Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьякова Вадима Геннадьевича к ФСИН России о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет, по кассационной жалобе Третьякова Вадима Геннадьевича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав объяснения истца и его представителя, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Третьяков В.Г. обратился с иском к ФСИН России о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет, указав в обоснование заявленных требований, что 27 апреля 2015 г. через Территориальную подкомиссию УФСИН России по г. Москве истец подал необходимый комплект документов в Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ранее истцу, а также членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилья не предоставлялась.
11 сентября 2015 г. решением Комиссии УФСИН России по г. Москве Третьяков В.Г. с составом семьи из 4 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27 апреля 2015 г.
27 января 2016 г. решением Комиссии УФСИН России по Москве к материалам учетного дела Третьякова В.Г. приобщены дополнительные документы и внесены изменения в части касающейся оснований постановки на учет (подпункт 1 части 3 статьи 4 Закона 283-ФЗ).
16 ноября 2021 г. решением Комиссии ФСИН России Третьяков В.Г. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил N 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона N 283, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Данное решение истец считает незаконным и необоснованным. Так, в решении Комиссии ФСИН России от 16 ноября 2021 г. отсутствуют указания на конкретные основания снятия истца и членов его семьи с учета. Комиссия ФСИН России, снимая истца с учета, не приняла во внимание, что решениями Ленинского районного суда г. Тамбова: от 18 августа 2015 г. супруга истца признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"; от 25 августа 2015 года истец признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", а дочери не приобретшими право пользования данным жилым помещением. Кроме того, Комиссия ФСИН России не приняла во внимание основания признания истца и членов его семьи утратившими право пользования жилыми помещениями в г. Тамбове. Этими основаниями являются откомандирование истца к новому месту службы в связи с окончанием Академии ФСИН России и назначением его главным специалистом ФКУ ЦНТЛ ФСИН России г. Москва, то есть решением вышестоящего руководства, согласно которому истец с членами своей семьи вынужденно покинул место своего проживания. Таким образом, истцом, а также членами его семьи, установленный частью 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ перечень действий, который определяет ухудшение жилищных условий, не был нарушен.
С учетом изложенного, истец просил суд признать решение Комиссии ФСИН России о снятии Третьякова В.Г. и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; возложить на Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленным законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанность поставить Третьякова В.Г, его супругу ФИО19. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения с 27 апреля 2015 г.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 мая 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2023 г, в удовлетворении исковых требований Третьякову В.Г. отказано.
В кассационной жалобе Третьяков В.Г. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на отсутствие в судебных постановлениях, а также в оспариваемом решении Комиссии указаний на конкретные основания снятия истца и членов его семьи с учета, при том, что улучшение жилищных условий и ухудшение являются взаимоисключающими. Не приняты во внимание вступившие в законную силу судебные постановления, которыми истец и его супруга признаны утратившими право пользования жилыми помещениями, а дочери - не приобретшими право пользования жилым помещением. Не учтено, что причиной признания истца и членов его семьи утратившими право пользования жилыми помещениями является откомандирование истца к новому месту службы, в связи с чем, истец с членами своей семьи вынужденно покинул место своего проживания в г. Тамбове. Таким образом, истец не допускал умышленные действия по ухудшению жилищных условий. Наличие либо отсутствие регистрации не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, в том числе на жилое помещение. Также кассатор ссылается на то, что своевременно проинформировал Комиссию УФСИН России по г. Москве о вынесенных в отношении семьи истца судебных постановлениях и Комиссия не усмотрела умышленных действий по ухудшению жилищных условий.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика (N).
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 16 мая 2024 г. в 14.30 часов, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 30 мая 2024 г. в 15.45 часов; 30 мая 2024г. дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела были допущены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Третьяков В.Г. проходит службу во ФСИН России.
В соответствии с приказом ФСИН России от 26 марта 2020 г. N-лс Третьяков В.Г. назначен на должность инспектора по особым поручениям отдела по работе с кадрами территориальных органов УК ФСИН России.
