Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, с удей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Шатовой А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Калмыковой И.Д.
на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 15 мая 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Калмыковой И.Д. к филиалу N 9 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, установлении досрочной страховой пенсии - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Калмыкова И.Д. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, установлении досрочной страховой пенсии, ссылаясь на то, что решением ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области N 158 от 26.02.2021 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду недостаточности специального медицинского стажа. С указанным решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области истец не согласна. В связи с чем, просила суд отменить решение ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области от 26.02.2021 об отказе в установлении пенсии; обязать включить в специальный стаж периоды работы: с 08.05.1997 по 31, 07.1998 - медицинская сестра стационара (операционной) в ООО "Региональный центр охраны здоровья "Алмаз"; с 29.05.2017 по 09.06.2019; с 10.06.2019 по 31.12.2019 - медицинская сестра палатная 2-го Стационарного отделения "Клиники Спиридоньевский" в АО "Европейский медицинский центр"; с 01.01.2020 по 30.08.2020 - медицинская сестра палатная 2-го Стационарного отделения "Клиники Спиридоньевский" в АО "Европейский медицинский центр"; обязать установить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
Истец Калмыкова И.Д. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Линенко А.В, который возражал против удовлетворения исковых требований, просил в их удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в решении комиссии.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда не имеется.
Судом установлено, что 31.08.2020 Калмыкова И.Д. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области N 158 от 26.02.2021 Калмыковой И.Д. в назначении досрочной страховой пенсии отказано ввиду отсутствия специального медицинского стажа. При этом, в специальный стаж не засчитаны, в том числе, периоды: с 08.05.1997 по 31.07.1998 - медицинская сестра стационара (операционной) в ООО "Региональный центр охраны здоровья "Алмаз"; с 29.05.2017 по 09.06.2019, с 10.06.2019 по 31.12.2019 - медицинская сестра палатная 2-го Стационарного отделения "Клиники Спиридоньевский" в АО "Европейский медицинский центр"; с 01.01.2020 по 30.08.2020 - медицинская сестра палатная 2-го Стационарного отделения "Клиники Спиридоньевский" в АО "Европейский медицинский центр". Страховой стаж составил 29 лет 03 месяца 25 дней; Специальный стаж составил 26 лет 08 месяцев 26 дней; не засчитано в специальный стаж 3 года 09 месяцев 27 дней.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарноэпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", порядок исчисления периодов их работы устанавливается определенными правилами, утвержденными Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
С 01.11.1999 в период действия постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 введено правило об учете специального стажа при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Такие виды организаций как акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не поименованы.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 1920-О).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от т 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30).
Так как медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), само по себе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не свидетельствует о тождественности занимаемых работниками должностей должностям в учреждениях здравоохранения.
Учреждение - самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации, обладающая рядом особенностей, в том числе в сфере собственности на имущество, ответственности по обязательствам учреждения и т.д.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что требования истца об обязании ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указанных периодов удовлетворению не подлежат, поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), а у истца, работавшей в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму - ООО, АО, не возникло право на включение рассматриваемых спорных периодов работы в коммерческой организации в специальный стаж.
Тот факт, что пенсионный орган часть периодов работы в указанных обществах самостоятельно включил в подсчет специального стажа истца, на что указано в апелляционной жалобе, на правильность выводов суда не влияет, поскольку вне зависимости от решения пенсионного органа, законом не предусмотрено право на включение в подсчет специального медицинского стажа периодов работы в ООО, АО, правовое обоснование чего приведено выше.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении занимаемых истцом должностей в вышеуказанных обществах такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена. Сведений о том, что истец приступила к работе в организациях в то время, когда они имели другую организационно-правовую форму, которая впоследствии изменена с сохранением трудовой функции, также не установлено.
Соответственно, оснований для удовлетворения требований истца об о бяза нии ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж спорные периоды работы и, как следствие о п ризна нии за Калмыковой И.Д. прав а на досрочную страховую пенсию при отсутствии требуемого специального стажа, не имелось.
Суд исследовал обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калмыковой И.Д.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.