длительное время вакантной и в отношении данной должности направлялись в Министерство ежемесячно сведения, не может препятствовать реализации предоставленного истцу права на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Включение вакантной должности в Перечень является механизмом для реализации медицинским работником права на получение денежных мер поддержки, а не исполнение Министерством здравоохранения своей обязанности по надлежащему формированию перечня вакантных должностей, не может лишить медицинского работника самого права на получение денежных средств, которые гарантированы ему законодательством Российской Федерации. Данное право обеспечено законом и не может быть поставлено в зависимость от неисполнения Министерством здравоохранения Ростовской области своей непосредственной обязанности по формированию перечня.
В противном случае, не будет достигнута цель государственной социальной политики, направленной на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для квалифицированных специалистов (медицинских работников).
При таком положении, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска Корнеева А.В. только лишь по мотиву того, что занимаемая истцом должность врача-эндоскописта не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременная компенсационная выплата, в связи с чем, у истца отсутствовало право на получение единовременной компенсационной выплаты, является неправомерным.
Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), а также учитывая категорию спора, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 10 января 2024 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Тамбовский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.