Выслуга лет в календарном исчислении более 10 лет.
Также из материалов дела следует, что 27 апреля 2015 г. Третьяков В.Г, майор внутренней службы, главный специалист отделения обеспечения деятельности территориальных органов ФСИН России в Сибирском федеральном округе отдела по методологическому обеспечению организационно-штатной деятельности учреждения УИС ФКУ ЦНТЛ ФСИН России обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по г. Москве.
При обращении в комиссию представлены документы на состав семьи 4 человека: Третьяков В.Г, супруга ФИО20. (брак заключен ДД.ММ.ГГГГ), дочь ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Третьяков В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО23. с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО24. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства в муниципальном жилом помещении общей площадью 46, 7 кв.м. по адресу: "адрес", предоставленному на основании договора социального найма отцу Третьякова В.Г. В соответствии с выпиской из домовой книги и финансового лицевого счета по указанному адресу зарегистрировано 6 человек.
Супруга истца ФИО25. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в муниципальном жилом помещении общей площадью 54, 4 кв.м. по адресу: "адрес", предоставленному на основании договора социального найма матери супруги истца, представлена копия договора социального найма. В соответствии с выпиской из домовой книги и финансового лицевого счета, по указанному адресу зарегистрировано 4 человека.
Также материалами дела подтверждено, что Третьяков В.Г. с семьей с 12 августа 2014 г. по 12 июля 2015 г, с 14 июля 2015 г. по 14 июня 2016 г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", "адрес" "адрес".
В соответствии с протоколом N от 11 сентября 2015 г. комиссии УФСИН России по г. Москве Третьяков В.Г. принят составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 апреля 2015 г.
Третьяков В.Г. обратился с рапортом в УФСИН России по г. Москве с просьбой приобщения к материалам своего учетного дела решений судов, а также просил учесть данную информацию при произведении расчета при выплате ЕСВ.
Также из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 25 августа 2015 г. Третьяков В.Г. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", а его дочери не приобретшими право пользования данным жилым помещением. В решении суда указано, что Третьяков В.Г. не исполнял обязанности по договору социального найма, добровольно выехал из указанного жилого помещения в связи переездом в другой населенный пункт в Московскую область, по причине трудоустройства в ФКУ ЦНТЛ ФСИН России (г. Москва), выезд из квартиры носит постоянный характер.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 августа 2015 г. супруга истца Третьякова (Степанкова) Е.О. признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". В решении суда указано, что супруга истца не исполняла обязанности по договору социального найма, добровольно выехала из указанного жилого помещения в связи переездом в другой населенный пункт в Московскую область, по причине трудоустройства ее супруга в ФКУ ЦНТЛ ФСИН России (г. Москва), выезд из квартиры носит постоянный характер.
Как следует из вышеуказанных решений суда, Третьяков В.Г. и его супруга в судебном заседании исковые требования признали, признание иска выражено в их письменных заявлениях, которые приобщены к материалам дел.
В соответствии с протоколом N от 27 января 2016 г. комиссии УФСИН России по г. Москве документы приобщены к материалам учетного дела Третьякова В.Г, внесены изменения в части касающейся основания постановки (подпункт 1 пункта 3 статьи 4 от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
16 ноября 2021 г. Комиссией ФСИН России принято решение снять Третьякова В.Г. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что оспариваемое им решение принято в пределах компетенции ответчика и в порядке, установленном действующим законодательством, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку указанными выше вступившими в законную силу судебными постановлениями установлено, что истец и члены его семьи совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что стало причиной признания их утратившими право пользования жилым помещением.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что доводы истца о том, что своими действиями он не ухудшал жилищные условия, опровергаются установленными судом обстоятельствами, на основании которых действия истца, связанные с освобождением им и его супругой жилых помещений по адресам: "адрес", правомерно расценены судом как свидетельствующие об умышленном ухудшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N 283-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); "данные изъяты" детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где к заявлению прилагаются документы, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Исходя из положений части 8 статьи 4 указанного Закона и пункта 12 названных Правил, обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из выписки из протокола комиссии от 16 ноября 2021 г. причиной снятия Третьякова В.Г. с учета на получение ЕСВ явилось совершение действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона N N 283-ФЗ с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что снимая его с учета, комиссия ФСИН России не приняла во внимание основание признания истца и членов его семьи утратившими право пользования жилыми помещениями в г. Тамбове в соответствии с судебными постановлениями Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 августа 2015 г. и от 25 августа 2015 г. Этим основанием являлось откомандирование истца к новому месту службы в связи с окончанием Академии ФСИН России и назначением его главным специалистом ФКУ ЦНТЛ ФСИН России г. Москва. То есть, убытие на постоянное место жительства в иной регион Российской Федерации вызван решением вышестоящего руководства, согласно которому истец с членами своей семьи вынужденно покинул место своего проживания в г. Тамбове, соответственно, действия, которые определяют ухудшение жилищных условий, не совершал.
