Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клановского Сергея Савельевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Филиалу N 9 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании решений незаконными, включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Клановского Сергея Савельевича на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав объяснения истца, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клановский С.С. обратился в суд с иском к ОСФР по г. Москве и Московской области в лице филиала N 9 о назначении страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что ответчик необоснованно отказал истцу в назначении пенсии по мотиву недостаточности стажа, в то время, как страховой стаж истца составляет более 42 лет, в 2004 году истцу присвоено звание "Ветеран труда", что свидетельствует о том, что на момент присвоения звания у истца имелся стаж работы не менее 25 лет.
Истец просил суд признать незаконными решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 22 апреля 2022 г, 1 августа 2022 г. и 7 апреля 2023 г, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца периоды работы в линейном ОВД на ст. Москва-Белорусская с 11 мая 1984 г. по 12 августа 1987 г. и в локомотивном депо ст. Свердловск-Сортировочная Свердловской железной дороги с 11 августа 1981г. по 21 октября 1981 г, а также период обучения в техникуме железнодорожного транспорта с 1 сентября 1977 г. по 31 июля 1981 г.; признать истца пенсионером с 6 декабря 2022 г. в связи с наличием 42 летнего страхового стажа с назначением пенсии с 6 декабря 2022 г. и ее выплатой со всеми выплатами и доплатами, в том числе за звания "Заслуженный артист Российской Федерации" и "Народный артист Российской Федерации", назначаемыми в связи с выходом на пенсию по старости.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 августа 2023 г. исковые требования Клановского С.С. удовлетворены частично. Суд признал незаконными решения ответчика от 22 апреля 2022 г, от 1 августа 2022 г, от 7 апреля 2023 г. в части отказа во включении в страховой стаж Клановского С.С, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы; на Филиал N 9 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области возложена обязанность включить в специальный стаж Клановского С.С, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его работы с 21 июля 1980 г. по 2 декабря 1980 г. в локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности помощника машиниста тепловоза. В удовлетворении остальной части исковых требований Клановскому С.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2023 г. решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 августа 2023 г. в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж Клановского С.С, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его работы с 21 июля 1980 г. по 2 декабря 1980 г. в локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности помощника машиниста тепловоза изменено, указано на обязание ОСФР по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы Клановского С.С. в локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. с 11 августа 1981 г. по 21 октября 1981 г. В остальной части решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 августа 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Клановский С.С. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что необоснованно не включен в страховой стаж период обучения истца в техникуме железнодорожного транспорта с 1 сентября 1977г. по 31 июля 1981 г. Факт присвоения истцу звания "Ветеран труда" свидетельствует о включении в страховой стаж трудовой и общеполезной деятельности истца, в том числе и данного спорного периода. Не приняты во внимание Постановление Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 и постановление Совета Министров СССР N 590 от 3 августа 1972 г. действовавшие в период обучения истца, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления права истца в области пенсионного обеспечения. Считает, что неправомерно не засчитан в страховой стаж период службы в ОВД с 11 мая 1984 г. по 12 августа 1987г, поскольку в период действия постановления Совета Министров СССР N 590 от 3 августа 1972 г. данные периоды подлежали зачету.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела в обжалуемой части не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Клановский С.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1 сентября 1977 г. по 31 июля 1980 г. обучался в Даугавпилсском техникуме железнодорожного транспорта и с 21 июля 1980 г. по 2 декабря 1980 г. работал помощником машиниста тепловоза на производственной практике в Локомотивном депо Даугавпилс, с 11 августа 1981 г. по 21 октября 1981 работал Локомотивном депо ст. Свердловск-Сортировочная Свердловской железной дороги и уволен в связи с призывом в Армию; службу в рядах Советской Армии истец проходил с 10 ноября 1981 г. по 31 октября 1983 г, с 20 января 1984 г. по 13 марта 1984 г. истец работал на Даугавпилсском ремонтном заводе, с 1 мая 1984 г. по 12 августа 1987 г. проходил службу в органах внутренних дел на ст. Москва-Белорусская, с 18 сентября 1987 г. по 23 февраля 1988 г. работал в Автокомбинате N 5, с 18 мая 1988 г. по 27 декабря 1988 г. - на Очаковском заводе ЖБК, с 14 февраля 1989 г. по 18 апреля 1990 г. в СМУ N 2 Мосметростроя, с 29 апреля 1990 г. по 10 августа 1990 г. актером в Театре-студии "Театральная студийная мастерская", а с 10 августа 1994 г. работает начальником штаба народной дружины в ГКУ "Московский городской штаб народной дружины".
13 января 2022 г. истец обратился в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и решением ответчика от 22 апреля 2022 г. в ее назначении отказано, ввиду отсутствия специального стажа, поскольку представленные истцом справки Гильдии актеров кино России о том, что с 1991 года истец является членом Межрегиональной общественной организации Гильдия актеров кино России, и ГБУК г. Москвы "Государственный театр киноактера" о том, что Клановский С.С. работал на постоянной основе в системе кинематографии в должности актера с 1992 года по 31 декабря 2007 г. не свидетельствуют о выполнении работы в должности и по профессии, предусмотренных Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, наименование профессии "актер" в Списке не предусмотрено.
Также суд установил, что 26 июля 2022 г. Клановский С.С. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и решением от 1 августа 2022 г. в назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку страховой стаж истца для ее назначения на основании части 1.2 статьи 8 указанного закона составляет 29 лет 08 месяцев 11 дней, а право на назначение пенсии по части 1 статьи 8 этого закона возникнет не ранее 5 декабря 2024 г. по достижении истцом возраста 63 лет.
3 апреля 2023 г. истец повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и решением ответчика от 7 апреля 2023 г. в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано, поскольку страховой стаж истца для ее назначения на основании части 1.2 статьи 8 указанного закона составил 35 лет 4 месяца 1 день, а право на назначение пенсии по части 1 статьи 8 этого закона возникнет не ранее 5 декабря 2024 г. по достижении возраста 63 лет, при этом из подсчета стажа исключен период с 11 августа 1981 г. по 21 октября 1981 г, мотивы по которым указанный период исключен из стажа в решении не приведены.
Разрешая спор в части требований истца об оспаривании решений ответчика об отказе в назначении пенсии по пункту 21 части 1 статьи 30 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части, исходя из того, что сведений о работе истца по профессии и в должностях, указанных Списке профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, не представлено, а возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с приложением 6 к нему при обращениях к ответчику в 2022 и 2023 годах истец не достиг.
Принимая решение об отказе в иске Клановскому С.С. об обязании назначить страховую пенсию по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что для определения продолжительности страхового стажа на основании части 1.2 статьи 8 этого Федерального закона" в него включаются только периоды непосредственно работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды временной нетрудоспособности, а также периоды прохождения военной службы по призыву и периоды участия в "данные изъяты" (в период прохождения военной службы), а иные периоды (включая периоды обучения, время прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (кроме периодов прохождения военной службы по призыву и периодов участия в "данные изъяты" в период прохождения военной службы) в страховом стаже для определения права для назначения пенсии по указанному основанию не учитываются независимо от того, что ранее действовавшим законодательством такие периоды подлежали включению в страховой (трудовой, общий) стаж.
Приняв во внимание, что в соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и данных о стаже (для назначения страховой пенсии), указанные в трудовой книжке периоды работы истца с 21 июля 1980 г. по 31 декабря 2022 г. (кроме периода работы с 11 августа 1981 г. по 21 октября 1981 г. в Локомотивном депо ст. Свердловск-Сортировочная Свердловской железной дороги и периода прохождения службы в органах внутренних дел на ст. Москва-Белорусская с 1 мая 1984 г. по 12 августа 1987 г, а также периода обучения с 1 сентября 1977 г. по 31 июля 1980 г. в Даугавпилсском техникуме железнодорожного транспорта и отпусков без сохранения заработной платы) в страховом стаже истца учтены, его продолжительность составила 35 лет 4 месяца 1 день, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения пенсии по указанному выше основанию, отказав при этом во включении в страховой стаж для определения его продолжительности в целях назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов обучения и прохождения службы в органах внутренних дел.