В обоснование приведенных доводов истцом к иску приложена выписка из приказа Академии ФСИН России от 9 июля 2014 г. N л/с, в соответствии с которой, истец считается окончившим 11 июля 2014 г. Академию ФСИН России; откомандирован в ГУФСИН, УФСИН России для дальнейшего прохождения службы (л.д. 16).
Согласно приказу ФКУ ЦНТЛ ФСИН России от 12 августа 2014 г. N-лс, Третьяков В.Г, прибывший по окончании ФКОУ ВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" назначен на должность главного специалиста отделения обеспечения деятельности территориальных органов ФСИН России в Сибирском федеральном округе отдела по методологическому обеспечению организационно-штатной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по контракту сроком на 5 лет, с 12 августа 2014 г.
Решениями Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 августа 2015 г. и от 25 августа 2015 г, которыми истец и члены его семьи признаны утратившими право пользования жилыми помещениями (а дочери не приобретшими право пользования жилыми помещениями), установлено, что Третьяков В.Г. и члены его семьи не исполняли обязанности по договору социального найма, добровольно выехали из жилых помещений в связи переездом в другой населенный пункт в Московскую область, по причине трудоустройства Третьякова В.Г. в ФКУ ЦНТЛ ФСИН России (г. Москва), выезд из квартиры носит постоянный характер.
В соответствии с представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации по месту пребывания, Третьяков В.Г. с семьей с 12 августа 2014 г. по 12 июля 2015 г, с 14 июля 2015 г. по 14 июня 2016 г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению, с учетом заявленных истцом требований, возражений ответчика и подлежащих применению норм материального права, являлись следующие обстоятельства: являлись ли причины снятия истца с учета, изложенные в оспариваемом решении, уважительными (вынужденными); имелась ли недобросовестность в действиях заявителя при выезде с членами его семьи по месту прохождения службы в другой регион Российской Федерации; совершены ли истцом в связи с этим действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона N N 283-ФЗ именно с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, требований процессуального закона, суд вместо установления указанных юридически значимых обстоятельств для разрешения спора, сослался лишь на то, что оспариваемое истцом решение принято в пределах компетенции ответчика, в порядке, установленном действующим законодательством, вступившими в законную силу судебными постановлениями установлено, что истец и члены его семьи совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что стало причиной признания их утратившими право пользования жилым помещением, при этом не проверив доводы истца и не дав им оценку, тем самым по существу требование истца не разрешил.
Кроме того, ссылаясь на совершение истцом действий по ухудшению жилищных условий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, суд не учел, что решения Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 августа 2015 г. и от 25 августа 2015 г. предоставлены истцом в комиссию еще в 2016 году и протоколом комиссии от 27 января 2016 г. принято решение приобщить к учетному делу Третьякова В.Г. представленные документы. При этом решение о снятии истца с учета на основании этих же судебных постановлений принято только 16 ноября 2021г, то есть, более, чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об обоснованности вынесенного в отношении истца решения о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты преждевременными, они сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу, в связи с чем, судебная коллегия находит необходимым отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и требованиями процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2023 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.