При рассмотрении требований истца об обязании включить в страховой стаж период работы в Локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности дублера помощника машиниста тепловоза и помощника машиниста тепловоза, суд первой инстанции исходил из того, что об указанном периоде имеется запись в трудовой книжке истца, он учтен в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица, мотивов, по которым он исключен ответчиком из страхового стажа оспариваемые решения не содержат, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности таких требований истца, возложив на пенсионный орган обязанность включить в стаж период с 21 июля 1980 г. по 2 декабря 1980 г.
С выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии по старости, в том числе по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" согласился суд апелляционной инстанции, признав несостоятельными доводы истца о возможности применения в данном случае положений статьи 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" о включении в страховой стаж периода прохождения военной и приравненной к ней службы, пункта 109 постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, о включении в трудовой стаж периода обучения, указав, что положения части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении стажа для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 этого закона не применяются.
Также суд апелляционной инстанции отклонил ссылку истца о присвоении ему звания "Ветеран труда", о чем выдано удостоверение 19 ноября 2004 г, а также ссылку на положения статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", указав, что положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не определяют порядок исчисления страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости.
Проверяя выводы суда в части разрешения иска Клановского С.С. об обязании включить в страховой стаж период работы в Локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности дублера помощника машиниста тепловоза и помощника машиниста тепловоза, суд апелляционной инстанции указал на то, что суд первой инстанции при разрешении спора в данной части не учел, что истец работал в Локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в период с 11 августа 1981 г. по 21 октября 1981 г. и именно он не учтен ответчиком в страховом стаже истца, в то время как период его работы с 21 июля 1980 г. по 2 декабря 1980 г. помощником машиниста тепловоза на производственной практике в Локомотивной депо Даугавпилс в страховой стаж учтен ответчиком в бесспорном порядке, в связи с чем, суд апелляционной инстанции решение суда в данной части изменил.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, в той части, с которыми с ними согласился суд апелляционной инстанции, и с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами в обжалуемой части правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 1 января 2019 г. на основании Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), а в соответствии с частями 2 и 3 статьи 8 указанного закона условиями назначения пенсии является также продолжительность страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с применением положений статьи 35 указанного закона о переходных положениях).
При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Кроме того, с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 3 октября 2018г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.2, которая устанавливает, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а положения статьи 13 этого же Федерального закона о порядке исчисления страхового стажа дополнены частью 9, которая устанавливает, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
На момент обращения истца к ответчику с заявлением от 3 апреля 2023г. действовала редакция части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которая предусматривает, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, а периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи (в двойном размере).
Положения части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ предусматривали, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; в пунктах 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, часть 2 статьи 12 устанавливает, что периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, в соответствии с которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, установлен перечень должностей, дающий право на пенсию за выслугу лет (в зависимости от стажа творческой работы на сцене и (или) достижения возраста.
Проанализировав представленные в дело доказательства, приняв во внимание отсутствие сведений о работе истца по профессии и в должностях, указанных Списке профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, при этом возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с приложением 6 к нему при обращениях к ответчику в 2022 и 2023 годах истец не достиг, а также установив отсутствие оснований для включения в страховой стаж в целях назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов обучения и прохождения службы в органах внутренних дел, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о назначении истцу пенсии и ее выплате.
Доводы кассационной жалобы истца, выражающие несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов в обжалуемой части, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в обжалуемой части.
Судебные постановления в части разрешения исковых требований истца об обязании включить в страховой стаж период работы в Локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности дублера помощника машиниста тепловоза и помощника машиниста тепловоза сторонами не оспариваются, в связи с чем, предметом судебной проверки не являются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 августа 2023 г, в той части, в которой оно оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2023 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Клановского Сергея Савельевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.